Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И.
при секретаре Шихрагимовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1399/2020 по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому округу – Югре о взыскании излишне уплаченной суммы налога
У С Т А Н О В И Л
Административный истец просит взыскать в его пользу с ответчика излишне уплаченные денежные средства в размере 21 015 руб. 00 коп. и расходы по оплате госпошлины в размере 830 руб. При этом мотивирует тем, что дата ответчик вынес налоговое уведомление о необходимости погашения задолженности по транспортному налогу за транспортное средство <данные изъяты> за дата в общей сумме 21 015 руб., данное транспортное средство им было продано датаТ, о том, что Т не произвел перерегистрацию транспортного средства он не знал. После получения уведомления он сразу обратился к ответчику с заявлением об отнесении суммы задолженности на нового собственника Т, ответ на свое заявление не получил, в связи с чем принял решение о погашении данного налога, после погашения данной суммы долга повторно обратился к ответчику с требованием о возврате денежных средств, ответа до настоящего времени нет.
Ссылался на пункт 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ, в силу которого моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Полагает, что согласно п. 2 ст. 131 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. При этом регистрация транспортных средств обуславливает допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности.
Считает также, что поскольку в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, в силу подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом, то сумма излишне уплаченного им налога подлежит возврату по его письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В судебное заседание административный истец не явился, надлежаще уведомлен о дате и месте рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о дате и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец до дата являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>
дата он продал данное транспортное средство, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>
Как следует из искового заявления и не оспорено представителем ответчика, дата ответчик направил в адрес истца налоговое уведомление о необходимости погашения задолженности по транспортному налогу за транспортное средство <данные изъяты> за дата в общей сумме 21 015 руб.
Административный истец утверждает в исковом заявлении, что о том, что Т не произвел перерегистрацию транспортного средства он не знал.
После получения налогового уведомления он сразу обратился к ответчику с заявлением об отнесении суммы задолженности на нового собственника Т
В связи с тем, что ответ на свое заявление истец не получил, он принял решение о уплате налога, заплатил его, после чего повторно обратился к ответчику с требованием о возврате денежных средств.
Указанные обстоятельства представителем ответчика также не оспариваются.
Административный истец полагает, что согласно п. 2 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
При этом регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения на них права собственности, в связи с чем истец считает, что право собственности на автомобиль возникает с момента передачи транспортного средства.
Однако суд полагает данные доводы неубедительными.
В соответствии с действующим законодательством на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения возложены обязанности по регистрации наземных самоходных устройств категорий "L", "М", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час. предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них. а также прицепов (полуприцепов).
В соответствии с п. 11 Приказа МВД России от 26.06.2018 № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (действовавших до 01.01.2020г.) изменение регистрационных данных о собственнике автомобиля при его продаже в органах ГИБДД производится на основании заявления нового собственника
Приказом МВД России от 21.12.2019 № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» был утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств.
В силу подпунктов 127, 128 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, пункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» новый собственник должен обратиться в ГИБДД за изменением регистрационных данных в течение 10 дней после приобретения автомобиля в собственность.
Органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами) (пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
Во избежание неблагоприятных последствий для налогоплательщика, прежний собственник должен убедиться, что новый собственник автомобиля зарегистрировал автомобиль в установленном порядке или по истечении 10 дней со дня заключения сделки направить в ГИБДД заявление о прекращении регистрации и договор купли-продажи (п. 2 ч. 1 ст. 18 ФЗ № 283-ФЗ, п. 133 Административного регламента, п. п. 57, 61 Правил).
В соответствии с пунктом 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ в случае смены в течение налогового периода собственника транспортного средства налог уплачивается отдельно каждым из этих собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на каждого из них.
Как следует из отзыва представителя ответчика, согласно сведениям, представленным ОГИБДД г.Нягани транспортное средство <данные изъяты> поставлено на учет в регистрирующем органе дата, снят с учета дата.
Собственником его указан административный истец.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
На основании статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ указанных норм позволяет суду сделать вывод, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
(Письма ФНС России от дата№; Минфина России от дата№).
В Письме ФНС России от дата№ также указано, что иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
Суд находит убедительными доводы административного ответчика, что продажа транспортных средств другим лицам без изменения регистрационных данных не может являться основанием для исключения данных транспортных средств из объектов налогообложения транспортным налогом.
Следовательно, пока новый собственник не зарегистрирует транспортное средство за собой, транспортное средство остается на регистрационном учете за прежним собственником, который должен в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивать транспортный налог. Дата заключения договора купли-продажи в данном случае значения не имеет.
С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что действия сотрудников ответчика в части невозврата уплаченного истцом транспортного являются законными и нарушений прав административного истца не допущено.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд со дня составления мотивированного решения.
<данные изъяты>
Судья А.И. Клюсова