Дело № 2а-139/18
Решение
Именем Российской Федерации
ЧЧ*ММ*ГГ* Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Снежницкой Е.Ю.
при секретаре Смирновой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы * по *** к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы * по *** (далее – МРИФНС * по ***) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, указав, что на учете в МРИФНС * по *** состоит ФИО1 Административный ответчик является собственником объектов налогооблажения, указанных в приложении к административному исковому заявлению, а именно: земельный участок, расположенный по адресу: ***, сад *. В связи с возникновением у административного ответчика недоимки по налогам и пени, в соответствии с нормами ст.69 НК РФ ему было выставлено требование об уплате пени от 09.12.2013г. *, от 09.11.2016г. *, от 02.11.2015г. *, от 07.12.2014г. *. До настоящего времени за налогоплательщиком числится задолженность по земельному налогу за ЧЧ*ММ*ГГ* год: налог в размере 1158,22руб., пени в размере 280,83руб. Инспекция обратилась на судебный участок * Московского судебного района *** с заявлением о выдаче судебного приказа. ЧЧ*ММ*ГГ*. судебный приказ * отменен. В связи с этим, административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2012 год, 2013 год, 2014 год в сумме 1439,05руб., из которой: 1158,22руб. – налог и 280,83руб. – пеня.
ЧЧ*ММ*ГГ*. судьей Московского районного суда г.Н.Новгорода вынесено определение о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству.
В определении указано о возможности рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного (письменного) производства, в связи с заявленным административным истцом ходатайством, в связи с чем, административному ответчику предлагалось выразить свое мнение относительно применения указанного порядка в срок до ЧЧ*ММ*ГГ*, определение постановлено направить лицам, участвующим в деле.
Копию определения административный ответчик получил ЧЧ*ММ*ГГ*.
Определением судьи Московского районного суда г.Н.Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ* постановлено рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
До вынесения решения по делу, от административного ответчика поступили возражения на иск.
Определением Московского районного суда г.Н.Новгорода от ЧЧ*ММ*ГГ*. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Представитель административного истца в суд не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик также в суд не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные требования закреплены в ч.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ (в ред.закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
На основании п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.69 НК РФ 1.Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером *, расположенный по адресу: ***, *** о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости от 05.12.2008г. (л.д.80).
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налоговым органом ФИО1, как налогоплательщику земельного налога, за указанный земельный участок был начислен земельный налог.
Согласно материалам дела, ФИО1 были направлены:
- налоговое уведомление * о взыскании налога за 2012 год в сумме 388,22руб., отправление подтверждается списком * от ЧЧ*ММ*ГГ*. (л.д.16);
- налоговое уведомление * о взыскании налога за 2013 год в сумме 388,22руб., отправление подтверждается списком * от ЧЧ*ММ*ГГ*. (л.д.15);
- налоговое уведомление * о взыскании налога за 2014 год в сумме 388руб., отправление подтверждается списком * от ЧЧ*ММ*ГГ*. (л.д.14).
В связи с неуплатой налога по указанным уведомлениям, в срок, установленный п.1 ст.70 НК РФ, в адрес ФИО1 направлены требования, в которых были указаны как сумма налога, подлежащая уплате, так и сумма пени:
- требование * по состоянию на ЧЧ*ММ*ГГ*. о взыскании земельного налога за 2012 год в сумме 388,22руб. и пени в сумме 8,88руб., сроком уплаты до ЧЧ*ММ*ГГ*., отправление подтверждается списком * от 12.12.2013г. (л.д.12);
- требование * по состоянию на ЧЧ*ММ*ГГ*. о взыскании земельного налога за 2013 год в сумме 388,22руб. сроком уплаты до ЧЧ*ММ*ГГ*., отправление подтверждается списком № 2476 от 10.12.2014г. (л.д.13);
- требование № 13064 по состоянию на ЧЧ*ММ*ГГ* о взыскании пени в сумме 148,96руб. Кроме того, в требовании указано, что общая задолженность составляет 1 444,95руб., в том числе по налогам (сборам) 1158,22руб.; срок уплаты до 20.12.2016г., отправление подтверждается списком * от 11.11.2016г. (л.д.8-9).
В связи с тем, что ответчик не уплатила в добровольном порядке как недоимку по земельному налогу, так и сумму пени, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка * Московского судебного района *** с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по указанному налогу и пени.
13.06.2017г. мировым судьей судебного участка * Московского судебного района *** был вынесен судебный приказ *а-490/2017, которым с ФИО1 была взыскана задолженность по налогам в размере 1 439,05руб.
Указанный судебный приказ был отменен мировым судьей судебного участка * Московского судебного района ***, и.о.мирового судьи судебного участка * Московского судебного района ***ЧЧ*ММ*ГГ*.
В суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу и пени налоговый орган обратился ЧЧ*ММ*ГГ*., о чем свидетельствует штамп.
Таким образом, срок обращения, установленный ст.48 НК РФ, административным истцом не пропущен.
Оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год является законным и обоснованным, поскольку у налогоплательщика ФИО1 в силу закона возникла обязанность по уплате указанного налога, которую она добровольно не исполнила. Следовательно, с ФИО1 подлежит взысканию недоимка по земельному налогу за 2014 год в размере 388руб., исходя из размера, указанного в налоговом уведомлении * от ЧЧ*ММ*ГГ*.
Также административном истцом заявлены требования о взыскании пени по земельному налогу за 2014 год.
В соответствии со ст.75 НК РФ (в ред. закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени суд производит следующим образом:
388руб. х 8,25% : 300 х 61 день (период просрочки с 02.10.2015г. по 31.12.2015г.) = 6,51руб.
388руб. х 11% : 300 х 165 дней (период просрочки 01.10.2016г. по 13.06.2016г.) = 23,47руб.
388руб. х 10,5% : 300 х 97 дней (период просрочки с 14.06.2016г. по 18.09.2016г.) = 13,17руб.
388руб. х 10% : 300 х 51 день (период просрочки с 19.09.2016г. по 08.11.20116г., т.е. до дня, до которого рассчитывает истец) = 6,60руб.
Таким образом, за период с 02.10.2015гг. по 08.11.2016г. размер пени будет составлять 49,75руб., который подлежит взысканию с ответчика.
Между тем, требования о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за 2012 год, 2013 год удовлетворению не подлежат. К такому выводу суд приходит по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017г. установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015г., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (ч.3 ст.12 названного закона).
Поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по земельному налогу за 2012 год, 2013 год и пени имела место по состоянию на ЧЧ*ММ*ГГ* год, то указанная недоимка и пеня признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом, а следовательно, налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по земельному налогу за указанные периоды, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом размера удовлетворенных судом исковых требований на основании ст. 333.19 НК РФ с ФИО1 подлежит взысканию госпошлина в размере 400руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы * по *** недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 388руб. и пени за период с ЧЧ*ММ*ГГ*. по ЧЧ*ММ*ГГ*. в размере 49,75руб.
В требованиях о взыскании недоимки по земельному налогу за 2012 год, 2013 год и пени отказать в полном объеме.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в госдоход в сумме 400руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
п/п Председательствующий: Е.Ю. Снежницкая
Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2а-139/2018 год, находящемся в Московском районном суде г. Н.Новгорода.
Копия верна.
Судья: Е.Ю. Снежницкая
Секретарь: К.В. Цыгулева