39RS0001-01-2019-008670-75
Дело № 2а-1399/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2020года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе: председательствующего судьи Чесноковой Е.В. при секретаре – Медведском Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соколова А.П. к исполняющему обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области Кириленко А.А., Службе по противодействию коррупции Калининградской области о признании незаконным бездействия должностного лица, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У с т а н о в и л :
Соколов А.П. обратился в суд с административным иском к исполняющему обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области Кириленко Александру Александровичу в котором просит с учетом уточнения требований, признать незаконным бездействие исполняющего обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области А.А. Кириленко, выразившееся в не предоставлении Соколову А.П. в период с 01.10.2019года по 04.02.2020года, заверенного надлежащим образом документа о результатах проверки, на котором 16 августа 2019года Соколовым А.П. сделана запись о том, что он не согласен с результатами проверки и желает дать письменные пояснения; бездействие, выразившееся в не предоставлении Соколову А.П. заверенных ненадлежащим образом копий документов и материалов. Полученных Службой и послуживших основанием для направления Губернатором Калининградской области заявления от 13.08.2019года о досрочном лишении А.П. Соколова полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ»; бездействие в не предоставлении Соколову А.П. в период с 01.10.2019года по 04.02.2020года заверенной надлежащим образом копии почтового уведомления, которое Кириленко А.А. продемонстрировал депутатам 12 сентября 2019года на заседании окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» о направлении в его адрес уведомления в письменной форме о начале проведения Службой в отношении него проверки; обязать исполняющего обязанности руководителя Службы по противодействию коррупции Калининградской области А.А.Кириленко предоставить Соколову А.П., заверенные надлежащим образом копии документов и материалов, полученных Службой и послуживших основанием для направления Губернатором Калининградской области А.А. Алихановым заявления от 1308.2019года о досрочном лишении А.П. Соколова полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ».
В обоснование иска административный истец указал, что 6 августа 2019 года в окружной Совет депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» поступило заявление Губернатора Калининградской области №АА-3163/02 от 13.08.2019 г., в котором указывается, что в соответствии с Законом Калининградской области от 19 декабря 2017 года № 136 на основании распоряжения Губернатора Калининградской области от 14 июня 2019 года № 355-р, Службой по противодействию коррупции Калининградской области (далее Служба) была проведена проверка достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Выявленные ходе проверки Службой нарушения норм законодательства о противодействии коррупции послужили основанием для направления в адрес окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» Заявления о досрочном прекращении его депутатских полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ».
16 августа 2019 г. в помещении Службы он ознакомился с результатами проверки, с которыми не согласился из-за существенных нарушений действующего законодательства, допущенными проводившими проверку сотрудниками Службы.
24 сентября 2019 года с целью представления в адрес Службы необходимых пояснений в письменной форме по результатам Проверки, представления дополнительных материалов с письменными по ним пояснениями, которые он не имел возможности предоставить из-за не уведомления его о начале Проверк, обратился к исполняющему обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области А.А. Кириленко с письменным обращением, в котором просил предоставить ему заверенный надлежащим образом документ о результатах Проверки, на котором 16 августа 2019 г. им сделана запись, о том, что он не согласен с результатами Проверки, также просил предоставить, заверенные надлежащим образом копии документов и материалов, полученных Службой и послуживших основанием для досрочного лишения его полномочий депутата, заверенное надлежащим образом, почтовое уведомление, которое Кириленко А.А. продемонстрировал депутатам 12 сентября 2019 года на заседании окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ», о направлении в его адрес уведомления в письменной форме о начале проведения Службой в отношении него Проверки.
Письмом от 01.10.2019 № СПК-699-19/30 исполняющий обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области А.А. Кириленко, сославшись на Закон Калининградской области от 19.12.2017 года№ 136 «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений», отказал в предоставлении ему копий материалов Проверки.
Также Кириленко А.А., без ссылок на соответствующие нормативные акты, не предоставил заверенный надлежащим образом документ о результатах Проверки, на котором 16 августа 2019 г. им сделана запись о том, что он не согласен с результатами Проверки и не предоставил заверенное надлежащим образом, почтовое уведомление, которое Кириленко А.А. продемонстрировал депутатам 12 сентября 2019 года на заседании окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ», о направлении в его адрес уведомления в письменной форме о начале проведения Службой в отношении него Проверки.
Поскольку указанные документы относятся к документам, содержащим сведения о нем, считает, что ответчик нарушил его права, предусмотренные Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
В принятии в рамках данного административного иска дополнительных требований, изложенных в п.5. и 6. просительной части административного иска, Соколову А.П. определением судьи отказано.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Служба по противодействию коррупции Калининградской области.
В судебном заседании административный истец Соколов А.П. и его представитель по доверенности Кравченко В.П. поддержали административный иск по изложенным основаниям с учетом представленных дополнений, просили его удовлетворить.
Ответчик - руководитель (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области Кириленко А.А.. на удовлетворение требований административного иска возражал по основаниям, приведенным в письменных возражениях, указав, что в соответствии с предоставленными полномочиями Службой проведен анализ сведений предоставленных депутатом окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» Соколовым А.П. о его доходах и доходах его несовершеннолетнего сына за 2017 и 2018годы, в результате которого выявлены факты, свидетельствующие о недостоверности и неполноте представленных Соколовым А.П. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за указанный отчетный период. Распоряжением Губернатора Калининградской области от 14.06.2019года №355-р «О проведении проверки в соответствии с Законом Калининградской области от 19.02.2017 №136 в отношении депутата окружного Совета депутатов «Черняховский городской округ» А.П. Соколова, Службе поручено провести проверку в отношении депутат Соколова А.П., о проведении проверки Соколов А.П. был уведомлен службой в установленном законом порядке.
16.08.2019года Соколов А.П. был ознакомлен с результатами проверки и выразил желание дать письменные пояснения. Соответствующая запись сделана им в докладе о результатах проверки. По просьбе Соколова А.П. ему предоставлена выписка из доклада с выявленными в результате проверки нарушениями.
24.09.2019года в адрес исполняющего обязанности руководитель (директора) службы по противодействию коррупции Калининградской области поступило письменное обращение Соколова А.П. с просьбой предоставить заверенные копии документов, на данное обращение Соколову А.П. дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, сообщено об отсутствии законных оснований для предоставления ему требуемых копий документов, поскольку в данном случае обязанность государственных органов и должностных изготавливать и предоставлять гражданину копии документов с интересующей его информацией законом не предусмотрена, оспариваемые действия не повлекли для Соколова А.П. каких-либо правовых последствий, ограничения его прав и нарушения интересов, кроме того Соколовым А.П. копии всех материалов проверки получены в ходе рассмотрения административного иска Соколова А.П. к Службе по противодействию коррупции Калининградской области в Центральном райсуде г.Калининграда, а также при рассмотрении требований прокурора Черняховского района к окружному Совету депутатов МО «Черняховский городской округа в Черняховском районном суде. Доводы административного истца о нарушении его права на получение информации ничем не подтверждены и не могут являться основанием для удовлетворения требований административного истца.
Представитель административного ответчика – Служба по противодействию коррупции Калининградской области по доверенности Богалина Е.Г. полагала требования административного иска Соколова А.П. не подлежащими удовлетворению, просила в иске отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.
Обязательность рассмотрения поступившего обращения в течение 30 дней со дня его регистрации предусмотрена частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».
Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 поименованного закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).
В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законом Калининградской области от 19.12.2017 № 136 установлен Порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений», согласно которому сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляемые Губернатору Калининградской области, направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области, осуществляющий функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, осуществляющий их прием и анализ (пункт 5 Приложения №1).
Согласно п. 1 Положения о Службе по противодействию коррупции Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 04.04.2019 № 238, Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции органа Калининградской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Возглавляет Службу руководитель (директор) Службы, который осуществляет общее руководство деятельностью Службы.
В соответствии абз. 5 подп. 11 п. 11 Положения к полномочиям Службы отнесено проведение анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности.
Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности (за исключением должностей депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава), должности главы местной администрации по контракту, лицами, замещающими указанные должности, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления, о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, осуществляемой по решению Губернатора Калининградской области, установлен Законом Калининградской области от 19.12.2017 № 136 (Приложение №2).
Согласно указанному Порядку при проведении проверки уполномоченный орган обеспечивает: уведомление в письменной форме лица, в отношении которого осуществляется проверка, о начале в отношении него проверки - в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего решения Губернатора Калининградской области; проведение в случае обращения лиц, в отношении которых осуществляется проверка, беседы с ними, в ходе которой они должны быть проинформированы о том, какие сведения, представленные ими, подлежат проверке в течение семи рабочих дней со дня обращения указанных лиц, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с ними (пункт 14 Приложения №2).
В соответствии с пунктом 15 указанного Порядка, по окончании проверки уполномоченный орган знакомит лицо, в отношении которого осуществляется проверка, с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне в течение 15 календарных дней со дня ее окончания.
Лица, в отношении которых осуществляется проверка, вправе: давать пояснения в письменной форме: ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 10 настоящего приложения; по результатам проверки; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; обращаться в уполномоченный орган с подлежащим удовлетворению письменным ходатайством о проведении с ними беседы по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 14 настоящего приложения; знакомиться с материалами проверки.
Из материалов дела следует, что Соколов А.П. являлся депутатом окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ», замещаемая им должность относится к категории муниципальных должностей.
В июне 2019года Службой по противодействию коррупции Калининградской области проведен анализ сведений о доходах, представленными депутатами окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ», в ходе которого выявлены факты, свидетельствующие о недостоверности и неполноте представленных депутатом Соколовым А.П. сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении него и его несовершеннолетнего ребенка за отчетные периоды 2017 и 2018годов.
Распоряжением Губернатора Калининградской области от 14.06.2019года №355-р «О проведении проверки в соответствии с Законом Калининградской области от 19.02.2017года №136 в отношении депутата окружного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский городской округ» А.П. Соколова А.П.» Службе поручено провести в отношении депутата проверку, о чем Соколов А.П. был уведомлен путем направления ему уведомления о начале проверки от 18.06.2019года.
