Дело № 2а-1399/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Павлово 19 сентября 2016 года
Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Жилкина А.М.,
при секретаре Казаковой Н.Д.,
с участием представителя МРИ ФНС № 7 – ФИО1, представителя ФИО2 – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени;
по встречному административному иску ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области о признании незаконными действия в части установления налогооблагаемой базы для начисления сумм земельного налога за 2014 год, о признании недействительными налогового уведомления и требования, об обязании произвести расчет земельного налога исходя из налоговой базы, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 7 по Нижегородской области обратился в Павловский городской суд Нижегородской области с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени в общей сумме 46 473, 08 рублей.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что административный ответчик: ФИО2 является собственником объектов налогообложения, указанных в сведениях об имуществе налогоплательщика - физического лица.
В соответствии со ст. 388 НК РФ Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налогоплательщиками налога на имущество согласно ст. 400 НК РФ признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. Законом Нижегородской области «О транспортном налоге» № 71-3 от 28.11.2002 г. установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства. В соответствии со ст. 52 НК РФ Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен уплатить пени.
Ввиду наличия недоимки, в соответствии со ст. 69, ст.70 НК РФ Инспекцией в адрес ответчика были направлены требования: от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму налог 130 419,98 руб., пени 1 065,23 руб.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пени по земельному налогу в сумме 4,18 руб. ОКАТО (ОКТМО) 22607444.
Пени по земельному налогу в сумме 7,72 руб. ОКАТО (ОКТМО) 22617424.
Пени по земельному налогу в сумме 63,84 руб. ОКАТО (ОКТМО) 22642101.
Земельный налог за 2014г. в сумме 45 408,00 руб., пени в сумме 275,75 руб. ОКАТО (ОКТМО) 22617436.
Пени по транспортному налогу сумме 713,59 руб.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи заявления о взыскании в суд.
В соответствии с абз.3 п.1 ст.48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки, если общая сумма долга превышает 3 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы недоимки подлежащей взысканию, такая сумма превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Согласно абз. 3 п.2 ст. 48 НК РФ, меньшая сумма также подлежит взысканию, если задолженность не превысила 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки.
Сумма превысила 3 000 руб. после наступления срока исполнения по требованию от ДД.ММ.ГГГГ. № – ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, срок предъявления заявления суд истекает ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ. + 6 месяцев).
На основании вышеизложенного Межрайонная ИФНС России № 7 по Нижегородской области просит взыскать с административного ответчика задолженность: пени по земельному налогу в сумме 4,18 руб., пени по земельному налогу в сумме 7, 72 руб., пени по земельному налогу в сумме 63, 84 руб., земельный налог за 2014 г. в сумме 45 408 руб., пени в сумме 275, 75 руб., пени по транспортному налогу сумме 713, 59 руб., а всего: 46 473, 08 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по административному делу в части в части взыскания с ФИО2 задолженности: пени по транспортному налогу сумме 713, 59 руб., пени по земельному налогу в сумме 4, 18 руб., пени по земельному налогу в сумме 7, 72 руб., пени по земельному налогу в сумме 63, 84 руб., земельный налог за 2014 г. в сумме 2 542, 75 руб., в связи с отказом от иска в указанной части.
В ходе судебного разбирательства административный ответчик ФИО2 обратился со встречным иском к Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области о признании незаконными действия в части установления налогооблагаемой базы для начисления сумм земельного налога за 2014 год, о признании недействительными налогового уведомления и требования, об обязании произвести расчет земельного налога исходя из налоговой базы, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование которого указал, что ему принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером №; и <адрес> А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером №.
Указанные земельные участки принадлежат на основании договоров купли-продажи здания с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительных соглашений к договорам купли-продажи зданий с земельным участок от ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности на земельные участки зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
В 2015 г. ФИО2 было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости уплаты земельного налога за два вышеуказанных земельных участка за налоговый период 2014 год.
При этом в качестве налогооблагаемой базы была указана кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером № стоимостью 5 986 680, 66 руб. Земельного участка по адресу: <адрес> А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером № стоимостью 2 669 430, 86 руб.
В ноябре 2015 г. ФИО2 было получено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по уплате недоимки по земельному налогу, пени, без разбивки начисленных сумм с учетом конкретных объектов недвижимости.
ФИО2 считает действия МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области по установлению налогооблагаемой базы для расчета земельного налога на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером № в размере 5 986 680,66 руб.; <адрес>А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером № в размере 2 669 430,86 руб. незаконными. Считает незаконным налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. в части установления налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога на вышеуказанные земельные участки.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно Постановлению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером № составила 621 597, 51 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Постановлению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес> А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером № составила 277 167, 21 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес> А с кадастровым номером № была пересмотрена и составила 5 986 680, 66 руб.
ДД.ММ.ГГГГ была пересмотрена и кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес> А с кадастровым номером № и составила 2 669 430, 86 руб.
Именно данные показатели кадастровой стоимости и были учтены налоговым органом при определении налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за 2014 г. на принадлежащие ФИО2 на праве собственности вышеуказанные земельные участки, что следует из содержания налогового уведомления и суммы подлежащего уплате налога.
Однако данные действия налогового органа напрямую противоречат требования налогового законодательства.
Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 п. 1 НКРФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 п. 1 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 п. 1 НК РФ).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 п. 4 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 п. 1 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 п. 1 НК РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 п. 1 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 п. 3 НК РФ).
Неправомерное исчисление сумм земельного налога было произведено налоговым органом за 2014 г.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., налоговая база для исчисления земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № составила 621 597, 51 руб. На земельный участок с кадастровым номером № составила 277 167, 21 руб. (что подтверждается справками о кадастровой стоимости земельных участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
Аналогичная информация о кадастровой стоимости земельных участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. на дату определения налогооблагаемой базы) за спорный налоговый период отражена в письме ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение ФИО2
Из содержания положений п.1 ст.391 НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости) определяется на конкретную дату (01 января) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую и изменении вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменение результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Все изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Данная позиция закреплена в Письме Министерства финансов РФ от 05 сентября 2013 г. № 03-05-05-02/36540 и доведена до ФНС России Письмом от 16.07.2013 г. № 03-05-04-02/27809.
Таким образом, при расчете земельного налога за 2014 г. не могут применяться сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесенные в Единый кадастр недвижимости после 01 января 2014 г.
Налоговое уведомление является действием налогового органа по извещению налогоплательщика в установленный законом срок уплатить соответствующий налог, рассчитанный налоговым органом в определенной сумме.
Неуплата налога влечет для ФИО2, как налогоплательщика, определенные правовые последствия в виде требования об уплате налога (ст.69 НК РФ), начисление пеней (ст.75 НК РФ), обращение в суд за принудительным взысканием недоимки.
Начисление необоснованной суммы земельного налога нарушает право ФИО2 как налогоплательщика на законное исчисление налога и предъявление его к уплате, что соответственно не исключает обжалование в судебном порядке налогового уведомления.
Действия же налогового органа по предъявлению к уплате завышенных сумм налога нарушают имущественные права ФИО2 как налогоплательщика по взиманию незаконных сумм.
Более того, в связи с отказом от уплаты незаконно завышенных сумм земельного налога ФИО2 были начислены пени, требование об уплате которых также заявлено налоговым органом.
