Дело № 2а-139/2021
уид 82RS0003-01-2021-000151-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 7.10.2021 г.
Карагинский районный суд Камчатского края в составе председательствующего - судьи Фоменко Е.И., при помощнике судьи Антоновой Т.А., с участием
- представителя административного истца заместителя прокурора Карагинского района Пивоварова А.С. - помощника прокурора Карагинского района Славкина В.А.,
- представителя администрации Карагинского муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Карагинского района Пивоварова А.С., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Карагинского муниципального района об оспаривании нормативного правового акта – признании недействующим постановления администрации Карагинского муниципального района от 01.04.2021 № 121 "Об организации осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" со дня его опубликования,
УСТАНОВИЛ :
обосновывая иск, прокурор отразил, что вступившее в законную силу с момента опубликования 1.04.2021 г. постановление администрации Карагинского муниципального района от 01.04.2021 № 121 "Об организации осуществления контроля в сфере закупок товаров, ра-бот, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" не соответствует требованиям закона, так как возлагает контрольные функции в сфере закупок на администрацию района. Анализируя требования федеральных законов "Об общих началах местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6.10.2003 г., "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг" от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" № 248-ФЗ от 31.07.2020 г., прокурор полагает, что местными органами самоуправления для целей контроля в сфере закупок должен быть создан самостоятельный орган, являющийся юридическим лицом, соответственно должна быть изменена и структура органов местного самоуправления. В настоящее же время в Уставе Карагинского муниципального района контрольный орган в сфере закупок не указан, полномочия его не определены. В связи с чем и заявлено требование о признании упомянутого постановления недействующим со дня вступления в законную силу.
В судебном заседании представитель прокурора Славкин В.А. поддержал административный иск.
Представитель административного ответчика ФИО1 против заявленных требований возражала, обратив внимание суда на то, что в законе отсутствует требование о необходимости создания с целью контроля в сфере закупок на муниципальном уровне специального органа со статусом юридического лица. При том, что администрация муниципального района и призвана решать все вопросы, определяемые законодательством.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.
По материалам дела 1 апреля 2021 г. Администрацией Карагинского муниципального района принято постановление № 121"Об организации осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"(л.д. 3-14, далее - Постановление). Постановлением определено, что органом, уполномоченным на осуществление закупок, является администрация Карагинского муниципального района (п. 1). Функции контрольного органа в сфере закупок выполняет единая комиссия по проведению плановой (внеплановой) проверки(п. 2). Пункт 4 Постановления, определяя принцип контроля, воспроизводит текст п. 3 ч. 3 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг" от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, регламентирующего порядок осуществления контроля органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Имеются приложения: 1 - о составе комиссии по проведению плановой (внеплановой) проверки; 2 - основные направления и вопросы проверок; 3 - порядок согласования контракта с единственным поставщиком.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции России местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 131 Конституции России).
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "Об общих началах местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1). Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 2). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Статья 77 закона № 131-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. 62 Устава Карагинского муниципального района Администрация Карагинского муниципального района организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Камчатского края (1). Организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности администрации Карагинского муниципального района в части осуществления ею муниципального контроля определяются положением, утверждаемым решением Совета депутатов Карагинского муниципального района (2).
Решением Совета депутатов Карагинского муниципального района № 103 от 6 апреля 2021 г. "Об утверждении Положения "Об Администрации Карагинского муниципального района", принятым решением Совета депутатов Карагинского муниципального района № 154 от 6.04.2021 г. утверждено указанное Положение. Пунктом ж) статьи 2.1 к полномочиям Администрации района в бюджетной сфере и в сфере управления муниципальным имущест-вом отнесено осуществление контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным зако-ном от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом рассматриваемое Постановление принято администрацией Карагинского муниципального района в пределах полномочий, определённых Советом депутатов Карагинского муниципального района, в соответствии с Уставом района, во исполнение требований с Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ни один из приведённых в доводах административного иска федеральных законов не содержит требования создания на уровне местного самоуправления контрольного органа в сфере закупок в виде самостоятельного юридического лица, изменения структуры органов местного самоуправления.
Соответственно, отсутствуют и предпосылки для вывода о нарушении интересов неопределённого круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 293, 294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Карагинского района Пивоварова А.С. о признании недействующим постановления администрации Карагинского муниципального района от 01.04.2021 № 121 "Об организации осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Карагинского муниципального района и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" со дня его опубликования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Решение в окончательной форме вынесено 14.10.2021 г.
Судья - __________________