Дело № 2а-139- 2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2016г.
Аргаяшский районный суд
Челябинской области, в составе :
Председательствующего М.М.Гиниятуллиной
С участием прокурора И.С. Меньщиковой
При секретаре И.Ф. Мухаметшиной
Рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Аргаяш гражданское дело по иску прокурора Аргаяшского района в защиту интересов Российской Федерации к администрации Аргаяшского Аргаяшского муниципального района о признании незаконным бездействия, признании незаконным распоряжения главы района
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по отмене незаконного распоряжения главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.; признании незаконным распоряжения главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. « О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района».
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Аргаяшского района проведена проверка соблюдения администрацией Аргаяшского муниципального района исполнения федерального земельного законодательства.
Установлено, что главой Аргаяшского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение № «О внесение изменений в схему территориального планирования Аргаяшского района», на основании которого внесены изменения в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района с включением территории ООО К*» в границы населенного пункта <адрес> в рамках осуществления надзора распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и ДД.ММ.ГГГГ на указанное распоряжение принесен протест с требованием его отмены.
Администрацией Аргаяшского муниципального района в удовлетворении протеста прокурора отказано, о чем ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района был направлен ответ.
Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» и отказ администрации района в удовлетворении требований прокурора являются незаконными по следующим основаниям.
Проведенной проверкой установлено, что в собственности Российской Федерации зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, общей площадью <данные изъяты> га, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации К*. Вышеуказанные земельные участки предоставлены в аренду ООО К*».
Установление или изменение границ населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, рекреационного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного назначения невозможно.
Государственную экологическую экспертизу федерального уровня организует и проводит Росприроднадзор.
Проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленным этим органом, в случае, если на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участок из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленным статьей 4.1 Федерального закона от29.12.2004г № 191-ФЗ « О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Распоряжение «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ№ принято с нарушением требований, установленных федеральным законодательством.
Данным документом не меняется категории земли, а предусматривается перспективное развитие территории.
Перевод земли из одной категории в другую осуществляет Министерство промышленности и природных ресурсов в установленном законом порядке.
Вносимые изменения в схему территориального планирования предусматривают не перспективное развитие выше обозначенной территории, а предполагают дальнейшее изменение категории земельного участка путем включения земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, в границы населенного пункта <адрес>.
Прокурор на иске в суде настаивал.
Представитель администрации Аргаяшского муниципального района, представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области в суд не явились, о дне слушания дела извещены.
В предварительном судебном заседании представитель администрации Аргаяшского муниципального района Гилязова Р.Р. иск прокурора признала.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
прокуратурой Аргаяшского района проведена проверка соблюдения администрацией Аргаяшского муниципального района исполнения федерального земельного законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, главой Аргаяшского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение №р «О внесение изменений в схему территориального планирования <адрес>» ( л.д. 15), на основании которого внесены изменения в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района с включением территории ООО К*» в границы населенного пункта <адрес>.
Прокуратурой района в рамках осуществления надзора распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и ДД.ММ.ГГГГ на указанное распоряжение принесен протест ( л.д.11-13) с требованием его отмены.
Администрацией Аргаяшского муниципального района в удовлетворении протеста прокурора отказано, о чем ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района был направлен ответ ( л.д. 14)
Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» и отказ администрации района в удовлетворении требований прокурора являются незаконными.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в собственности Российской Федерации зарегистрированы земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, общей площадью <данные изъяты> га, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации К* Вышеуказанные земельные участки предоставлены в аренду ООО К*».
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населённых пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 10 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлено, что перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, рекреационного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного назначения невозможно.
В силу ст.33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы установлен Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404,Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов ( в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно полномочиям, установленным Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 24.06.2011 № 420,Росприроднадзор по Челябинской области по поручению центрального аппарата Росприроднадзора организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня.
Статьей 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленным этим органом, в случае, если на территории муниципального района находятся особо охраняемые природные территории федерального значения.
В соответствии со ст.4,1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участок из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке установленным данной статьей. При наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, съем территориального планирования муниципальных районов изменений границ населенных пунктов до ДД.ММ.ГГГГ может осуществляться путем внесения изменений в данные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.
При этом, Закон Челябинской области от 31.03.2010 № 563-30 «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков» с 31.12.2012 утратил силу в связи с истечением срока действия.
Таким образом, распоряжение «О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ. № принято с нарушением требований, установленных федеральным законодательством.
Согласно ответа главы администрации района проект присоединение территории ООО «К*» в границы населенного пункта <адрес> разработан на основании Распоряжения главы района от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании сводного заключения Правительства Челябинской области проект представлен Собранию депутатов Аргаяшского муниципального района для внесения изменений в приложение к решению Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№.Данным документом не меняется категории земли, а предусматривается перспективное развитие территории.
Перевод земли из одной категории в другую осуществляет Министерство промышленности и природных ресурсов в установленном законом порядке.
Ответ администрации района не соответствует требованиям земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ предполагается дальнейшее включение находящихся в собственности Российской Федерации зарегистрированных земельных участков с кадастровыми номерами:№,№, общей площадью <данные изъяты> га, категория земель- земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - для размещения и эксплуатации К* , в границы населенного пункта <адрес>.
Вносимые изменения в схему территориального планирования предусматривают не перспективное развитие выше обозначенной территории, а предполагают дальнейшее изменение категории земельного участка путем включения земельных участков, с кадастровыми номерами №, №, в границы населенного пункта <адрес>.
Распоряжением главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. нарушены права и интересы Российской Федерации - собственника земельных участков с кадастровыми номерами: №, <адрес>
Руководствуясь ст. 39 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области, выразившееся в не принятии мер по отмене незаконного распоряжения главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным распоряжение главы Аргаяшского муниципального района № о ДД.ММ.ГГГГ. « О внесении изменений в схему территориального планирования Аргаяшского муниципального района»
Решение может быть обжаловано, в апелляционную инстанцию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путём подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий М.М.Гиниятуллина
Согласовано:
Судья Гиниятуллина М.М.: