ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1393/2022 от 25.03.2022 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Административное дело № 2а-1393/2022

УИД 54RS0003-01-2022-000308-90

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2022 года город Новосибирск

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Кудиной Т.Б.,

при секретаре судебного заседания Завадской Г.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области к Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области обратилось в суд с административным иском к Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» о ликвидации некоммерческой организации.

В обоснование административных исковых требований указано, что 04.10.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись об Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» (далее - Организация) за основным государственным регистрационным __ (ведомственный регистрационный __). Президент Организации - ФИО1 Кзы, проживает по адресу: <данные изъяты> На основании информации УФСБ России по Новосибирской <данные изъяты> о нарушении Организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и о проведении проверки в целях пресечения ее противоправной деятельности Главным управлением Минюста России по Новосибирской области (далее - Главное управление) с 05.04.2021 по 09.04.2021 проведена внеплановая документарная проверка Организации. О проведении проверки и необходимости представления документов в Главное управление Организация была уведомлена в установленном законом порядке. Уведомление о проведение проверки от 17.03.2021 было направлено: по адресу Организации, который содержится в ЕГРЮЛ заказным письмом с уведомлением: <данные изъяты> Однако, почтовые конверты получены не были, возвратились в адрес Главного управления. Между тем, сведений о смене адреса (места нахождения) Организации в Главное управление не поступало. Для проведения проверки документы Организация не представила, тем самым воспрепятствовала ее проведению. 02.06.2021 Главным управлением в связи с непредставлением документов для проведения проверки составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП и направлен для рассмотрения мировому судье 4-го судебного участка Заельцовского района г. Новосибирска. 02.08.2021 вышеуказанным судом вынесено постановление о привлечении Организации к административной ответственности и назначению административного наказания в виде предупреждения. Постановление вступило в законную силу 26.10.2021.

Далее, в связи с непредставлением Организацией документов Главным управлением на основании материалов учетного дела Организации проведена проверка: сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ; информации о деятельности Организации, полученной от правоохранительных органов; информации о деятельности Организации, размещенной в свободном доступе в сети Интернет. Так, в ходе проведения проверки установлено следующее: согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адрес места нахождения Организации: <данные изъяты> Однако, по информации, представленной правоохранительными органами, в ходе проведения поисковых мероприятий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что по указанному адресу зарегистрирована и действует иная организация — Благотворительный фонд сотрудничества между Тюркоязычнми и славянскими народами «Содружество 2014». Организацией не представлены документы, подтверждающие ее местонахождение по вышеуказанному адресу. Документа, разъясняющего отсутствие перечисленных документов, Организацией в Главное управление также не представлено. Таким образом, адрес, указанный в ЕГРЮЛ, не является адресом места нахождения постоянно действующего руководящего органа Организации, что противоречит п.2 ст.54 ГК РФ, согласно которому государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Пунктом 3 ст. 54 ГК РФ установлено, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица, в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридическим лицом значимых сообщений (ст. 165.1 ГК), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в данном реестре, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Также в нарушение п.7 ст.32 Федерального закона __ «О некоммерческих организациях» в Главное управление в трехдневный срок Организацией не представлены сведения об изменении ее адреса места нахождения.

