ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/2017 от 24.05.2017 Нижегородского гарнизонного военного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Нижегородский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Трофимова Н.В., с участием административного истца ФИО2, представителя директора Федеральной службы войск национальной гвардии РФ - главнокомандующего войсками национальной гвардии РФ и командующего <адрес>ом войск национальной гвардии РФ ФИО3, представителя командира войсковой части и административного ответчика подполковника ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело -А-139/2017 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части ФИО2 об оспаривании действий должностных лиц органов военного управления внутренних войск МВД России, связанных с не оформлением наградного листа и несоблюдением порядка представления документов для получения ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени»,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением в котором указал, что при рассмотрении гражданского дела в Нижегородском гарнизонном военном суде о защите чести и достоинства (решение от ДД.ММ.ГГГГ) ему стало известно, что начальник отделения кадров войсковой части Франкин не оформил надлежащим образом наградной лист и иные характеризующие документы, предусмотренные приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Министр внутренних дел РФ издал приказ о награждении его медалью «За отличие в службе» I степени без учета характеризующих сведений, а вручена названная медаль была не в торжественной обстановке.

Ссылаясь на апелляционное определение Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, который указал, что основанием для награждения медалью «За отличие в службе» I степени увольняемых военнослужащих в запас является соответствующая выслуга лет и отсутствие дисциплинарных взысканий, ФИО2, полагая свои права нарушенными, с учетом письменных уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, просил суд:

1. признать незаконными действия начальника отделения кадров войсковой части подполковника Франкина, выраженные в:

- не оформлении и не направлении в адрес командующего Приволжским региональным командованием внутренних войск МВД России (<адрес>) (процессуальный правопреемник командующий <адрес>ом войск национальной гвардии РФ) наградного листа и иных характеризующих документов на награждаемого административного истца для получения им ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени»;

- не внесении записи о награждении административного истца ведомственным знаком отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени» в его личные дела, находящиеся в подразделениях органов военного управления и в районном военном комиссариате <адрес> в течение длительного времени в период с марта 2014 года по настоящее время.

2. признать незаконными действия командира войсковой части , выраженные в:

- не оформлении и не направлении в адрес командующего Приволжским региональным командованием внутренних войск МВД России (<адрес>) наградного листа и иных характеризующих документов на награждаемого административного истца для получения им ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени» без своего письменного заключения, как старшего начальника;

- вручении ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени» административному истцу не в торжественной обстановке или на совещании (собрании), согласно пункту 16 приказа МВД РФ .

3. признать незаконными действия командующего Приволжским региональным командованием внутренних войск МВД России, выраженные в:

- не оформлении и не направлении в адрес Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего внутренними войсками Российской Федерации (до ДД.ММ.ГГГГ являлся заместителем Министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России) наградного листа и иных характеризующих документов на награждаемого административного истца для получения им ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени» без своего письменного заключения, как старшего начальника;

- вручении ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени» административному истцу не в торжественной обстановке или на совещании (собрании), согласно пункту 16 приказа МВД РФ .

4. признать незаконными действия Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего внутренними войсками Российской Федерации (до ДД.ММ.ГГГГ являлся заместителем Министра - главнокомандующим внутренними войсками МВД России), выраженные в не оформлении и в не направлении в адрес Министра внутренних дел Российской Федерации наградного листа и иных характеризующих документов на награждаемого административного истца для получения им ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени» без своего письменного заключения, как старшего начальника.

5. признать незаконными действия Министра внутренних дел Российской Федерации, выраженные в утверждении приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «По личному составу» без предоставления должностными лицами органов военного управления (административными ответчиками) наградного листа и иных характеризующих документов без своих письменных заключений, как старших начальников, на награждаемого административного истца для получения им ведомственного знака отличия МВД РФ «За отличие в службе I степени».

6. взыскать с войсковой части судебные расходы.

Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела Министр внутренних дел в судебное заседание не прибыл, своего представителя в суд не направил и не ходатайствовал об отложении рассмотрении дела, в связи с чем, учитывая ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело без его участия.

В судебном заседании ФИО2 настаивал на удовлетворении своего административного искового заявления, однако не пояснил, в чем конкретно выразилось нарушение его прав не оформлением воинскими должностными лицами характеризующих документов для награждения медалью «За отличие в службе» I степени и награждением его названной медалью не в торжественной обстановке.