На основании изложенного ФИО2 просит суд: признать незаконными действия МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области в части установления налогооблагаемой базы для исчисления сумм земельного налога за 2014 г. по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> А с кадастровым номером № в размере 5 986 680,66 руб., по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>А с кадастровым номером № в размере 2 669 430,86 руб. Признать недействительным налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № из расчета налоговой базы в размере 5 986 680, 66 руб., земельный участок с кадастровым номером № из расчета налоговой базы в размере 2 669 430, 86 руб. Признать недействительным требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в части определения недоимки по земельному налогу за 2014г. на земельный участок с кадастровым номером №, с кадастровым номером №, пени в сумме 275,75 руб. Обязать МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области произвести расчет земельного налога за 2014 г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, № исходя из налоговой базы, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером № в размере 621 597, 51 руб.; на земельный участок с кадастровым номером № в размере 277 167,21руб.
В ходе судебного разбирательства от административного истца МРИ ФНС № 7 по Нижегородской области поступил отзыв на встречное административное заявление ФИО2, согласно которого МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области не согласна с заявленными встречными требованиями по следующим основаниям.
Во-первых, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 было получено налоговое уведомление 1069547 от ДД.ММ.ГГГГ., согласно распечатки с сайта «Почта России».
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 было получено требование об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно распечатки с сайта «Почта России».
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, однако в установленный законом срок ФИО4 не обратился в суд с заявлением о признании незаконными налогового уведомления и требования в части начисления налогов, уважительных причин пропуска срока для обращения в суд ФИО2 также не указано.
Следовательно ФИО2 пропущен процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действия МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области в части исчисления земельного налога за 2014г.
Во-вторых, ФИО2, по данным, предоставленным органами Роснедвижимости Росрегистрации, на праве собственности принадлежат спорные земельные участки: № № - дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость - 2 669 430,86 руб., разрешенное использование: Для ведения личного подсобного хозяйства; № № - дата возникновения собственности ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость – 5 986 680,66 руб., разрешенное использование: для размещения административных зданий.
В соответствии со ст. 65 Земельного Кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. В соответствии с п.1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждой земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющего, налоговым периодом.
Пунктом 11 ст.396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в Налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
Согласно п. 12 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в пункте 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, (п. 13 ст.396 НК РФ).
В соответствии с Приказом от 12.08.2011 г. Росреестра № П/302 и Федеральной налоговой службы РФ № ММВ-7-11/495 от 12.08.2011 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных нравах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества") органы Росрегистрации представляют в органы ФНС России сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения.
Органы Росрегистрации (отправитель) в электроном виде представляют сведения в соответствующие управления ФНС России по субъекту РФ. Согласно таблицы соответствия органов Росрегистрации и управлений ФНС России (приложение 1 к вышеназванному Приказу) УФНС России по Нижегородской области сведения представляет Главное управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области.
Согласно поступившим сведениям из регистрирующих органов кадастровая стоимость составляет:
- по земельному участку № составляет 2 669 430,86 руб.,
- по земельному участку № составляет 5 986 680,66 руб.
На основании представленных сведений Инспекцией был произведен расчет земельного налога по спорным земельным участкам за 7 месяцев 2014 г. по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ
В связи с обращением налогоплательщика в Инспекцию с просьбой о перерасчете земельного налога на основании кадастровых справок, выданных Федеральной кадастровой палатой по Нижегородской области, кадастровая стоимость составляет: по земельному участку - № - 277 167,21 руб., по земельному участку № - 621 497.51 руб., был направлен запрос в Росреестр о предоставлении указанных в обращении налогоплательщика сведений. В полученном ответе было указано, что данные о кадастровой стоимости спорных объектов с кадастровыми номерами №, №. содержащихся в базе ИР «Росреестр», совпадают с данными содержащихся в базе данных 5252, т.е. МРИ ФНС России №7 по Нижегородской области. Следовательно, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. является действительным законным и обоснованным.
В-третьих, в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по оплате налога досрочно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В случае поступления из регистрирующих органов сведений о земельных участках, не предоставленных ранее земельный налог пересчитывается, но не более чем за 3 предыдущих года.
Согласно лицевого счета за ФИО2 образовалась задолженность по земельному налогу за 2014 год по сроку уплаты до 01.10.2015г., в общей сумме – 45 408 рублей. Данная обязанность до настоящего времени не исполнена.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная, со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пеня.
