ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-139/2022 от 08.02.2022 Боровичского районного суда (Новгородская область)

№ 2а-139/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Боровичи Новгородской области 08 февраля 2022 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре Абашевой А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1 ФИО2,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, государственному регистратору ФИО4, ведущему специалисту-эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО5 о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений в ЕГРН, обязании устранить нарушение,

установил:

ФИО1 обратилась в Боровичский районный суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, предоставлен ей в аренду на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, для ведения огородничества. На указанном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом с кадастровым , что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением № КУВД-001/2021-50995505 о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым .

Рассмотрев заявление, административный ответчик отказал во внесении сведений в ЕГРН, в качестве обоснования сослался на пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 11 Правил землепользования и застройки Сушанского сельского поселения, согласно которому правом на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости на другой обладают лица, владеющие земельными участками на праве аренды, срок которой составляет менее пяти лет, но при наличии в договоре аренды согласия собственника (за исключением земельных участков, предоставленных для конкретного вида целевого использования из состава земель общего пользования). При наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается соответствующим правообладателем земельного участка либо с согласия собственника земельного участка. В орган регистрации согласия на изменения вида разрешенного использования правообладателя, собственника земельного участка не представлено.

Отказ административного ответчика отражен в уведомлении об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2021- 50995505/1 от 08.12.2021 года.

Административный истец считает отказ административного ответчика незаконным и необоснованным, нарушающим права административного истца, поскольку он владеет земельным участком на праве аренды и является собственником жилого здания с кадастровым , расположенного на спорном земельном участке, следовательно, в силу прямого указания пункта 3 статьи 11 Правил землепользования и застройки Сушанского сельского поселения, наделен правом на изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и иных объектов недвижимости на другой вид.

ФИО1 просит признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об отказе во внесении сведений в ЕГРН, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> незаконным, и в целях устранения нарушенных прав обязать административного ответчика в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести сведения в ЕГРН, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым .

В соответствии со ст. 41 КАС РФ судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены государственный регистратор ФИО4 и ведущий специалист-эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО5, заинтересованными лицами- Администрация Боровичского муниципального района и Администрация Сушанского сельского поселения.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО3 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что принимая оспариваемое решение, государственный регистратор действовал в соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и пункта 3 ст. 11 Правил землепользования и застройки Сушанского сельского поселения. Пунктом 1.3 Договора № 2873 на передачу в аренду ФИО1 земельного участка от 04.10.2018 года установлено, что земельный участок с кадастровым номером относится к категории «земли населенных пунктов» и имеет вид разрешенного использования «ведение огородничества». Согласно п.2.1 данного Договора срок договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером установлен на 3 года. В орган регистрации согласие на изменение вида разрешенного использования правообладателя, собственника земельного участка не представлено.

Административные ответчики – государственный регистратор ФИО4 и ведущий специалист-эксперт Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица -Администрации Боровичского муниципального района ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования ФИО1 считает не подлежащими удовлетворению, поскольку условиями заключенного с ФИО1 договора аренды земельного участка предусмотрена возможность изменения вида целевого использования земельного участка путем составления дополнительного соглашения. Однако такое соглашение сторонами не заключалось. Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области внести в ЕГРН сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка основан на законе.

Представитель заинтересованного лица- Администрации Сушанского сельского поселения Глава поселения ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным иском о признании незаконным решения, принятого 08.12.2021 г., ФИО1 обратилась 10.12.2021 г., т.е. с соблюдением срока, установленного ст. 219 КАС РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из важнейших принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 30 ГрК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований.

На основании ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, 04.10.2018 г. между муниципальным образованием Боровичский муниципальный район (арендодатель) и ФИО1 ( арендатор) заключен договор №2873 на передачу в аренду земельного участка с кадастровым номером площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>

Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: ведение огородничества.

В соответствии с пп. «б» п.1.4. договора на предоставляемом земельном участке строения и сооружения отсутствуют.

Пунктом 3.1. договора согласована обязанность арендатора использовать земельный участок исключительно для целей, обозначенных в п. 1.3 договора, то есть для ведения огородничества.

Согласно выписке ЕГРН, 19.12.2018 г. за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилое строение площадью 165,5 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером

01.12.2021 г. ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением о внесении сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на вид разрешенного использования « для ведения личного подсобного хозяйства».

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости».

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав ( ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу ст. 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня получения запроса органа регистрации прав направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.

В случае, если органы государственной власти или органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, либо если ответ на запрос органа регистрации прав не поступил в течение установленного срока, орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи. Уведомление о таком отказе направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо до истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с положениями ст. 64 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Уведомлением от 08.12.2021 г. ведущего специалиста-эксперта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО5, удостоверенного государственным регистратором прав ФИО4, ФИО1 отказано во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

Принятое решение регистрирующий орган обосновал требованиями п. 3 ст. 11 Правил землепользования и застройки Сушанского сельского поселения, предусматривающими согласие собственника на изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Суд приходит к выводу, что приятое решение основано на законе и права административного истца не нарушает.

Как указывалось выше, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.

Законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования.

Из систематического анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

На территории Сушанского сельского поселения Боровичского муниципального района действуют Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Совета депутатов Сушанского сельского поселения от 10.11.2009 г. № 41.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Правил, правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости обладают лица, владеющие земельными участками на праве аренды, срок которой составляет менее пяти лет, но при наличии в договоре аренды согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Поскольку земельный участок предоставлен истцу для определенных целей без проведения аукциона, изменение существующего вида его разрешенного использования на вид «для ведения личного подсобного хозяйства» без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 г.)

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение принято ответчиками в пределах полномочий и с соблюдением процедуры, определенной Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», соответствует действующему законодательству, регулирующему правоотношения собственника и арендатора земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, государственному регистратору ФИО4, ведущему специалисту-эксперту Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО5 о признании незаконным решения об отказе внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу внести сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым , площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <адрес>,-отказать

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме

Судья Е.М.Кудрявцева

Мотивированное решение изготовлено « 28» февраля 2022 года