УИД 86RS0001-01-2022-001984-91
№ 2а-1393/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2022 года город Ханты-Мансийск
Ханты - Мансийский районный суд ХМАО - Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО3, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заместителю начальника Управления Росгвардии по ХМАО-Югре ФИО2ФИО8 о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования, признании незаконным отказа в удовлетворении жалобы, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югрео признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования, признании незаконным отказа в удовлетворении жалобы, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего оружия снарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования, мотивируя его тем, что ДД.ММ.ГГГГ письмом № ему было отказано в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования по причине отсутствия пятилетнего стажа владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием. ДД.ММ.ГГГГ им подана жалоба в порядке подчиненности, которая не былаудовлетворена (ответ № от ДД.ММ.ГГГГ). Данные действия административного ответчика истец читает незаконными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ им была получена лицензия на коллекционирование оружия(патронов) ЛКГ №, в соответствии с которой ему разрешено коллекционировать, в том числе охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом, охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм., охотничье огнестрельное комбинированное оружие (нарезное и гладкоствольное), длинноствольное со сменными и вкладными нарезными стволами. На основании данной лицензии им и было подано заявление на получение лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 г. № 16-П, статьи 3, 9, 10, 13, 25 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», пункты 30, 31, 32, 38, 41 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, полагает, что запрета на приобретение (сбор) с целью коллекционирования спортивного или охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом физическими лицами (гражданами Российской Федерации) не содержится в законе; граждане РФ в целях коллекционирования могут приобретать оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ, при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных законом. Ограничений в отношении коллекционирования охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом не установлено. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным отказ административного ответчика № в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его жалобы, возложить на административного ответчика обязанность выдать лицензию на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования, взыскать расходы на уплату государственной пошлины.
Определением судьи о принятии заявления и подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель начальника Управления Росгвардии по ФИО2ФИО9
В судебном заседании административный истец ФИО3 административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что поскольку действующее законодательство (частью 8 ст. 13 Закона об оружии) предусматривает лишь два основания для выдачи разрешения на приобретение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом: профессиональная деятельность, связанная с охотой, и владение направе собственности охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием не менее пяти лет, истцу правомерно отказано в получении лицензии.
Заместитель начальника Управления Росгвардии по ХМАО-Югре ФИО2ФИО10. в судебное заседание не явился, возражений на административное исковое заявление не представил, в связи с чем суд приступил к рассмотрению дела по существу в его отсутствие.
Суд, заслушав административного истца ФИО3 и представителя административного ответчика ФИО5, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 118 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец ФИО3 имеет охотничий билет серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГФИО3 УФСВНГ Росси по ХМАО-Югре выдана лицензия ЛКГ № на коллекционирование следующих видов оружия:
- охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом,
- охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм.,
- охотничье огнестрельное комбинированное оружие (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами,
- гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения,
- гражданское газовое оружие,
- охотничье сигнальное оружие и холодное клинковое оружие бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Отделение лицензионно-разрешительной работы УФСВНГ Росси по ХМАО-Югре по <адрес>м с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Няганского ОЛРР Управления Росгвардии по ФИО2 утверждено заключение об отказе в выдаче истцу лицензии в связи с тем, что ФИО3 профессиональной деятельностью, связанной с охотой, не занимается, и имеет в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие менее пяти лет.
ДД.ММ.ГГГГ письмом исх. № истец уведомлен об отказе в выдаче лицензии.
Жалоба истца от ДД.ММ.ГГГГ г. на принятое решение оставлена заместителем начальника Управления Росгвардии по ФИО2ФИО11. ДД.ММ.ГГГГ. без удовлетворения.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии).
Согласно абзацу двенадцатому части первой статьи 1 Закона об оружии оборот оружия включает, в том числе его приобретение, коллекционирование и хранение.
В силу частей 1 и 2 статьи 9 Закона об оружии приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой этой статьи.
Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 25 Закона об оружии коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа. Коллекционирование и экспонирование оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляются без лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 г. № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, которые регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации (далее - Правила оборота оружия).
Согласно пунктам 32, 38 Правил оборота оружия в целях коллекционирования разрешается приобретать: оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации; огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; патроны к указанному в этом пункте оружию. Граждане Российской Федерации могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Законом об оружии и данными правилами.
Вместе с тем, частью 8 ст. 13 Закона об оружии предусмотрено, что охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.
Данной нормой прямо обозначены условия, при котором граждане Российской Федерации имеют право приобретать охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом: занятие ими профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо нахождение у них в собственности охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия не менее пяти лет.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал, что пятилетний срок владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием как условие возникновения права на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом обусловлен особыми техническими характеристиками приобретаемого оружия - большими дальностью стрельбы и убойной силой. Установление такого срока для лиц, чья профессиональная деятельность не связана с охотой, необходимо для приобретения ими устойчивых навыков безопасного обращения с оружием, не утрачиваемых к моменту приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом вследствие прерывания указанного срока. Кроме того, продолжительное и непрерывное владение и пользование охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием свидетельствуют о безупречном и ответственном обращении гражданина с оружием (определения от 27.06.2017 г. № 1225-О, от 23.11.2017 г. № 2539-О).
Таким образом, доводы административного истца о том, что наличие лицензии на коллекционирование охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и отсутствие противопоказаний к его приобретению являются достаточными для получения лицензии на приобретение такого оружия, суд находит необоснованными, противоречащими требованиям части 8 ст. 13 Закона об оружии.
Судом установлено, что административному истцу выдано пять разрешений на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, самое раннее из которых выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на дату обращения с заявлением о выдаче лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом административный истец имел в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие менее пяти лет, в связи с чем основания для выдачи ему лицензии у административного ответчика отсутствовали. Административным ответчиком обоснованно отказано в выдаче истцу лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования, равно как обоснованно не удовлетворена жалоба на решение об отказе в выдаче лицензии.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО3
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО3 к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, заместителю начальника Управления Росгвардии по ХМАО-Югре ФИО12 о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования, признании незаконным отказа в удовлетворении жалобы, возложении обязанности выдать лицензию на приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом и патронов к нему с целью коллекционирования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты - Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты - Мансийский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда подписьТ.В. Колесникова
копия верна:
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Т.В. Колесникова
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано составом суда 21.04.2022 г.