ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-138/22 от 09.03.2022 Талдомского районного суда (Московская область)

Адм.дело №2а-138/22

Решение

Именем Российской Федерации

09 марта 2022 <адрес> районный суд <адрес> в составе судьи Румянцевой М.А. при секретаре ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Талдомского городского округа и заинтересованному лицу ДНП «Восточное-2» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и восстановлении нарушенного права, суд

Установил

Административный истец обратилась в суд с иском к административному ответчику, просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и обязании продлить договор аренды земельного участка.

Требования административного истца основаны на том, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Талдомского муниципального района и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка площадью 1500кв.м. с КН 50:01:0050230:60, расположенного на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования : для дачного хозяйства, по адресу <адрес>, ДНПТ «Восточнее-2» уч.28. На указанном земельном участке возведено строение : хозяйственная постройка, право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок был предоставлен административному истцу без аукциона как члену ДНП «Восточное-2» на основании решения общего собрания. Для продления договора аренды на новый срок, административным истцом через МФЦ было подано заявление и получено Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ Причиной отказа указано то, что земельный участок с КН 50:01:0050230:60 и видом разрешенного использования « Для дачного хозяйства» предоставляется в аренду для осуществления определенных целей, но фактически данный земельный участок используется для иных целей, что установлено актом муниципального земельного контроля. С данным решением истец не согласна, т.к. земельный участок она использует в соответствии с целевым назначением. Никакие комиссии на ее участок не приходили, акт не составляли. О том, что комиссия будет обследовать земельный участок, ее никто не уведомлял. Председателя ДНП «Восточное-2» также никто не уведомлял. Вид разрешенного использования земельного участка с КН 50:01:0050230:60 для дачного хозяйства, позволяет возводить на участке дачный или садовый дом, не предназначенный для раздела на квартиры, пригодный для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей, осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, размещение хозяйственных строений и сооружений. Садовый дом построить не смогла в связи с материальным положением и пандемией. В участок вложила значительные денежные средства в виде целевых и членских взносов.Просит признать решение об отказе в продлении договора аренды земельного участка незаконным и обязать Администрацию Талдомского городского округа восстановить нарушенное право.

В судебном заседании административный истец ФИО5 требования поддержала, дополнила, что земельный участок она получила как член ДНТ «Восточное-2». В сентябре 2016 г. между ней и <адрес> был заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет. На данном земельном участке она хотела построить дом. В течение 5 лет она платила членские взносы и целевые взносы на создание общего имущества. Из-за тяжелого финансового положения и пандемии она не смогла построить дом. В сентябре 2021 г. срок договора аренды истек. Она обратилась в Администрацию Талдомского городского округа с заявлением о продлении срока аренды, но ей было отказано, т.к. земельный участок используется не по целевому назначению. С отказом она не согласна, т.к. земельный участок использует по целевому назначению – для отдыха, оплачивает целевые и членские взносы, на участке расположено хозяйственное строение, зарегистрировать которое рекомендовала администрация. Просит требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО3, административный иск не признал, решение об отказе в предоставлении услуги поддержал, ссылаясь на то, что между ФИО1 и <адрес> был заключен договор аренды земельного участка сроком на 5 лет, данный земельный участок используется ФИО1 не по назначению. На земельном участке расположен хозяйственная постройка, которая не является капитальным строением, на которую зарегистрировано право собственности. С регистрацией права на указанное строение Администрация не согласна. Регистрация права на хозяйственное строение не дает ФИО1 льготное право на продление договора аренды земельного участка. ДНП «Восточное-2» не обязывало ФИО5 вступать в товарищество. Вид разрешенного использования земельного участка предполагает строительство жилого дома. Администрация Талдомского городского округа будет заявлять самостоятельные требования о прекращении права собственности на хозяйственное строение и освобождении данного земельного участка. Считает отказ законным, просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо председатель ДНТ «Восточное-2» ФИО6, в судебном заседании требования административного истца поддержал, пояснил, что в 2003 <адрес> выделила два земельных участка площадью 13 га. под дачное хозяйство в <адрес>. Было создано два дачных некоммерческих партнерства. В 2011 г. было образовано ДНП «Восточное-2», членами ДНП за счет членских взносов было произведено размежевание общего земельного участка и сформировано 72 земельных участка, которые решением общего собрания были распределены между между членами ДНП. На целевые взносы была отсыпана дорога, проведены работы по электрофикации и газофикации, а также другие работы. Члены ДНП получали земельные участки и сами корчевали деревья, кустарники. <адрес> помощи никакой не оказывала. Многие члены ДНП построили дома, к домам ведутся коммуникации, застроено 50 % участков. После получения земельного участка, ФИО5 поставила на участке хозяйственное строение, обрабатывает участок, задолженности по членским и целевым взносам не имеет, из членов ДНП не исключалась. Договоры аренды были заключены на 1, 2 и 5 лет. В настоящее время они продляются. Считает, что ФИО1 незаконно отказано в продлении договора аренды, как и другим членам партнерства, которые еще не построили домов на своих участках.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Отношения, возникшие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, до ДД.ММ.ГГГГ регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которому предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществлялось в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 14 названного Федерального закона (пункт 1 статьи 14). Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного дачному некоммерческому объединению, предоставлялись членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Дачные земельные участки предоставлялись в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 14). Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставлялись в соответствии с пунктом 3 статьи 14 данного Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (пункт 4 статьи 14). Органы местного самоуправления обязаны были содействовать дачникам и их объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на дачные земельные участки (пункт 2 статьи 38).