16.08.2019года Соколов А.П. ознакомлен с материалами и результатами проведенной в отношении него проверки. По итогам ознакомления Соколов А.П. заявил о своем не согласии с результатами проверки и выразил желание дать письменные пояснения, что подтверждается соответствующей записью Соколова А.П. в докладе о результатах проверки и Соколовым А.П. не оспаривается.
24.09.2019года Соколов А.П. обратился к исполняющему обязанности руководителя (директора) службы по противодействию коррупции Калининградской области Кириленко А.А. с заявлением, в котором выражая несогласие с результатами проведенной в отношении него Службой по противодействию коррупции Калининградской области проверки, с целью предоставления в адрес Службы необходимых пояснений в письменной форме по результатам проверки, представления дополнительных материалов с письменными пояснениями, которые он не имел возможности предоставить в виду не уведомления его о начале проверки, просил предоставить заверенный надлежащим образом документ о результатах проверки, на котором 16 августа 2019года им сделана запись о не согласии с результатами проверки, предоставить заверенные надлежащим образом копии документов и материалов, полученных Службой и послуживших основанием для досрочного лишения его полномочий депутата, а также предоставить заверенное надлежащим образом почтовое уведомление, которое было продемонстрировано депутатам 12 сентября 2019годла на заседании окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» о направлении в его адрес уведомления в письменной форме о начале проведения Службой в отношении него проверки.
Из материалов дела следует, что на данное обращение в адрес Соколова А.П. исполняющим обязанности руководителя (директора) Службы Кириленко А.А, был направлен ответ от 01.10.2019года №СПК-699-19/30 об отказе в предоставлении требуемых документов на том основании, что Законом Калининградской области от 19.12.2017года №136 «О порядке предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, отдельные должности муниципальной службы, и гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты таких сведений» не предусматривает возможность предоставления лицу, в отношении которого проводится проверка, копий материалов проверки.
Таким образом, поскольку в силу вышеприведенных положений закона, регулирующих Порядок проведения Службой по противодействию коррупции Калининградской области проверки достоверности сведений, предоставляемых депутатами о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, не предусмотрено право лица в отношении которого проводится проверка на получение копий материалов проверки, а закреплена обязанность Службы по ознакомлению с материалами такой проверки, что и было сделано ответчиком, суд приходит к выводу о том, что у должностного лица Службы по противодействию коррупции Калининградской области отсутствует обязанность по выдаче по требованию лица, в отношении которого проводилась проверка, копий документов из материалов проверки.
При таком положении, права Соколова А.П., которому отказано в выдаче копий материалов служебной проверки и его заключения, не нарушены, поскольку действующим законодательством, регулирующим порядок проведения Службой по противодействию коррупции Калининградской области, не предусмотрено право лица в отношении которого проведена проверка, на получение таких документов, а закреплена обязанность уполномоченного органа по ознакомлению, что и было сделано ответчиком, соответственно, у руководителя Службы отсутствует обязанность выдавать такие документы по его требованию.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются пунктом 1 части 1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона об информации информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, то есть, информацией являются любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п.
Как установлено судом, и не оспаривается административным истцом, Соколов А.П. был ознакомлен с материалами проведенной в отношении него проверки, право заявителя на ознакомление с материалами служебной проверки не было нарушено, материалы проверки были ему предоставлены, в связи с чем, заявитель не был лишен права сделать необходимые выписки, а также копировать документы с помощью своих технических средств, право Соколова А.П. на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы не нарушено.
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, поскольку совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа в предоставлении копий документов, а также наличие обстоятельств, нарушающих права и законные интересы заявителя судом не установлено, оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Соколова А.П. к исполняющему обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области Кириленко А.А., Службе по противодействию коррупции Калининградской области, о признании незаконным бездействия исполняющего обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области А.А.Кириленко, выразившееся в не предоставлении Соколову А.П. в период с 01.10.2019года по 04 февраля 2020год, заверенный надлежащим образом документ о результатах проверки, на котором 16 августа 2019года Соколовым А.П. сделана запись о не согласии с результатами проверки и выражено желание дать письменные пояснения в заявлении; выразившиеся в не предоставлении Соколову А.П. заверенных надлежащим образом копий документов и материалов, полученных Службой и послуживших основанием для направления Губернатором Калининградской области заявления от 13.08.2019года о досрочном лишении А.П.Соколова полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ»; выразившегося в не предоставлении в период с 01.10.2019года по 04 февраля 2020года заверенной копии почтового уведомления. Которое Кириленко А.А. продемонстрировал депутатам 12 сентября 2019года на заседании окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» о направлении в его адрес уведомления в письменной форме о начале проведения Службой в отношении него проверки; обязать исполняющего обязанности руководителя (директора) Службы по противодействию коррупции Калининградской области А.А. Кириленко предоставить Соколову А.П. заверенные надлежащим образом копии документов и материалов, полученные Службой и послужившие основанием для направления Губернатором Калининградской области заявления от 13.08.2019года о досрочном лишении А.П.Соколова полномочий депутата окружного Совета депутатов МО «Черняховский городской округ» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 марта 2020года
Судья Е.В.Чеснокова