В связи с неисполнением своих обязательств по оплате налога, ФИО2 были начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме – 275 рублей 75 коп. Пени исчисляются согласно ставке рефинансирования ЦБ РФ на общую сумму задолженности по налогу.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В связи с возникновением у ФИО2 недоимки по налогам и пени, в соответствие с нормами статьи 69 НК РФ ему было выставлено требование об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ. №, следовательно данное требование законно и обоснованно.
В-четвертых, налогоплательщик считает, что Инспекция должна произвести перерасчет земельного налога исходя из налоговой базы установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. по земельному участку № - 277 167,21 руб., по земельному участку № - 621 497,51 руб. Однако ФИО2 были предоставлены кадастровые справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. по земельным участкам № - 2 669 430,86 руб., по земельному участку № - 5 986 680,66 руб. Право собственности в отношении спорных земельных участков за ФИО2 зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ., следовательно земельный налог был ему исчислен за 7 месяцев по той кадастровой стоимости которая была предоставлена Росреестром.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Пунктом 12 ст. 396 НК РФ (в соответствующей редакции) определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 г. № 358 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Нижегородской области, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса РФ допускается не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.3 ст.85 НК РФ, п.2.1. Приказа Росреестра П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495 от 12.08.2011 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделок с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества Управления Росреестра представляют сведения в соответствующие Управления ФНС Росси в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
В налоговый орган до настоящего времени из Росреестра не поступили сведения в электронном виде, об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков, по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, основания для перерасчета земельного налога за 2014г. по кадастровой стоимости 277 167, 21 руб., 621 497, 51 руб., у налогового органа отсутствуют.
В-пятых, МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области обратилась в Павловский городской суд Нижегородской области с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам с ФИО2 в общей сумме – 46 473,08 руб. До настоящего времени задолженность не погашена.
На основании вышеизложенного, МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области просит Павловский городской суд Нижегородской области отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области – ФИО1, в судебном заседании, заявленные требования поддерживает в полном объеме, в удовлетворении встречного иска просила отказать по следующим основаниям:
Оспаривая действия Инспекции, ФИО2 не соблюден обязательный досудебный порядок, предусмотренный НК РФ, поскольку никаких жалоб на действия Инспекции в УФНС России по Нижегородской области он не подавал.
Статьей 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ (пункт 2 статьи 138 НК РФ).
Требование о взыскании налогов, сборов, пени № от ДД.ММ.ГГГГ. само по себе не нарушает права и законные интересы ФИО2, ссылка на которые в заявлении в нарушение пп.4 п.2 ст. 125 КАС РФ отсутствует. (Требование выставлено в соответствии со ст. 69,70 НК РФ).
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям (пункт 2 статьи 394 НК РФ).
Решением Сельского Совета Филинского сельсовета Вачского муниципального района Нижегородской области от 24.02.2011г. № (далее- Решение Сельсовета), установлены ставки земельного налога в отношении земельных участков на территории данного сельсовета. Согласно сведениям, представленным Росреестром в электронном виде 19.06.2014г. кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми № № №, № составила 2 669 430,86 руб. и 5 986 680,66 руб. - соответственно (дата оценки ДД.ММ.ГГГГ - соответственно на ДД.ММ.ГГГГ. представлены аналогичные сведения на дату оценки ДД.ММ.ГГГГ. Иных сведений не было, т.е. при формировании налогового уведомления от № от ДД.ММ.ГГГГ. Инспекцией использовались аналогичные данные. Расчет сумм налога в отношении земельных участков с № № №, № произведен Инспекцией исходя из сведений, представленных регистрирующим органом и в соответствии с вышеуказанным Решением Сельсовета.
Т.е. МРИ ФНС России №7 по Нижегородской области произведен расчет земельного налога в соответствии с требованиями п.4 ст. 391 НК (Определение Нижегородского областного суда по делу №33-9736/2015).