ФИО2 указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списков личного состава войсковой части , а ДД.ММ.ГГГГ состоялся приказ о награждении его медалью «За отличие в службе» I степени. При рассмотрении гражданского дела в Нижегородском гарнизонном военном суде о защите чести и достоинства ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что начальник отделения кадров войсковой части Франкин не оформил надлежащим образом наградной лист и иные характеризующие документы, предусмотренные приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Министр внутренних дел РФ издал приказ о награждении его медалью «За отличие в службе» I степени без учета характеризующих сведений, а вручена названная медаль была не в торжественной обстановке. Не соглашаясь с апелляционным определением Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, который указал, что основанием для награждения медалью «За отличие в службе» I степени увольняемых военнослужащих в запас является соответствующая выслуга лет и отсутствие дисциплинарных взысканий, считает, что в силу п. 15 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ на него должен был оформляться наградной лист и иные характеризующие документы. Отсутствие наградного листа и иных характеризующих документов не позволили ему опровергнуть служебную характеристику, которую оспаривал в гражданском деле о защите чести и достоинства, а изготовление характеризующих документов даст ему возможность обратиться в суд с заявлением о пересмотре решения Нижегородского гарнизонного военного суда о защите чести и достоинства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Представители участвующих в деле административных ответчиков административное исковое заявление не признали, указав, что действительно наградной лист и иные характеризующие документы в отношении административного истца не оформлялись и не направлялись, поскольку этого не требовалось вышестоящими воинскими должностными лицами.

Кроме этого, Франкин пояснил, что запись о награждении ФИО2 не могла быть внесена в его личное дело, поскольку истец был награжден медалью «За отличие в службе» I степени приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а исключен из списков личного состава части он был ДД.ММ.ГГГГ, т.е. его личное дело не находилось в воинской части и было направлено в военный комиссариат по месту жительства истца.

Франкин также пояснил, что возможности вручить ему указанную медаль в торжественной обстановке на общем собрании также не имелось, поскольку истец был исключен из списков личного состава войсковой части и утратил статус военнослужащего до издания приказа о награждении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

Из копии удостоверения о награждении ФИО2 медалью «За отличие в службе» I степени усматривается, что основанием для награждения явился приказ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании также установлено, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ был исключен из списков личного состава части.

То обстоятельство, что наградной лист и иные характеризующие документы не оформлялись и не направлялись для награждения ФИО2 медалью «За отличие в службе» I степени не отрицалось административными ответчиками и их представителями.

Более того, данное утверждение подтверждается сопроводительным письмом врио командующего войсками Приволжского регионального командования внутренних войск ВВ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из списка для награждения, а также предложением в проект приказа.

Из сообщения начальника отделения кадров войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ л/с следует, что ФИО2 награжден медалью «За отличие в службе» I степени.

При этом, давая оценку указанным документам на предмет их допустимости, суд, принимая во внимание ч. 3 ст. 70 КАС РФ, учитывает объяснения административных ответчиков и их представителей, которые на основании ст. 59 КАС РФ являются доказательствами по делу.

Согласно ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В ст. 4 КАС РФ указано, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Об этом же свидетельствуют разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Таким образом, судебной защите подлежат лишь нарушенные права заинтересованного лица, при условии создания каких-либо препятствий к осуществлению его прав и возложения какой-либо обязанности.

Вместе с тем, в судебном заседании не установлено какие именно права административного истца были нарушены и какие последствия от действий и бездействий должностных лиц наступили.

Так, ФИО2, не указал какие его права должностными лицами были нарушены, обосновав иск лишь действиями и бездействиями должностных лиц по не оформлению и не направлению наградного листа и иных характеризующих документов в целях опровержения служебной характеристики, которая являлась предметом рассмотрения гражданского дела, для последующего обращения с заявлением о пересмотре решения суда о защите чести и достоинства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вместе с тем, для того, чтобы признать права истца нарушенными, суду необходимо установить также незаконность действия либо бездействий должностных лиц органов военного управления.

В судебном заседании достоверно установлено, что наградной лист и иные характеризующие документы в отношении ФИО2 не оформлялись и не направились вышестоящим органам военного управления, а основанием для награждения ФИО2 медалью «За отличие в службе» I степени явился лишь проект приказа, содержащий список награждаемых лиц.

ФИО2 в обоснование своих доводов указывает, что наградной лист и иные характеризующие документы должны быть оформлены в соответствии с п. 15 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющегося приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, п. 9 Положения о медали МВД России «За отличие в службе», являющийся более специальной нормой к рассматриваемым правоотношениям, связанным с награждением истца именно медалью «За отличие в службе» I степени, предусматривает, что военнослужащие внутренних войск МВД России, увольняемые в запас или отставку и не имеющие неснятых дисциплинарных взысканий, при наличии к моменту увольнения соответствующего для награждения стажа службы (выслуги лет) награждаются медалью одновременно с увольнением.

Анализ приведённых правовых норм позволяет суду придти к выводу, что обязанность по оформлению наградного листа и иных характеризующих документов возложена на должностных лиц лишь в отношении военнослужащих, продолжающих проходить военную службу по контракту, а в отношении уволенных либо увольняемых в запас граждан необходимым условием для награждения является лишь соответствующая выслуга лет и отсутствие дисциплинарных взысканий.

Таким образом, учитывая, что в судебном заседании не установлено нарушений каких-либо прав ФИО2, суд не признает действия (бездействия) должностных лиц, связанные с не оформлением и не направлением в вышестоящие органы наградного листа и иных характеризующих документов на истца незаконными, поскольку они не противоречат требованиям, регламентирующим порядок награждения граждан медалью «За отличие в службе» I степени, в связи с чем считает, что в удовлетворении административного искового заявления в части соответствующих требований надлежит отказать.

По этим же основаниям суд полагает, что административное исковое заявление в части требований к Министру внутренних дел РФ по изданию приказа без предоставления ему наградного листа и иных характеризующих документов не подлежит удовлетворению.

Что касается административного искового заявления ФИО2 в части требований по не внесению записи о его награждении медалью «За отличие в службе» I степени в личные дела, находящиеся в военном комиссариате <адрес>, а также в части требований по вручению ФИО2 названной медали не в торжественной обстановке или на совещании, то суд исходит из следующего.

Действительно, согласно п. 16 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, являющегося приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Ведомственные знаки отличия и удостоверения к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке именно перед строем или на совещании (собрании).

Указанный пункт не содержит положений о награждении медалью либо в торжественной обстановке либо на совещании, как того требует истец.

Кроме этого, п. 17 предусмотрено, что записи о награждении вносятся в установленном порядке в личные дела, военные билеты, трудовые книжки награжденных.

Указанные нормы также свидетельствуют о том, что обязанность должностных лиц по награждению медалью «За отличие в службе» I степени в торжественной обстановке перед строем или на совещании (собрании) и по внесению записи о награждении в личное дело предусмотрена лишь в отношении военнослужащих, проходящих военную службу.

Исключение ФИО2 из списков личного состава войсковой части ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, утрата им статуса военнослужащего, объективно препятствовало исполнению требований по награждению его медалью «За отличие в службе» I степени в торжественной обстановке перед строем или на совещании (собрании) и по внесению записи о награждении в личное дело, отправленное в военный комиссариат по месту жительства.

Суд не оставляет также без внимания, что медаль «За отличие в службе» I степени ФИО2 была вручена, как он пояснил, должностным лицом Приволжского регионального командования ВВ МВД РФ в служебном кабинете, а в случае обращения истца и представления им документов о награждении в военный комиссариат, запись о награждении была бы внесена в его личное дело сотрудниками указанной организации.

Кроме этого, как установлено в судебном заседании, сведения о награждении ФИО2 медалью «За отличие в службе» I степени начальником отделения кадров всё-таки были отправлены в военный комиссариат, что свидетельствует об устранении предпосылок для возможного и предполагаемого нарушения прав истца.

Таким образом, не установив также какие конкретно права ФИО2 нарушены и созданы препятствия к осуществлению его прав, суд, учитывая вышеизложенное, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления в части требований по не внесению записи о его награждении медалью «За отличие в службе» I степени в личные дела, находящиеся в военном комиссариате <адрес>, а также в части требований по вручению ФИО2 названной медали не в торжественной обстановке перед строем или на совещании (собрании).

С учетом того, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд считает необходимым на основании статьи 111 КАС РФ отказать ФИО2 и в возмещении судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Нижегородский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Трофимов