ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/2018 от 13.04.2018 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-139/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 13 апреля 2018 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Шахровой О.А.,

при секретаре Ильиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Архангельский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Онежский муниципальный район».

С учетом уточнений исковых требований, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии административного регламента по представлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент.

В обосновании требований указано на то, что в результате проведенной проверки по исполнению законодательства в сфере безопасности полетов выявлены нарушения требований федерального законодательства в МО «Онежский муниципальный район», а именно не разработан и не принят административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче пользователям воздушного пространства разрешения в случаях, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138; указанная услуга не включена в реестр муниципальных услуг. Указанное бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение услуги в виде разрешения на выполнение действий, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства, над населенным пунктом; создаёт предпосылки нарушения пользователем воздушного пространства законодательства и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу организаций при выполнении несогласованных с органом местного самоуправления действий, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства, над населенным пунктом.

Заместитель Архангельского транспортного прокурора о месте и времени проведения судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом. Сведений о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель административного ответчика администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве не иск просил рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования не признал, полагает, что порядок выдачи органами местного самоуправления муниципальных образований разрешения по использованию воздушного пространства должен быть определен на федеральном уровне, а не муниципальными правовыми актами.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство транспорта <Адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствии, иск поддержал.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие участников судебного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - это нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 14 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя установление структуры и классификации воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса; обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения; государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>... утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, п. 49 которых предусмотрено, что авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно принимать решения о выдаче (об отказе в выдаче) разрешений на выполнение деятельности, обозначенной в п. 49 Правил.

При этом в силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <Дата> №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон №210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона №210-ФЗ также установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона №210-ФЗ разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Как следует из материалов дела, заместителем Архангельского транспортного прокурора по заданию Северо-Западной транспортной прокуратуры от <Дата>... «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности полетов» <Дата> было принято решение ... о проведении проверки исполнения законодательства в сфере безопасности полетов в отношении администрации МО «Онежский муниципальный район» с <Дата> по <Дата>.

Как следует из ответа главы МО «Онежский муниципальный район» от <Дата>..., за период <Адрес> года по настоящее время пользователи воздушного пространства в орган местного самоуправления за разрешением на использование воздушного пространства не обращались. Административный регламент предоставления услуги выдачи разрешения на использование воздушного пространства над населенным пунктом отсутствует. Информация о рассматриваемой услуге не включена в реестр муниципальных услуг. Порядок выдачи органами местного самоуправления муниципальных образований разрешения по использованию воздушного пространства должен быть определен на федеральном уровне, а не муниципальными правовыми актами (л.д. 77-81).

Согласно сообщению Архангельского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» от <Дата> № Ац 2886, выдача разрешений на использование воздушного пространства не входит в полномочия Архангельского центра ОВД, в том числе, в случаях, предусмотренных п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата>....

В соответствии со ст. 2 Федерального закона №210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от <Дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Согласно п.1 ст. 1 Устава МО «Онежский муниципальный район» имеет статус муниципального района, в границы которого входят два городских и шесть сельских поселений, объединенных общей территорией.

Из содержания ст. ст. 6, 7, 21, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 10 Устава следует, что к вопросам местного значения МО «Онежский муниципальный район» относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Как следует из ст. 42 Устава администрация Онежского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом Онежского муниципального района по решению вопросов местного значения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Онежского муниципального района федеральными законами и законами Архангельской области.

Учитывая перечисленные в п. 49 Правил случаи, при которых соответствующее разрешение выдается органом местного самоуправления, принимая во внимание вышеуказанные и иные предусмотренные Федеральным законом №131-ФЗ, а также предусмотренные уставом муниципального района полномочия, суд считает, что услуга, о разработке административного регламента предоставления которой заявлено прокурором, является муниципальной услугой, поскольку она связана с деятельностью органа местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения.

В силу закона административный ответчик как орган, осуществляющий предоставление муниципальной услуги, обязан предоставлять ее в соответствии с административным регламентом.

Данная обязанность администрацией не исполнена, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика и нарушении прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальной услуги и безопасное использование воздушного пространства.

При таких обстоятельствах, административный иск Архангельского транспортного прокурора к администрации МО «Онежский муниципальный район» подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Архангельского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», выразившееся в непринятии административного регламента по представлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата>....

Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги, предусмотренной п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от <Дата>...; включить информацию о предоставляемой услуге в реестр муниципальных услуг.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий судья подпись О.А. Шахрова