УИД16RS0038-01-2021-005707-44
дело № 2а-37/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года город Чистополь
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2022 года.
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Зотеевой Н.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей. В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является плательщиком имущественного налога, однако обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 и 2016 годы в полном объеме не исполнил. Судебный приказ, вынесенный мировым судьей по заявлению налогового органа, отменен на основании предоставленного ФИО1 возражения. Административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность в общем размере 1908,00 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 49,00 рублей, за 2016 год в размере 1859,00 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке, просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил письменное возражение, пояснил, что налоговое уведомление и требования об уплате налога и пени им получены не были, указал, что налоговым органом пропущен срок обращения с административными исковыми требованиями.
Представитель заинтересованного лица – УФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав предоставленные административным истцом письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налог на имущество физических лиц установлен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статей 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Решением Нижнекамского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение представительного органа муниципального образования «<адрес>» Нижнекамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налогах на имущество физических лиц» установлены на территории <адрес> ставки налога на строения, помещения и сооружения физических лиц от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих размерах: стоимость имущества до 300 000 рублей – 0,1 %.
Решением Нижнекамского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «О налоге по имуществу физических лиц» установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, обязательный к уплате на территории муниципального образования <адрес>, установлены ставки налога в следующих размерах: 0,2 процента в отношении: квартир. В последующие года установленные ставки не изменялись.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с названным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности, в том числе, принадлежат:
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 81,9 кв.м., кадастровый № (1/5 доли в праве, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ);
- квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 73,6 кв.м., кадастровый № (дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ),
что подтверждается сведениями, указанными в письмах Управления Росреестра (л.д. 43-45, 53-57).
Административным истцом в Личный кабинет налогоплательщика административному ответчику направлено налоговое уведомление:
№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ:
налог на имущество физических лиц, в том числе, в отношении:
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, ОКТМО 92644101, в размере 49,00 рублей (488 309 рублей (кадастровая стоимость) ? 1/5 (доля в праве) ? 1 месяц (период владения)/12 ? 0,10 % (налоговая ставка) за 2014 год;
- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, ОКТМО 92644101, в размере 1859,00 рублей (1965714 рублей (кадастровая стоимость) ? 1 (доля в праве) ? 12 месяцев (период владения) ? 0,20 % (налоговая ставка) за 2016 год.
В сроки, установленные в налоговом уведомлении, налогоплательщик оплату налогов не произвел. На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, административному истцу в Личный кабинет налогоплательщика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ:
налог на имущество физических лиц в размере 1908,00 рублей;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ:
налог на имущество физических лиц в размере 49,00 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № по Елабужскому судебному району Республики Татарстан, на основании заявления, предъявленного на судебный участок ДД.ММ.ГГГГ, вынесен судебный приказ №а-156/2021 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> суммы задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с представленным административным ответчиком возражением.
Таким образом, административным ответчиком не исполнены обязанности налогоплательщика, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о неполучении налогового уведомления и требования ввиду того, что заявления об открытии Личного кабинета налогоплательщика он не подавал, судом отклоняются.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Согласно пункту 6 Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-17/617@ в личном кабинете налогоплательщика размещаются, в числе прочего, документы (информация), сведения о подлежащих уплате физическим лицом суммах налога, пеней, штрафов, процентов, обязанность по исчислению которых возложена на налоговые органы; иные документы (информация), сведения налоговых органов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами для реализации своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.
Согласно пункту 8 указанного Порядка получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее – ЕСИА). При этом, авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; с использованием кода активации в ЕСИА.
В пункте 15.1 указанного Порядка доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случаях: выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции «отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика»; при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле «Прошу» реквизитом «3 – прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика».
Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся пользователем «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». С ДД.ММ.ГГГГ был документооборот. Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО1 в электронном виде, что подтверждается скриншотом с базы «АИС Налог-3 ПРОМ», где указана дата передачи документа в УДиЭА ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанных положений Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, для открытия кабинета необходимо заполнение соответствующих форм на сайте ФНС России или на сайте «Госуслуги» в сети Интернет и при личном участии налогоплательщика, в связи с чем ФИО1 не мог знать об открытом на его имя личном кабинете налогоплательщика. При этом, каких-либо письменных заявлений для открытия личного кабинета не требуется. Сведений о том, что ФИО1 направлял в налоговый орган уведомление необходимости получения документов на бумажном носителе, в связи с чем налоговый орган был правомочен направить налоговое уведомление и требование об уплате налога административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика.
Требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ. Требованием № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО1 в электронном виде, что подтверждается скриншотом с базы «АИС Налог-3 ПРОМ», где указана дата вручения адресату ДД.ММ.ГГГГ.
В письменных пояснениях административного истца указано, что заявление на подключение к личному кабинету физического лица за 2012 год и заявление на отказ от пользования ЛК ФЛ за 2018 год в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> отсутствуют ввиду истечения срока хранения, установленного действовавшим в рассматриваемый период Приказом МНС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-18/297@.
Довод административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с заявленным административным требованием судом не принимается по следующим основаниям.
В абзаце 3 части 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации указано что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из материалов дела следует, что требование № вынесено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением указанного требования налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени и вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в указанный шестимесячный срок.
Таким образом, налогоплательщиком в полном объеме не исполнены установленные вышеуказанными нормами закона обязанности по своевременной уплате налогов. Исходя из представленного истцом расчета, учитывая, что налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налогов, в том числе требования к уведомлению налогоплательщика о наличии налоговой задолженности и направлению требования о погашении задолженности, соблюден шестимесячный срок предъявления административного искового заявления в суд административным истцом, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ, статьей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в местный бюджет.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений ОКТМО 92644101, в общей размере 1908,00 рублей, в том числе: за 2014 год в размере 49,00 рублей, за 2016 год в размере 1859,00 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья.
Решение15.03.2022