С ДД.ММ.ГГГГ отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым предоставление членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории. Садовые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 22). Органами местного самоуправления осуществляется поддержка ведения садоводства, исходя из особой социальной значимости садоводства. Меры муниципальной поддержки в отношении территорий садоводства, в границах которых садовые земельные участки принадлежат исключительно гражданам, имеющим право на их внеочередное, первоочередное или иное льготное приобретение, оказываются в приоритетном порядке (части 1 и 9 статьи 26).

При этом в силу пункта 7 статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (переходные положения) для целей применения в данном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения данной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Садовым земельным участком признается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии с Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", код 13.2 разрешает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1, хозяйственных построек и гаражей.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации член садоводческого некоммерческого товарищества вправе приобрести земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, в собственность в результате продажи без проведения торгов (подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3) или в аренду без проведения торгов (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.6).

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок с КН 50:01:0050230:60 площадью 1500 кв.м с видом разрешенного использования- для дачного хозяйства, местоположение :<адрес>, северо-восточная часть <адрес>, ДНП «Восточное-2», уч.28, предоставлен административному истцу из земель, выделенных ДНП «Восточное-2», на основании постановления Главы Талдомского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и 2807 от ДД.ММ.ГГГГ как члену указанного дачного кооператива в период действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка сроком на пять лет/л.д.9-17/.

На указанном земельном участке ФИО5 возвела хозяйственную постройку, право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, что следует из выписки из ЕГРН ( л.д.19).

ФИО5 обратилась в Администрацию Талдомского городского округа с заявлением о продлении срока договора аренды и получила Решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ Причиной отказа послужило то, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, а также, что между документами, представленными заявителем, и документами, полученными межведомственным запросом, содержатся противоречивые сведения ( л.д.30-31).

ФИО5 просит признать данный отказ незаконным и возложить на администрацию обязанность восстановить ее нарушенное право

В силу части 3 статьи 39.6 Земельного кодекса граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:

1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);

2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.

Согласно части 4 статьи 39.6 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Все условия, предусмотренные ч.ч.3,4 ст.39.6 ЗК РФ в данном случае в отношении спорного земельного участка соблюдены.

В части 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ (переходные положения) указано, что для целей применения в данном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения данной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур

Поскольку спорный земельный участок является садовым, код 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков разрешает осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1, хозяйственных построек и гаражей.

При этом, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение садового или жилого дома на земельном участке является правом гражданина и сроком действия договора аренды- 5 лет не ограничено, в связи с чем не возведение на таком земельном участке садового или жилого дома в период договора аренды с 2016 по 2021 г. не свидетельствует о его нецелевом использовании. Иных доказательств этому не представлено До настоящего времени ФИО5 является членом ДНП, оплачивает членские и целевые взносы, из членов партнерства не исключалась, земельный участок другому лицу не перераспределялся, что следует из справки председателя ДНП «Восточное-2» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем имеет право на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов на новый срок. Отказ административного ответчика основан и на том обстоятельстве, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, что не соответствует вышеуказанным нормам закона. Не нашло своего подтверждения и несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, данным, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия. Такого несоответствия судом не установлено.

Более того, частью 6 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрено право арендатора земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; 3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Частью 7 данной статьи установлен срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, который определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года.

Падение доходов населения в связи с пандемией, потребовавшие оказания материальной поддержки от государства, значительное повышение цен на строительные материалы, являются общеизвестными обстоятельствами.

Административным истцом в ходе рассмотрения дела неоднократно заявлено о ее праве на продление договора аренды.

При этом, право на заключение дополнительного соглашения об увеличении срока аренды закреплено пунктами 6 - 8 ст.19 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ).

Из представленных суду документов, следует, что договор аренды земельного участка заключен в 2016 <адрес> обратилась за предоставлением государственной услуги до срока его истечения. Суду так же не представлено данных о наличии у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка административным истцом.

Таким образом, условия, указанные в законе, для заключения дополнительного соглашения с административным истцом соблюдены.

При этом, суд полагает, что обращение административного истца за предоставлением государственной услуги после ДД.ММ.ГГГГ, не умаляет ее права на заключение соглашения в соответствии с указанным законом, так как по смыслу правовой нормы, данный срок не является пресекательным. Закон не содержит указаний на правовые последствия пропуска указанного срока, при том, что обстоятельства, вызванные ограничительными мерами и признанные, фактически, законодателем форс-мажорными, на указанную дату не прекращены.

Вместе с тем следует учитывать, что дополнительные права на отказ от договора либо изменение его условий могут быть предусмотрены как общими положениями об обязательствах, например, положениями статьи 328 ГК РФ, так и законодательством об отдельных типах и видах договоров, например, положениями статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Однако, административный ответчик, при рассмотрении заявления ФИО1, ограничился лишь формальным соблюдением норм земельного законодательства, не проанализировав обстоятельства, существовавшие на момент подачи заявления применительно к общим нормам гражданского законодательства, предусматривающим возможность внесения изменений в договор.

При таких обстоятельствах, оценив вышеизложенное в совокупности, суд признает незаконным решение Администрации Талдомского городского округа № Р50099799 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка с КН 50:01:0050230:60 в аренду без проведения торгов и, в целях восстановления нарушенного права, возлагает на администрацию Талдомского городского округа обязанность заключить с ФИО1 дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, предусматривающее увеличение срока действия договора на три года с момента вступления в силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,суд

Решил:

Признать незаконным решение Администрации Талдомского городского округа Р50099799 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении земельного участка с КН 50:01:0050230:60 в аренду без проведения торгов и возложить на администрацию Талдомского городского округа обязанность заключить с ФИО1 дополнительно соглашение к договору аренды земельного участка, предусматривающее увеличение срока действия договора на три года с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья Румянцева М.А.

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение не вступило в законную силу.