На основании вышеизложенного, МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области просит Павловский городской суд Нижегородской области отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Административный ответчик ФИО2 надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя по доверенности ФИО3
Согласно ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Представитель административного ответчика ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании пояснила, что иск МРИ ФНС № 7 по Нижегородской области не признает в полном объеме и пояснила, что ФИО2, принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером №; и <адрес>А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером №.
Указанные земельные участки принадлежат ему на основании договоров купли-продажи здания с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГг., дополнительных соглашений к договорам купли-продажи зданий с земельным участок от ДД.ММ.ГГГГг.
Право собственности на земельные участки зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг.
В 2015г. ФИО2 было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости уплаты земельного налога за два вышеуказанных земельных участка за налоговый период 2014 год. При этом в качестве налогооблагаемой базы была указана кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером № стоимостью 5 986 680,66 руб. Земельного участка по адресу: <адрес>А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером № стоимостью 2 669 430,86 руб.
В ноябре 2015г. ФИО2 было получено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по уплате недоимки по земельному налогу, пени, без разбивки начисленных сумм с учетом конкретных объектов недвижимости.
Считает действия МРИ ФНС России № 7 по Нижегородской области по установлению налогооблагаемой базы для расчета земельного налога на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером № в размере 5 986 680,66 руб.; и по адресу <адрес> А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером № в размере 2 669 430,86 руб. незаконными. Считает незаконным налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога на вышеуказанные земельные участки.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года № 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно Постановлению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес> А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером № составила 621 597, 51 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ
Согласно Постановлению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером № составила 277 167,21 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости 28.06.2013г.
ДД.ММ.ГГГГг. кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>А с кадастровым номером № была пересмотрена и составила 5 986 680,66 руб.
ДД.ММ.ГГГГг. была пересмотрена и кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес>А с кадастровым номером № и составила 2 669 430,86 руб.
Именно данные показатели кадастровой стоимости и были учтены налоговым органом при определении налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за 2014г. на принадлежащие ФИО2 на праве собственности вышеуказанные земельные участки, что следует из содержания налогового уведомления и суммы подлежащего уплате налога.
Однако данные действия налогового органа напрямую противоречат требования налогового законодательства.
Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 п. 1 НКРФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 п. 1 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 п. 1 НК РФ).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 п. 4 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 п. 1 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 п. 1 НК РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 п. 1 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 п. 3 НК РФ).
Неправомерное исчисление сумм земельного налога было произведено налоговым органом за 2014г.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., налоговая база для исчисления земельного налога на земельный участок с кадастровым номером № составила 621 597,51 руб. На земельный участок с кадастровым номером № составила 277 167,21 руб. (что подтверждается справками о кадастровой стоимости земельных участок по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
Аналогичная информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. (т.е. на дату определения налогооблагаемой базы) за спорный налоговый период отражена в письме ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение ФИО2
Из содержания положений п.1 ст.391 НК РФ следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости) определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую и изменении вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменение результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Все изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Данная позиция закреплена в Письме Министерства финансов РФ от 05 сентября 2013г. № 03-05-05-02/36540 и доведена до ФНС России Письмом от 16.07.2013г. № 03-05-04-02/27809.
Таким образом, при расчете земельного налога за 2014г. не могут применяться сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесенные в Единый кадастр недвижимости после 01 января 2014г.
Налоговый же орган произвел исчисление подлежащего уплате налога по сведениям, внесенным после 01 января 2014г., соответственно исчисление земельного налога исходя из данных сумм противоречит требованиям налогового законодательства.
Заявленные требования подлежат удовлетворению лишь в том случае, если они основаны на нормах закона.
Доводы административного истца о том, что налог рассчитывается исходя из информации, предоставляемой органами Росреестра и отсутствие надлежащей системы взаимодействия между налоговым органом и органом Росреестром, не должно нарушать права ФИО2 и законные интересы как гражданина и плательщика налогов.
Более того, ДД.ММ.ГГГГг. им был уплачен земельный налог за два вышеуказанных земельных участка исходя из налогооблагаемой базы, определенной им на основании информации о кадастровой стоимости земельных участков, полученной от ФГБУ ФКП Росреестра по Нижегородской области.
Тем не менее, налоговый орган обратился в суд за принудительным взысканием недоимки по налогам, исходя из выставляемых им ранее сумм.
Считает, что в данном случае нарушение права ФИО2 как налогоплательщика, незаконными действиями МРИ ФНС России № 7 возникло именно с подачи налоговым органом административного искового заявления в суд, а не с момента получения налогового уведомления, а впоследствии требования, как считает налоговый орган.
И именно с момента подачи налоговым органом административного искового заявления и произошли действия, напрямую нарушающие права и повлекшие за собой подачу встречного административного искового заявления.
Таким образом, пропуск срока исковой давности для обращения в суд в данной ситуации не имеется, на основании чего, просит отказать МРИ ФНС № 7 по Нижегородской области в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Дополнительно указала, что предъявляя требования о принудительном взыскании недоимки по земельному налогу за земельный участок, расположены по адресу: <адрес> орган налоговой инспекции при расчете земельного налога исходит из ставки 0,9 % от налогооблагаемой базы.
Применение данной ставки следует из расчета взыскиваемых сумм, указанных в уведомлении, а затем и в требовании.
Однако в соответствии со ст.394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Земельный участок <адрес> имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, (копия свидетельства о праве собственности прилагается). Соответственно, ставка земельного налога не может превышать 0,3 % от налогооблагаемой базы. Налоговый же орган при прямом противоречии ст. 394 НК РФ исчисляет земельный налог по завышенной ставке 0,9 %. Следовательно требования налогового органа, противоречащие налоговому законодательству, незаконны.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что требования МРИ ФНС № 7 по Нижегородской области подлежат удовлетворению, а встречные требования ФИО2 не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ 1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ 1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ч. 1 ст. 391 НК РФ 1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах…
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога».
Административный ответчик ФИО2 является собственником имущества, являющегося в соответствии со статьей 388 НК РФ объектом налогообложения: земельные участки по адресу <адрес> А площадью 3 447 кв.м. с кадастровым номером №; и <адрес> А площадью 1 537 кв.м. с кадастровым номером №.
Указанные земельные участки принадлежат на основании договоров купли-продажи здания с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительных соглашений к договорам купли-продажи зданий с земельным участок от ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности на земельные участки зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 65 Земельного Кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1,4 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет….
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков:… приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;…
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Согласно ст. 396 НК РФ 1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи….
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 4 ст. 397 НК РФ Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с Приказом от 12.08.2011 г. Росреестра № П/302 и Федеральной налоговой службы РФ № ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества") органы Росрегистрации представляют в органы ФНС России сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненно наследуемого владения.
Органы Росрегистрации (отправитель) в электроном виде представляют сведения в соответствующие управления ФНС России по субъекту РФ. Согласно таблицы соответствия органов Росрегистрации и управлений ФНС России (приложение 1 к вышеназванному Приказу) УФНС России по Нижегородской области сведения представляет Главное управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области.
Согласно поступившим сведениям из регистрирующих органов кадастровая стоимость составляет: по земельному участку № составляет 2 669 430, 86 руб., по земельному участку № составляет 5 986 680,66 руб. (л.д.100).
На основании представленных сведений Инспекцией был произведен расчет земельного налога по спорным земельным участкам за 7 месяцев 2014 г. по сроку оплаты ДД.ММ.ГГГГ
В связи с обращением налогоплательщика в Инспекцию с просьбой о перерасчете земельного налога на основании кадастровых справок, выданных Федеральной кадастровой палатой по Нижегородской области, кадастровая стоимость составляет: по земельному участку № № – 277 167,21 руб., по земельному участку № - 621 497.51 руб., был направлен запрос в Росреестр о предоставлении указанных в обращении налогоплательщика сведений. В полученном ответе было указано, что данные о кадастровой стоимости спорных объектов с кадастровыми номерами №, №. содержащихся в базе ИР «Росреестр», совпадают с данными содержащихся в базе данных 5252, т.е. МРИ ФНС России №7 по Нижегородской области (л.д.153).
