ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1395/2022 от 09.06.2022 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело 2а-1395/2022

УИД 33RS0011-01-2022-002047-18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров 09 июня 2022 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Ким И.Г.,

при секретаре Гадаловой К.Е.,

с участием административного истца ФИО1, участвующего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным бездействия Военного комиссариата города Коврова и Ковровского района Владимирской области, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,

установил:

15.04.2022 осужденный ФИО1, отбывающий наказание в , обратился в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Военного комиссариата города Коврова и Ковровского района Владимирской области, выразившегося в невыдаче удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований в судебном заседании административный истец указал, что в период с по он находился в командировке в республики, проходил срочную службу, участвовал в боевых действиях. Он обращался в различные инстанции с целью сбора документов, необходимых для оформления удостоверения ветерана боевых действий. В соответствии с предоставленным Ковровским военкоматом перечнем необходимых документов, пакет таких документов был направлен через Социальный отдел в Ковровский военкомат. Затем он получил сообщение из Владимирского военкомата о том, что пакет документов для получения удостоверения ветерана боевых действий был направлен на рассмотрение комиссии в г. Санкт-Петербург, однако был возвращен ввиду недостаточности документов. Об отказе комиссии в выдаче удостоверения узнал 03.04.2022, по истечении 6 месяцев. Полагал, что Ковровским военкоматом созданы препятствия в реализации его прав, проявлено незаконное бездействие.

Представитель административных ответчиков ФИО2 в судебном заседании полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, пояснив, что действия Ковровского военного комиссариата, военного комиссариата Владимирской области осуществлены в полном соответствии с утвержденным Приказом Министра обороны РФ Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ. Собранный пакет документов направлен установленным порядком на рассмотрение комиссии. Отказ комиссии в выдаче ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий не обусловлен какими-либо действиями (бездействием) административных ответчиков. Отсутствие у ФИО1 военного билета не может являться основанием для отказа в выдаче удостоверения, поскольку факт его участия в боевых действиях подтвержден, а также предоставлены все необходимые документы.

Представитель комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил документы, касающиеся функционирования комиссии, принятое решение.

Суд, выслушав позиции сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств являются одной из категорий ветеранов, в отношении которых распространяется действие вышеназванного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден соответствующим Приказом Министра обороны РФ от 29.09.2017 N 595, согласно п. 1 которого в Министерстве обороны Российской Федерации выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (п. 2 Порядка).

В силу п. 6 Порядка для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.

Иные лица для получения удостоверения обращаются с заявлением в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат по месту постановки на воинский учет (по месту жительства) (кроме проживающих на территориях Мурманской области, Архангельской области и Республики Коми, которые обращаются в комиссию Северного флота), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - через военный комиссариат по месту нахождения исправительного учреждения.

Согласно пп. «б» п. 7 Порядка, в заявлении (рапорте), кроме фамилии, имени и отчества (при наличии), для иных лиц указываются - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе либо в отставке или классный чин (при наличии), дата рождения, адрес места жительства, периоды (даты) участия в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, участия в обеспечении боевых действий (выполнения специальных задач) и государство (территория) в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", согласие на обработку персональных данных.

В соответствии с п. 8 Порядка вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:

- для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Исходя из п. 10 Порядка, организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту), возлагается для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства заявителя либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание заявитель).

Перед направлением заявления (рапорта) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации, комиссию (центральную комиссию) указанные выше должностные лица проверяют заявление (рапорт) и приложенные документы на предмет соответствия требованиям статей 3 и 12 Федерального закона "О ветеранах" и раздела III приложения к нему, а также пунктов 1, 6 - 9 настоящего Порядка.

В случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктами 8 - 9 настоящего Порядка, указанными выше должностными лицами организуется работа по розыску указанных документов.

После получения указанных документов они прикладываются к заявлению (рапорту) вместе с копиями запросов, направлявшихся для розыска документов.

Судом установлено, что пакет документов для оформления удостоверения ветерана боевых действий на имя ФИО1 был направлен в Военный комиссариат г. Коврова и Ковровского района Владимирской области 09.09.2021 (исх. /). К заявлению ФИО1 были приложены следующие документы: копия паспорта ФИО1, справка о месте пребывания, две фотографии 3х4, что подтверждается сообщением заместителя начальника ФИО3 от 24.05.2022, которым также предоставлена информация об отсутствии в личном деле осужденного ФИО1 военного билета.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчиков ФИО2, вышеуказанные документы с заявлением ФИО1 были направлены в комиссию ЗВО по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий через Военный комиссариат Владимирской области.

Заявление ФИО1 с пакетом документов поступило в комиссию в ноябре 2021 года и было рассмотрено на очередном заседании 26.11.2021 (протокол ), в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 было отказано со ссылкой на отсутствие копии военного билета, архивных справок, предусмотренных п. 8 Порядка.

15.02.2022 Военным комиссариатом Владимирской области обращение ФИО1 с приложенными документами возвращены Военному комиссару г. Коврова и Ковровского района.

10.03.2022 Военным комиссаром г.Коврова и Ковровского района направлено соответствующее сообщение ФИО1

Согласно выписке из протокола заседания комиссии ЗВО по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, комиссией рассматривались документы: копия ответа в/ч от 05.10.2020 , копия выписки из приказа командира в/ч от 27.11.1995 , копия справки ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области.

Из ответа врио командира в/ч от 05.10.2020 следует, что в/ч с по дислоцировалась в н. и входила в состав соединения в/ч . Кроме того, указано, что прохождение службы в в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года квалифицируется как период прохождения на территории вооруженного конфликта в и засчитывается как непосредственное участие в боевых действиях.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от (), личный состав (в том числе ФИО1), прибывший из Московского военного округа г. Ковров для прохождения действительной срочной службы с 27.11.1995 зачислен в списки личного состава части.

В соответствии с п. 50 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете", в случае утраты военного билета, граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Учитывая сведения начальника отдела социального учета , конец срока отбывания ФИО1 наказания в исправительном учреждении - , при таких обстоятельствах восстановление военного билета ФИО1 (оформления документов взамен военного билета) в настоящее время невозможно. Вопрос оформления таких документов иными лицами (в данном случае - военным комиссаром г. Коврова и Ковровского района во исполнение требований п. 8 и п. 10 Порядка) законодательно не урегулировано.

Принимая во внимание тот факт, что документы войсковой части за 1995-1996 г.г. на хранение в Центральный архив Министерства обороны РФ не поступали, а выпиской из приказа командира войсковой части от () и сведениями врио командира в/ч от фактически подтверждено участие ФИО1 в боевых действиях, то суд приходит к выводу о том, что иные документы военным комиссаром г. Коврова и Ковровского района не могли быть предоставлены вместе с заявлением ФИО1 на рассмотрении комиссии 26.11.2021, в этой связи суд не усматривает незаконного бездействия со стороны административных ответчиков.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.

Из вышеизложенного следует, что в ходе рассмотрения административного дела предусмотренной п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ совокупности, включая противоправность бездействия административных ответчиков и нарушение прав административного истца, не установлено.

При таких обстоятельствах административный иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд,

решил:

административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным бездействия Военного комиссариата города Коврова и Ковровского района Владимирской области, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Г. Ким

Мотивированное решение изготовлено 23.06.2022