ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-13/19 от 11.02.2019 Можайского городского суда (Московская область)

Административное дело №2а-13/19г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2019 года г.Можайск

Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Хлюстова В.В.,

при секретаре Клементьевой С.И.,

с участием представителя административного истца, ФИО4,

представителя административного ответчика, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Можайского городского округа <адрес> об оспаривании действий должностного лица, -

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации Можайского ГО МО, указывая, что она является нанимателем <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес администрации Можайского городского округа с заявлением о проведении жилищной комиссией оценки соответствия занимаемого жилого помещения установленным требованиям. Между тем, письмом /Т от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации Можайского ГО ФИО3 сообщил ей об отсутствии в приложениях к заявлению заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. ДД.ММ.ГГГГФИО1 направила в адрес главы Можайского ГО МО жалобу на действия заместителя главы администрации ФИО3, на которую письмом от ДД.ММ.ГГГГ/Т также ответил заместитель главы администрации ФИО3, вновь указавший на отсутствие в приложенных к заявлению документах заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. Полагая действия заместителя главы администрации Можайского ГО ФИО3, фактически отказавшего ей в рассмотрении поданного заявления, не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими ее права и законные интересы, как нанимателя жилого помещения, ФИО1 просит суд признать их незаконными.

Административный истец, ФИО1, в суд не явился, его представитель, ФИО4, в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика, ФИО5, в судебном заседании требования административного истца не признала, полагая их необоснованными, а оспариваемые действия должностного лица – соответствующим закону.

Суд считает, административный иск подлежит удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства из пояснений лиц, участвовавших в деле, и материалов дела установлено, что ФИО1 является нанимателем комнаты в <адрес><адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала на имя главы городского округа Можайск ФИО6 заявление от 27.06.2018г. о признании многоквартирного жилого <адрес> по Комсомольской площади <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в котором указала на: неудовлетворительное техническое состояние фундамента – трещины, глубокие выщербления кирпича, вымывание раствора кладки, сдвиги и просадки; наличие деформации, перекосов, отклонения от оси деревянных стен, их гниение и разрушение; деформацию и ветхость деревянных полов в жилых помещениях, наличие их просадок и отклонения от горизонтальной оси; наличие деформации и наклонов потолочных перекрытий в квартире; разрушение и отклонение от оси стен внутри жилых помещений, нарушение их сопряжения с потолочным перекрытием и полом; отсутствие вентиляции в квартирах; прекращение холодного водоснабжения дома в связи с замерзанием водопровода.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ/Т заместитель главы администрации Можайского городского округа, ФИО3, сообщил ФИО1 о том, что в приложенном к обращению от ДД.ММ.ГГГГ комплекте документов отсутствует заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, о выявлении оснований для признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1ФИО4 – подал на имя главы Можайского городского округа ФИО6 жалобу, в которой указал, что в рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было фактически отказано без обследования многоквартирного дома и дачи какого-либо заключения межведомственной комиссии, в связи с чем, заявитель просил обязать межведомственную комиссию Можайского городского округа по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания провести обследование многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии Можайского городского округа <адрес> по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории Можайского городского округа под председательством ФИО3 был рассмотрен комплект документов по заявлению ФИО1 о признании аварийным многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Комиссия пришла к выводу о несоответствии состава документов требованиям пункта 45 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с вынесением предложения: для принятия решения по заявлению считать необходимым представление к рассмотрению комиссии полного комплекта документов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГТ заместитель главы администрации Можайского городского округа, ФИО3, повторно сообщил ФИО1 о необходимости представления ею заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, о выявлении оснований для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания возложена на орган местного самоуправления.

Администрация Можайского городского округа является одним из органов местного самоуправления и обладает правами юридического лица (часть 1 статьи 27 и часть 2 статьи 33 Устава Можайского городского округа <адрес>).

Постановлением администрации Можайского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П (в редакции постановления администрации Можайского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ-П) при администрации создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории Можайского городского округа (далее – межведомственная комиссия), которая является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.

Как установлено судом, ФИО1, как наниматель жилого помещения, подала в администрацию Можайского городского округа заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в котором сослалась на обстоятельства, свидетельствующие о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях дома, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома, - для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения.

Согласно протоколу (выписке) заседания межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос значился в повестке дня, члены комиссии решили предложить заявителю ФИО1 представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45 Положения. Однако вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен. Изложенное в протоколе заседания межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции. Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заявления и вынесла формальное решение об истребовании документов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) нанимателем жилого помещения предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращался не собственник помещений в доме, а наниматель жилого помещения, поэтому комиссия не вправе требовать от него получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения нанимателя с принятием решения в зависимость от представления им дополнительных документов.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заявление нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права ФИО1, как нанимателя жилого помещения в таком многоквартирном доме, именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома, вследствие чего оспариваемые действия заместителя главы администрации Можайского городского округа суд не может признать законными.

В связи с изложенным, суд считает требование административного истца о признании незаконным действий должностного лица администрации Можайского городского округа, являющегося одновременно председателем межведомственной комиссии, выразившихся в отказе в рассмотрении по существу заявления ФИО1 и непринятии мер по организации проведения обследования дома специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заявления административного истца – законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению с одновременным возложением на администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, -

р е ш и л:

административный иск ФИО1 – удовлетворить.

Признать действия заместителя главы администрации Можайского городского округа, выразившееся в отказе ФИО1 в рассмотрении по существу ее заявления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией Можайского городского округа <адрес> по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории Можайского городского округа, – незаконными.

Обязать администрацию Можайского городского округа <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем обеспечения рассмотрения по существу ее заявления о признании многоквартирного <адрес> на Комсомольской площади <адрес> аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией Можайского городского округа <адрес> по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, переводу жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории Можайского городского округа в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В. Хлюстов