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по оплате налога досрочно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В случае поступления из регистрирующих органов сведений о земельных участках, не предоставленных ранее земельный налог пересчитывается, но не более чем за 3 предыдущих года.
Согласно лицевого счета за ФИО2 образовалась задолженность по земельному налогу за 2014 год по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в общей сумме-42 865,25 рублей. Данная обязанность до настоящего времени не исполнена.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса…
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неисполнением своих обязательств по оплате налога, ФИО2 были начислены пени за период с 02.10.2015г. по 12.10. 2015г. в сумме – 275 рублей 75 коп.
В связи с возникновением у ФИО2 недоимки по налогам и пени, в соответствие с нормами статьи 69 НК РФ ему было выставлено требование об уплате налога, пени от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Частью 1 ст. 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи».
ФИО2 были предоставлены кадастровые справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. по земельным участкам № - 2 669 430,86 руб., по земельному участку № - 5 986 680,66 руб. Право собственности в отношении спорных земельных участков за ФИО2 зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ., следовательно инспекцией земельный налог был ему исчислен за 7 месяцев по той кадастровой стоимости которая была предоставлена Росреестром.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Налоговые органы не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки, соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.3 ст.85 НК РФ, п.2.1. Приказа Росреестра П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделок с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества Управления Росреестра представляют сведения в соответствующие Управления ФНС Росси в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
В налоговый орган до настоящего времени из Росреестра не поступили сведения в электронном виде, об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков, по стоянию на 01.01.2014г., поэтому у инспекции отсутствуют основания для перерасчета начисленного земельного налога за 2014 год.
Обязанность по уплате земельного налога за 2014 год выполнена ФИО2 не была, в связи с чем за ним образовалась задолженность по уплате налогов.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи…
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
С учетом изложенного, поскольку судом установлен факт неуплаты административным ответчиком налога и пени по земельному налогу за 2014 год в общей сумме 43 141,00 руб., суд, основываясь на имеющихся в деле письменных доказательствах, приходит к выводу о том, что исковые требования МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая встречные исковые требования ФИО2 суд исходит из следующего: ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 было получено налоговое уведомление 1069547 от ДД.ММ.ГГГГ., согласно распечатки с сайта «Почта России».
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 было получено требование об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно распечатки с сайта «Почта России».
Кроме того ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с письмом к директору ФКП по Нижегородской области за информацией о кадастровой стоимости спорных земельных участков на ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.59), так как не был согласен с суммой начисленного налога за 2014 год.
В соответствии с ч.1, ч.8 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В установленный законом срок ФИО4 не обратился в суд с заявлением о признании незаконными налогового уведомления и требования в части начисления налогов, уважительных причин пропуска срока для обращения в суд ФИО2 также не указано.
Следовательно ФИО2 пропущен процессуальный срок для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действия МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области в части исчисления земельного налога за 2014г.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку МРИ ФНС РФ № 7 по Нижегородской области, являясь государственным органом, освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с положениями 333.36 НК РФ, с ответчика ФИО2 в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела судом в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Нижегородской области задолженность по земельному налогу, пени в общей сумме 43 141,00 рублей
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела судом в сумме 400 руб.
В удовлетворении встречного иска ФИО2 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Нижегородской области о признании незаконными действия в части установления налогооблагаемой базы для начисления сумм земельного налога за 2014 год, о признании недействительными налогового уведомления и требования, об обязании произвести расчет земельного налога исходя из налоговой базы, установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2016 года.
Судья: Жилкин А.М.