Кроме того, ссылаясь на п.2 ст.14 Федерального закона № 7-ФЗ, п.1 ст.53 ГК РФ административный истец указывает, что в соответствии с п.6.9 Устава постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Организации является Президиум. Заседания Президиума проводятся не реже двух раз в год. Между тем. документы, подтверждающие проведение заседаний Президиума в __ гг., а также рассмотрение Президиумом вопросов, относящихся к его компетенции, на проверку не представлены. Документа, разъясняющего отсутствие перечисленных документов, Организацией в Главное управление не представлено. По информации правоохранительных органов Ассоциацией, не соблюдаются положения собственного Устава в части периодичности заседания Президиума, не рассматриваются вопросы, входящие в компетенцию указанного органа. Таким образом, Организацией в проверяемом периоде не соблюдались положения своего Устава, в части предусмотренного уставом порядка управления, что является нарушением п.2 ст.14 Федерального закона № 7-ФЗ. Также, ссылаясь на ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ, подп. «п» п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Согласно сведениям ЕГРЮЛ дополнительным видом экономической деятельности, осуществляемым Организацией является «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления», код 70.22 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности <данные изъяты> утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 __ Согласно п.2.1 Устава целью деятельности Организации является представление и защита общих, в том числе профессиональных интересов членов Организации, а также содействие членам Организации в развитии межрегиональных связях членов Организации по вопросам сохранения национальных традиций и культурного наследия азербайджанского народа, проживающего на территории Российской Федерации. Однако, в нарушение указанных норм, код дополнительного вида деятельности 70.22 - «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» не соответствует целям деятельности Организации, в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения относительно кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Исходя из вышеизложенного, Главным управлением при проведении проверки выявлены следующие нарушения положений законодательства Российской Федерации, допущенные Организацией в нарушение: п.2 ст.14 Федерального закона №7-ФЗ Организации не соблюдались положения устава, в части порядка управления; п.п. 2 и 3 статьи 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения об адресе места нахождении Организации - Организация по данному адресу не располагается, связь с Организацией не обеспечивается (лицо, допустившее нарушение — Президент); ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ и подп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (лицо, допустившее нарушение — Президент). По окончании проверки Главным управлением в адрес Организации направлено предупреждение (представление) от 09.04.2021 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.06.2021. Предупреждение (представление) было направлено по адресу: <данные изъяты> Однако, почтовые конверты получены не были, возвратились в адрес Главного управления. Требования Главного управления об устранении нарушений, указанных в предупреждении (представлении) Организацией в установленный срок (до 17.06.2021) выполнены не были. Главным управлением в связи с невыполнением в установленный срок законного предписания 09.08.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5. КоАП и направлен для рассмотрения мировому судье 4-го судебного участка Заельцовского района г. Новосибирска. 16.09.2021 вышеуказанным судом вынесено постановление о привлечении Организации к административной ответственности и назначено административное наказание в виде штрафа. Постановление вступило в законную силу 26.10.2021. Таким образом, Организация неоднократно и грубо нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного административный истец просит суд ликвидировать Ассоциацию Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представители административного истца Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области ФИО2 и ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных административных требований по основаниям подробно изложенным в письменном отзыве <данные изъяты> Между тем, в связи с допущенной технической ошибкой пакет документов для государственной регистрации ошибочно был направлен в Главное управление Министерства юстиции РФ по Ростовской области, которое 15.02.2022 вынесло отказ в проведении регистрационных действий и письмом направило пакет документов по новому адрес регистрации в г.Ростове-на-Дону с разъяснениями дальнейших действий. 28.02.2020 Ассоциация внесла изменения в пакет документов с формированный для проведения регистрационных действий с учетом разъяснений Минюста по Ростовской области и направило данный пакет в адрес административного истца. Указала, что привлечение Ассоциации к административному штрафу привело к изменению состава ее участников, смене президента и изменению юридического адреса, в связи с чем возникла проблема, по которой Ассоциация и не получила вовремя информацию от Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, послужившей основаниям для подачи настоящего административного иска. Между тем, Ассоциация является действующей организацией, предоставляющей отчетность, ведущей благотворительную деятельность для детей инвалидов и сирот на территории Российской Федерации. Так, 21.12.2021 в г. Ростове-на-Дону был проведен благотворительный вечер в честь празднования нового года и независимости республики Азербайджан для детей сирот и инвалидов, вручены подарки детям. Таким образом, учитывая сроки прохождения документов о смене юридического адреса и их длительное оформление представитель административного ответчика просила не исключать Ассоциацию из реестра юридических лиц.

Суд, выслушав представителей административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

На основании пункта 4.1 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. __ Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. __

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. __ центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Минюста России по Новосибирской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из ЕГРЮЛ предоставлено законом.

Судом установлено, что 04.10.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы __ по Новосибирской области зарегистрирована Ассоциация Межрегиональный конгресс азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» (сокращенное наименование – АМКА «Единство»). В ЕГРЮЛ внесена запись об Ассоциации за основным государственным регистрационным __ (ведомственный регистрационный __) (л.д.22, 23–26).

Так, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридическим адресом Ассоциации является: <данные изъяты> стороной административного ответчика не оспаривалось.

