ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/20 от 16.06.2020 Суземского районного суда (Брянская область)

дело № 2а-139/2020

УИД 32RS0029-01-2020-000163-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Суземский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Азаровой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Коротченковой Е.В.,

с участием:

помощника прокурора Суземского района Брянской области Сахарова А.А.,

представителя административного ответчика – администрации Суземского района Брянской области - начальника отдела правовой и кадровой работы ФИО1,

представителя третьего лица - ГУ УПФР РФ в Севском муниципальном районе Брянской области - ведущего специалиста-эксперта юридической группы ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Суземского района Брянской области о понуждении к совершению действий по обращению с заявлением о постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области как бесхозяйного недвижимого имущества – системы газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суземского района Брянской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование доводов которого указал, что прокуратурой района по обращению М.В. проведена проверка в сфере муниципальной собственности и жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что к административному зданию УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области по адресу: <адрес>, подведена система газопровода, протяженностью 107 п.м., на которую в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и правах на указанный объект, то есть данный объект является бесхозяйным, что может способствовать созданию аварийной ситуации и повлечь причинение вреда здоровью граждан. По результатам проверки главе администрации внесено представление, которое не было удовлетворено и мер по постановке на учет бесхозяйного объекта не принято. Просит признать незаконным бездействие администрации Суземского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы Брянской области как бесхозяйного недвижимого имущества - системы газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес> и обязать администрацию Суземского района Брянской области обратиться с заявлением о постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области как бесхозяйного недвижимого имущества – системы газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора Суземского района Брянской области Сахаров А.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, и настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности - ФИО1 в судебном заедании доводы административного иска не признала, пояснив, что объект недвижимого имущества - система газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес> является объектом коммунальной инфраструктуры и не обладает признаками бесхозяйного имущества, поскольку фактически эксплуатируется УПФР на протяжении длительного времени и является вспомогательным объектом административного здания УПФР, которое не является муниципальной собственностью. Кроме того указала, что поскольку по названной системе газоснабжения осуществляется поставка газа для административного здания, то у системы газоснабжения имеется фактический владелец, что свидетельствует о факте правопритязаний на указанное имущество. В удовлетворении административного искового заявления просила отказать.

Представитель третьего лица - ГУ УПФР РФ в Севском муниципальном районе Брянской области ФИО2 в судебном заедании требования прокурора по административному исковому заявлению поддержала в полном объеме, при этом пояснила, что УПФР обратилось в Арбитражный суд Брянской области с целью признания права оперативного управления на систему газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес>, решением суда было отказано в удовлетворении требования, в связи с тем, что право оперативного управления является производным от права собственности и может быть признано в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При обращении в администрацию Суземского района с просьбой о принятии на баланс вышеуказанной системы газопровода, администрация письменно отказала в данной просьбе. В силу приобретательной давности систему газоотведения не представляется возможным оформить в собственность, т.к. УПФР использует административное здание менее 15 лет. Просила удовлетворить административные исковые требования прокурора, поскольку признание вышеуказанного объекта недвижимого имущества бесхозяйным позволит в дальнейшем УПФР оформить его надлежащим образом.

Изучив доводы административного искового заявления, выслушав доводы и пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно абз.4 ст.7 ФЗ от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения отнесены к полномочиями органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п.3, 4 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Согласно ч.1 ст.51 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Действующее законодательство устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами (ст.131 ГК РФ).

Согласно ст.1 ФЗ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничение такого права и обременения недвижимого имущества (п.3). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в единый государственный реестр (п.4).

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости, в соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ, является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ.

Пунктами 4 и 5 ч.6 ст.14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

По вопросу признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи следует отметить, что его порядок установлен в ч.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ. Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931.

Из представленных материалов следует, что в ходе проведенной прокуратурой Суземского района Брянской области проверки соблюдения требований в сфере муниципальной собственности и жилищно-коммунального хозяйства было установлено, что к административному зданию УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области по адресу: <адрес>, подведена система газопровода, протяженностью 107 п.м., на которую в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и правах на указанный объект, что подтверждается уведомлением .

По общему правилу газопровод признается объектом недвижимости и относится к линейным объектам, то есть к сооружениям, которые, в свою очередь, являются объектами капитального строительства и, соответственно, недвижимостью.

Право собственности на объект недвижимости – систему газопровода, протяженностью 107 п.м., по адресу: <адрес> не зарегистрировано, документы на регистрацию права собственности данного объекта в орган юстиции не поступали. Администрация Суземского района Брянской области собственником данного объекта не является.

Согласно Выпискам из ЕГРН административное здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит ГУ УПФР в Севском муниципальном районе Брянской области на праве оперативного управления, а земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2019 года УПФ РФ в Севском муниципальном районе Брянской области отказано в удовлетворении исковых требований о признании права оперативного управления, в том числе на систему газопровода, поскольку, в соответствии со ст.296 ГК РФ, право оперативного управления является производным от права собственности и может быть признано только в отношении имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доказательств того, что данный объект недвижимости - система газопровода принадлежит кому-либо, на него оформлено право государственной или муниципальной собственности и что на момент принятия решения суда органами местного самоуправления предпринимались какие-либо меры для постановки системы газопровода на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества административным ответчиком не представлено.

Отсутствие собственника системы газопровода лишает возможности эксплуатации, осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора, что бездействие администрации района нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни, здоровью и имуществу и может способствовать созданию аварийной ситуации.

Доказательством отсутствия правопритязания третьих лиц на указанный объект недвижимости является тот факт, что данное имущество не относится к государственной и муниципальной собственностям, не обременено правами других лиц, в отношении него не имеется записей в ЕГРП о правопритязаниях и правах третьих лиц.

Таким образом, суд находит административные исковые требования прокурора Суземского района Брянской области к администрации Суземского района Брянской области о понуждении к совершению действий подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Суземского района Брянской области о понуждении к совершению действий по обращению с заявлением о постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области как бесхозяйного недвижимого имущества – системы газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес>, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Суземского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением о постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы Брянской области как бесхозяйного недвижимого имущества - системы газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Суземского района Брянской области обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы по Брянской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – системы газопровода, протяженностью 107 п.м. по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суземский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года

Председательствующий О.Н. Азарова