ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1396/2022 от 26.04.2022 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело 2а-1396/2022

22RS0066-01-2022-000955-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Барнаул 26 апреля 2022 года

Железнодорожный районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего судьи Ретивых А.Е.,

при секретаре Степановой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по ёадминистративному исковому заявлению Д.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов, судебному приставу – исполнителю М.А., о признании постановлений судебного пристава – исполнителя незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Д.В. обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула к ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес>, судебному приставу – исполнителю ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес>М.А. о признании постановления о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В обоснование исковых требований указано, что судебным приставом – исполнителем ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей <адрес>М.А. были вынесены постановления об определении суммы задолженности (постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), где размер задолженности рассчитан исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации. Полагает, что данные процессуальные документы являются незаконными, поскольку судебным приставом не учтены представленные административным истцом документы, подтверждающие получение дохода. Административным истцом судебному приставу – исполнителю представлены сведения о том, что он с ДД.ММ.ГГГГ является плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятым), имеет доход от оказания услуг, что подтверждается справками о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за ДД.ММ.ГГГГ года. При вынесении оспариваемых постановлений судебным приставом при наличии информации о трудовой деятельности должника в качестве самозанятого в определенные периоды не была дана оценка доходам, полученным административным истцом в указанный период, не проверена реальность получения дохода, не истребованы документы, подтверждающие доходы и расходы, не установлен характер выполняемых работ. Просит восстановить срок обжалования постановлений судебного пристава и признать постановления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

В судебном заседании административный истец Д.В. поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ года занимается оказанием услуги в виде нанесения художественной татуировки, медицинского образования он не имеет, его ежемесячный доход составляет в районе <данные изъяты> тысяч рублей в месяц. Лицензии на осуществление данного вида деятельности у него не имеется, однако, данный вопрос не урегулирован однозначно в правовом поле. Пояснил, что в городе имеется лишь один тату салон, который располагает лицензией.

Представитель административного истца А.С. поддержал заявленные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель М.А. возражал по доводам искового заявления, просил оставить их без удовлетворения.

Исследовав материалы административного дела, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п.11 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

В целях реализации права гражданина на судебную защиту его прав и законных интересов суд находит возможным восстановить срок для обжалования оспариваемых постановлений судебного пристава-исполнителя.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которым также закреплено право сторон исполнительного производства и иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, на обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа (часть 1 статьи 121).

Жалобы на постановления судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно требованиям которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет его законность в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, и не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 статьи 226).

Согласно ч.1 ст.81 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Частью 2 данной статьи установлено, что размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Положениями ч.4 ст.113 СК РФ предусмотрено, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Частью 2 ст.102 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Из ч.3 указанной статьи следует, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Согласно пункту 2 статьи 107 СК РФ алименты присуждаются с момента обращения в суд, за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.

Правила определения задолженности по алиментам установлены статьей 113 СК РФ, предусматривающей взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).

Письмом Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной службы судебных приставов от 19 июня 2012 года №01-16 где предусмотрены методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, где в п.5.1. (абз. 4) указано, что в случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч.3 ст.102 Закона, ст.113 СК РФ). В данном случае моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности.

Вопрос о лице, имеющим профессиональный доход (самозанятый как указано в исковом заявлении) затронут в п.7.3. ст.83 НК РФ где отражено, что постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

На уровне субъекта данный вопрос разрешен Законом Алтайского края «О введении на территории Алтайского края специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 6 мая 2020 года №25-ЗС в котором указано, что в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» введен в действие на территории Алтайского края с 1 июля 2020 года специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

В целях реализации права на судебную защиту, суд находит возможным восстановить срок на обжалование.

Из материалов дела усматривается, что в ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП на основании судебного приказа в рамках которого со Д.В. подлежат взысканию алименты в пользу Л.Н. на содержание малолетнего ребенка в размере 1/4 заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно.

В обжалуемых постановлениях судебным приставом – исполнителем производился расчёт задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания, что согласуется с положениями п.4 ст.113 СК РФ.

При этом стоит отметить, что сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.

В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчёт задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель разъясняет сторонам исполнительного производства сроки и порядок обжалования вынесенных постановлений, в том числе постановлений о расчёте задолженности по алиментам.

Таким образом, по смыслу закона при отсутствии реальных доходов при определении задолженности по уплате алиментов следует учитывать размер средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности без удержания налога на доходы физических лиц в размере 13%, а также приводить исчисленные данные за соответствующий период (размер задолженности и количество дней просрочки за каждый месяц), что собственно, и является арифметическим расчётом, то есть математическим действием, правильность которого можно проверить как в части исходных данных слагаемых, так и итоговых результатов.

Из содержания обжалуемых постановлений усматривается, что они по форме и содержанию соответствуют названным законоположениям: оформлены согласно рекомендуемому Приложению к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов ( от ДД.ММ.ГГГГ), указан расчёт задолженности, определённый за спорный период, приведены численные данные, при этом судебный пристав-исполнитель исходил из решения суда о взыскании алиментов и данных о заработке, представленных Д.В. , отражена часть удержаний от среднемесячной заработной платы, учтена частичная оплата алиментных платежей.

Ссылка Д.В. о том, что он является самозанятым, не свидетельствует о том, что за спорный период времени он имел действительный доход, не вызывающий сомнения в его достоверности. Кроме того, доход не подтверждён иными материалами дела, в частности, договорами на оказание услуг, актами выполненных работ и другими данными, позволяющими достоверно установить размер дохода.

Представленные Д.В. справки о состоянии расчётов по налогу на профессиональный доход, не являются справками 2 НДФЛ.

Стоит отметить, что судебный пристав – исполнитель не обязан принимать комплекс мер, направленных на установление места работы должника, согласно положениям ч.4 ст.113 СК, данная обязанность лежит на Д.В. , который должен представить судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие сведения о заработной плате и иных доходах. При отсутствии заработка или иных доходов, а также документов, подтверждающих его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В целом стоит отметить, что Конституция РФ в п.2 ст.38 закрепляет равное право и обязанность родителей по воспитанию и заботе о своих детях.

Детство - особый этап в жизни человека, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья человека. Во многом оно зависит и от материальной обеспеченности ребенка.

Обязанность уплачивать алименты носит безусловный характер и возникает вне зависимости от наличия или отсутствия заработка, иного дохода у лица, в силу закона и судебного решения, установление размера дохода лица, обязанного к уплате алиментов, может иметь значение лишь для суда при определении размера алиментов.

Непостоянный, нерегулярный доход родителя не может отвечать потребностям ребенка, имеющим свою актуальность каждый день, учитывая, сведения предоставленные в справке о состоянии расчётов (доходах) по налогу на профессиональный доход за ДД.ММ.ГГГГ год, <данные изъяты>Д.В. вообще не имел заработка, что не снимает с него обязанности по содержанию своего ребенка. Данный документ не является безусловным подтверждением дохода административного истца de facto подтверждается лишь факт наличия специального налогового режима.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований искового заявления.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Д.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов, судебному приставу – исполнителю М.А., о признании постановлений судебного пристава – исполнителя незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья А.Е. Ретивых

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2022 года.