Из Устава АМКА «Единство», утвержденным Общим собранием Учредителей (протокол __ от 10.09.2018), усматривается, что Ассоциация является некоммерческой организацией, созданной для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение уставных целей, основанной на членстве нескольких объединившихся лиц. Местом ее нахождения является: г. Новосибирск (п.1.3). Целью деятельности является представление и защита общих, в том числе профессиональных, интересов членов Ассоциации, а также содействие членам Ассоциации и развитии межрегиональных связей членов Ассоциации по вопросам сохранения национальных традиций и культурного наследия азербайджанского народа, проживающего на территории Российской Федерации (п.2.1.)

17.03.2021 распоряжением и.о. начальника Главного Управления Министерства юстиции РФ по НСО __ от 17.03.2021, на основании информации УФСБ России по Новосибирской области от 27.02.2021 __ в период с 05.04.2021 по 09.04.2021 в отношении АМКА «Единство» была назначена внеплановая документарная проверка с целью пресечения ее противоправной деятельности, задачами которой являлось осуществление контроля за, соответствием деятельности Ассоциации целям, предусмотренным ее уставом,законодательству РФ. Пунктом 13 указанного распоряжения установлен перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проверки, а именно: документов, подтверждающих местонахождение Ассоциации (копии правоустанавливающих документов на помещение); протоколов постоянно действующего коллегиального исполнительного орган Ассоциации (л.д.30-32).

24.03.2021 в адрес Ассоциации, ее президента направлено Уведомление о проведении проверки с приложением распоряжения от 17.03.2021, содержащее указание на необходимость предоставления в срок до 05.04.2021 документов, указанных в распоряжении о проведении проверки, а также журнала учета проверок (при наличии) (л.д.27-29).

Между тем, вышеуказанные Уведомления Ассоциацией и ее президентом не получены, почтовые отправления возвращены отправителю (л.д.33-36).

06.04.2021 в адрес Ассоциации, ее президента направлено Уведомление о необходимости явки 02.06.2021 в Управление для составления и подписания протокола об административном правонарушении предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ (л.д.37-38).

Однако, вышеуказанные Уведомления Ассоциацией и ее президентом вновь не были получены, почтовые отправления возвращены отправителю (л.д.33-36).

02.06.2021 Управление составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, который был направлен для рассмотрения мировому судье 4-го судебного участка Заельцовского района г. Новосибирска.

Постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 02.08.2021 АМКА «Единство» признано виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ; Ассоциации назначено наказание в виде предупреждения. Указанное постановление вступило в законную силу — 26.10.2021 (л.д.43-44).

В виду непредставления Ассоциацией испрашиваемых документов, 09.04.2021 Управлением была проведена проверка в ходе которой были выявлены следующие нарушения положений законодательства РФ:

не соблюдались положения устава, в части порядка управления (п.2 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения об адресе места нахождении Ассоциации - Ассоциация по данному адресу не располагается, связь с ней не обеспечивается (лицо, допустившее нарушение — Президент) (п.п. 2 и 3 ст.54 ГК РФ). Так, по информации, представленной правоохранительными органами, в ходе проведения поисковых мероприятий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было установлено, что по юридическому адресу Ассоциации, содержащемуся <данные изъяты>

в ЕГРЮЛ внесены недостоверные сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (лицо, допустившее нарушение — Президент) (ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ и подп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (л.д.45-47).

По окончании проверки Управлением в адрес Ассоциации, ее президента было направлено предупреждение (представление) от 09.04.2021 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.06.2021 (л.д.48), которое Ассоциацией и ее президентом получено не было, почтовые отправления возвращены отправителю (л.д.49-52).

21.06.2021 в адрес Ассоциации, ее президента направлено Уведомление о необходимости явки 09.08.2021 в Управление для составления и подписания протокола об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.53-54).

Однако, вышеуказанные Уведомления Ассоциацией и ее президентом вновь не были получены, почтовые отправления возвращены отправителю (л.д.55-58).

09.08.2021 Управление составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, который был направлен для рассмотрения мировому судье 4-го судебного участка Заельцовского района г. Новосибирска.

Постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 16.09.2021 АМКА «Единство» признано виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ; Ассоциации назначено наказание в виде штрафа в размере 10000руб.Указанное постановление вступило в законную силу — 26.10.2021 (л.д.59-62).

Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за неоднократное непредставление некоммерческой организацией указанных сведений является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. __ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. __).

__ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

К данным сведениям, в силу положений пункта 1 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», относятся в том числе и сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом ( некоммерческой организацией).

Согласно разъяснениям, приведенным в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года __ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица » в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).

Таким образом, законодательством установлено, что риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя возложен непосредственно на само юридическое лицо.

Проанализировав допущенные Ассоциацией нарушения, суд приходит к выводу о том, что они являются грубыми и неоднократными.

ВЫВОДЫ

Так, согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, юридическим адресом Ассоциации является: <данные изъяты>

Вместе с тем, корреспонденция по данному адресу Ассоциацией не получается. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Факт отсутствия Ассоциация по юридическому адресу зафиксирован <данные изъяты>

Возражая относительно административных исковых требований представителя административного ответчика указал, что в настоящее время Ассоциацией предприняты меры для устранения допущенных нарушений законодательства в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Однако, суд не может согласиться с этим ввиду следующего.

Так, 12.11.2021 по решению Внеочередного общего собрания членов АМКА «Единство» членами Ассоциации было принято решение о смене места нахождения АМКА «Единство» на адрес: <данные изъяты> являющийся местом регистрации и проживания Президента Ассоциации — <данные изъяты>

17.12.2021 Ассоциацией в Управление по Ростовской области были представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Ассоциации, связанных со сменой места нахождения Ассоциации (л.д.81-109). Однако, 15.12.2021 Ассоциации был дан отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, поскольку устав и иные представленные для государственной регистрации документы противоречат законодательству РФ (л.д.140-143).

28.02.2022 Ассоциация направила исправленные документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Ассоциации, связанных со сменой места ее нахождения в Управление по Новосибирской области (л.д.79).

Между тем, согласно сведениям ЕГРЮЛ, являющимися общедоступными и размещенными в открытом доступе, следует, что до настоящего времени юридическим адресом Ассоциации значится: <данные изъяты> а кодом дополнительного вида деятельности Ассоциации не соответствующим ее целям и деятельности указан код по экономической деятельности «70.22 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предпринятыми Ассоциацией мерами вышеуказанные нарушения установленные в предупреждении (представлении) от 09.04.2021 не устранены. Фактически об изменении своего адреса Ассоциация сообщила в Управление Ростовской области — 17.12.2021, а в Управление Новосибирской области только - 28.02.2022, т. е. Ассоциацией неоднократно (более 8 месяцев ) не представлялись в установленный срок в Управление сведения о ее местонахождении, что свидетельствует о грубом характере нарушения.

На вопрос суда о причинах не устранения допущенных нарушений столь продолжительное время, представитель административного ответчика каких-либо объективных причин не указал, доказательств невозможности устранения нарушений не представил. Более того, указанные выше обстоятельства дела, по мнению суда, свидетельствуют об отрицании Ассоциацией и ее президентом норм действующего законодательства и законных требований Управления.

На основании изложенного, анализируя представленные сторонами доказательства, и, исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, тот факт, что Ассоциация, изменив место своего нахождения, не представила соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ, что является нарушением пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой Организация обязана информировать Управление Минюста об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку допущенные нарушения носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени свидетельствующие об игнорировании Ассоциацией действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно статьи 21 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктом 12 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра. Минюст России (территориальный орган Минюста России) на основании полученной от налогового органа выписки из государственного реестра принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации (ее структурного подразделения) из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.

Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. __ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п.5 ст. 61, п.2 ст. 62 ГК РФ, п.2 ч.6 ст. 180 КАС РФ).

Таким образом, сведения о юридическом лице - Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области удовлетворить.

Ликвидировать Ассоциацию Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство», ОГРН __.

Исключить сведения об Ассоциации Межрегионального конгресса Азербайджанцев по защите прав и законных интересов «Единство», ОГРН __, из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.

Мотивированное решение суда изготовлено 08.04.2022.

Судья Т.Б. Кудина