Дело №2а-139/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2021 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Налисник Е.В..,
с участием представителя административного истца – Носова Б.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Факелл» к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация города Судака Республики Крым об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, о возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
18 августа 2021 года Общество с ограниченной ответственностью «Факелл» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с вышеуказанным административным иском, в котором, с учётом последующих уточнений, просил установить в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 21857 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 сентября 2016 года, рыночную стоимость в размере 60489000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 25 декабря 2015 года между Администрацией города Судака Республики Крым и ООО «Факелл» заключён договор аренды №43 земельного участка. Арендуемый административным истцом земельный участок: с кадастровым номером № площадью 21857 кв.м. расположен по адресу: <адрес>. Срок действия договора до 04 сентября 2057 года. 29 ноября 2016 года Совет министров Республики Крым утвердил результаты кадастровой оценки спорного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка внесена в ЕГРН и на 01.09.2016 составляет 106798329 рублей 11 копеек. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на эту же дату согласно отчёту об оценке ООО «Терра Докс Инвест» составляет 54290270 рублей. Результаты определения кадастровой стоимости земели затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку существенное различие между кадастровой его стоимостью и рыночной влияет на размер арендной платы, существенно увеличивая её.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 23 августа 2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Судака Республики Крым.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Носов Б.С. требования административного иска поддержал, просил удовлетворить с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной исходя из выводов проведенной по делу судебной оценочной экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При этом, каких-либо замечаний или возражений по выводам, проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, также не поступило.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 2 и пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определённой индивидуально для этого земельного участка.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон от 29 июля 1998 года №135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Согласно абзацам 1, 2, 4 статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта у органа, принявшего решение о проведении государственной кадастровой оценки, - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и направляет его копию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
В соответствии с абзацами 1, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 поименованного Федерального закона, под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 данного Кодекса, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2).
Из материалов административного дела следует, что 25 декабря 2015 года между Администрацией города Судака Республики Крым (арендодателем) и Обществом с ограниченной ответственностью «Факелл» (арендатором) заключён договор аренды №43 земельного участка, в соответствии с пунктом 1 которого, арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок (далее – Участок) общей площадью 21857 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, реестровый номер муниципального имущества муниципального образования городской округ Судак Республики Крым В110230008700, дата присвоения реестрового номера 13.11.2015. Расчёт арендной платы приведен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора (т. 1 л.д.23-26, 27).
Таким образом, административный истец является фактическим арендатором указанного земельного участка с кадастровым номером №
В связи с чем, становится очевидным, что у административного истца имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 06 апреля 2016 года №334-р «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым», определено проведение в 2016 году государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым определён от имени Совета министров Республики Крым заказчиком работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.
29 ноября 2016 года Советом министров Республики Крым принято распоряжение №1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым», в соответствии с которым определена кадастровая стоимость, в том числе, вышеуказанного земельного участка.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р определено применять результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утверждённых распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р, с учётом изменений, внесённых настоящим распоряжением.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № от 07 апреля 2021 года №КУВИ-002/2020-33254099, кадастровая стоимость заявленного земельного участка определена по состоянию на 01 сентября 2016 года и составляет 106798329 рублей 11 копеек (т. 1 л.д. 34).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
По ходатайству административного истца, принимая во внимание наличие возражений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым относительно размера заявленной в административном исковом заявлении рыночной стоимости земельного участка, по административному делу определением Верховного Суда Республики Крым от 22 сентября 2021 года назначалась судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено
Центру экспертиз федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет».
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта судебной оценочной экспертизы №2021/10-98 от 29 октября 2021 года, проведенной во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 22.09.2021, отчёт об оценке №ЦО-1065ОН от 26 апреля 2021 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Выявленные нарушения повлияли на размер рыночной стоимости объекта недвижимости. Экспертом самостоятельно определена рыночная стоимость заявленного земельного участка по состоянию на 01 сентября 2016 года в размере 60 489000 рублей (т. 2 л.д. 23-105).
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам стороны административного ответчика, оно является достоверным подтверждением рыночной стоимости оцениваемого земельного участка. При этом, в заключении эксперта в исчерпывающем объёме приведены обоснования применения каждой из корректировок при расчётах рыночной стоимости объекта оценки, выводы предельно ясны и мотивированны, обоснованы и не содержат противоречий.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению с установлением рыночной стоимости заявленного земельного участка в размере по заключению эксперта – 60489000 рублей.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что кадастровая стоимость заявленного земельного участка установлена по состоянию на 01 сентября 2016 года.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поступившее 25 июня 2021 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости заявленного объекта недвижимости 21 июля 2021 года отклонено (т.1 л.д. 49).
Также суд учитывает, что именно выводы экспертного заключения положены судом в основу решения при установлении рыночной стоимости земельных участков. В связи с чем, судебные расходы по данному делу подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 20, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Факелл» - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – «Развлечения», общей площадью 21 857 кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 сентября 2016 года в размере 60489 000 (шестьдесят миллионов четыреста восемьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Судебные расходы по данному административному делу отнести на административного истца – Общество с ограниченной ответственностью «Факелл».
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым Н.В. Кучеренко
Решение суда составлено в окончательной форме 22 декабря 2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>