ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/2016 от 14.01.2016 Аргаяшского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-139- 2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2016г.

Аргаяшский районный суд

Челябинской области, в составе :

Председательствующего М.М.Гиниятуллиной

С участием прокурора И.С. Меньщиковой

При секретаре И.Ф. Мухаметшиной

Рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Аргаяш гражданское дело по иску прокурора Аргаяшского района в защиту интересов Российской Федерации к администрации Аргаяшского Аргаяшского муниципального района о признании незаконным бездействия, признании незаконным распоряжения главы района

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по отмене незаконного распоряжения главы Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.; признании незаконным распоряжения главы Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. « О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района».

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Аргаяшского района проведена проверка соблюдения администрацией Аргаяшского муниципального района исполнения федерального земельного законодательства.

Установлено, что главой Аргаяшского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение «О внесение изменений в схему территориального планирования Аргаяшского района», на основании которого внесены изменения в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района с включением территории ООО К*» в границы населенного пункта <адрес> в рамках осуществления надзора распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и ДД.ММ.ГГГГ на указанное распоряжение принесен протест с требованием его отмены.

Администрацией Аргаяшского муниципального района в удовлетворении протеста прокурора отказано, о чем ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района был направлен ответ.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» и отказ администрации района в удовлетворении требований прокурора являются незаконными по следующим основаниям.

Проведенной проверкой установлено, что в собственности Российской Федерации зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами: , , общей площадью <данные изъяты> га, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации К*. Вышеуказанные земельные участки предоставлены в аренду ООО К*».

Установление или изменение границ населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, рекреационного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного назначения невозможно.

Государственную экологическую экспертизу федерального уровня организует и проводит Росприроднадзор.

Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленным этим органом, в случае, если на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.

Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участок из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленным статьей 4.1 Федерального закона от29.12.2004г № 191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Распоряжение «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением требований, установленных федеральным законодательством.

Данным документом не меняется категории земли, а предусматривается перспективное развитие территории.

Перевод земли из одной категории в другую осуществляет Министерство промышленности и природных ресурсов в установленном законом порядке.

Вносимые изменения в схему территориального планирования предусматривают не перспективное развитие выше обозначенной территории, а предполагают дальнейшее изменение категории земельного участка путем включения земельных участков, с кадастровыми номерами , , в границы населенного пункта <адрес>.

Прокурор на иске в суде настаивал.

Представитель администрации Аргаяшского муниципального района, представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области в суд не явились, о дне слушания дела извещены.

В предварительном судебном заседании представитель администрации Аргаяшского муниципального района Гилязова Р.Р. иск прокурора признала.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

прокуратурой Аргаяшского района проведена проверка соблюдения администрацией Аргаяшского муниципального района исполнения федерального земельного законодательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, главой Аргаяшского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение р «О внесение изменений в схему территориального планирования <адрес>» ( л.д. 15), на основании которого внесены изменения в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района с включением территории ООО К*» в границы населенного пункта <адрес>.

Прокуратурой района в рамках осуществления надзора распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и ДД.ММ.ГГГГ на указанное распоряжение принесен протест ( л.д.11-13) с требованием его отмены.

Администрацией Аргаяшского муниципального района в удовлетворении протеста прокурора отказано, о чем ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района был направлен ответ ( л.д. 14)

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» и отказ администрации района в удовлетворении требований прокурора являются незаконными.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в собственности Российской Федерации зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами: , , общей площадью <данные изъяты> га, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации К* Вышеуказанные земельные участки предоставлены в аренду ООО К*».

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Статьей 10 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, рекреационного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного назначения невозможно.

В силу ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы установлен Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404,Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов ( в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно полномочиям, установленным Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 24.06.2011 № 420,Росприроднадзор по Челябинской области по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня.

Статьей 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленным этим органом, в случае, если на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.

В соответствии со ст.4,1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участок из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленным данной статьей. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, съем территориального планирования муниципальных районов изменений границ населенных пунктов до ДД.ММ.ГГГГ может осуществляться путем внесения изменений в данные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.

При этом, Закон Челябинской области от 31.03.2010 № 563-30 «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков» с 31.12.2012 утратил силу в связи с истечением срока действия.

Таким образом, распоряжение «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ. принято с нарушением требований, установленных федеральным законодательством.

Согласно ответа главы администрации района проект присоединение территории ООО «К*» в границы населенного пункта <адрес> разработан на основании Распоряжения главы района от ДД.ММ.ГГГГ. На основании сводного заключения Правительства Челябинской области проект представлен Собранию депутатов Аргаяшского муниципального района для внесения изменений в приложение к решению Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.Данным документом не меняется категории земли, а предусматривается перспективное развитие территории.

Перевод земли из одной категории в другую осуществляет Министерство промышленности и природных ресурсов в установленном законом порядке.

Ответ администрации района не соответствует требованиям земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением главы Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ предполагается дальнейшее включение находящихся в собственности Российской Федерации зарегистрированных земельных участков с кадастровыми номерами:,, общей площадью <данные изъяты> га, категория земель- земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации К* , в границы населенного пункта <адрес>.

Вносимые изменения в схему территориального планирования предусматривают не перспективное развитие выше обозначенной территории, а предполагают дальнейшее изменение категории земельного участка путем включения земельных участков, с кадастровыми номерами , , в границы населенного пункта <адрес>.

Распоряжением главы Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. нарушены права и интересы Российской Федерации - собственника земельных участков с кадастровыми номерами: , <адрес>

Руководствуясь ст. 39 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившееся в не принятии мер по отмене незаконного распоряжения главы Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконным распоряжение главы Аргаяшского муниципального района о ДД.ММ.ГГГГ. « О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района»

Решение может быть обжаловано, в апелляционную инстанцию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий М.М.Гиниятуллина

Согласовано:

Судья Гиниятуллина М.М.: