РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 января 2021 года город Самара Самарский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего –Голенко М.Е., с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (далее– ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области») и начальника этого учреждения – ФИО2, при секретаре судебного заседания Вороновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанных с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования, установил: ФИО1 обратился в Самарский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором указал, что проходит военную службу в войсковой части №. В период с 28 ноября по 29 декабря 2017 года, на основании телеграммы начальника штаба Центрального военного округа № № от 24 ноября 2017 года, личный состав воинской части находился в служебной командировке в <данные изъяты> город Абакан. При подготовке к убытию личного состава он был назначен ответственным за оформление и бронирование воинских перевозочных документов, при этом понес расходы из собственных денежных средств по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования. По возвращению личного состава из служебной командировки в войсковую часть №, ФИО1 подал авансовый отчет в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» по данным расходам на сумму 31910 рублей. 31 марта 2020 года начальник отделения (финансово-расчетного пункта) ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» возвратил ФИО1 авансовый отчёт в связи с тем, что территориальные финансовые органы по данной статье бюджетной сметы, связанной с резервированием мест в поездах дальнего следования с 2018 года, не финансируются. Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 просил суд признать незаконными действия ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», связанные с невыплатой затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования, а также взыскать с указанного учреждения 31910 рублей в счет понесенных им расходов и 300 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд. В судебном заседании ФИО1 требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по указанным основаниям. Представитель ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» и начальника этого же учреждения - ФИО2 в судебном заседании пояснил, что требования истца не признает, так как оснований для принятия решения о возмещении расходов за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования не имеется, поскольку ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» по данной статье бюджетной сметы, связанной с резервированием мест в поездах дальнего следования с 2018 года не финансируется, а направленная заявка на выделение лимитов бюджетных средств по данной статье расходов была отклонена. Одновременно представитель административных ответчиков указал, что ранее до 2018 года расходы по данной статье «Транспортные расходы» и резервированию мест в поездах дальнего следования производились, как в наличной форме, так и за счет воинских перевозочных документов, однако на данный момент истцу необходимо обращаться в Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа. Заслушав объяснение сторон, исследовав представленные и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в соответствии с п. 1 и 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Приведенными правовыми нормами закреплено право военнослужащих на возмещение понесённых ими при исполнении обязанностей военной службы убытков, в которые могут входить и вынужденно понесенные ими в связи с исполнением данных обязанностей расходы, на возмещение которых военнослужащие вправе рассчитывать. Вместе с тем понесенные ФИО1 расходы по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования, что не оспаривается сторонами, на общую сумму 31910 рублей, в силу пункта 119 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, действовавшим в период возникших правоотношений, не могут расцениваться, как дополнительные расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы. Однако из исследованных в ходе судебного заседания распоряжений начальника штаба Центрального военного округа от 24 ноября 2017 года, а также приказов и заявок командира войсковой части №, контрольных купонов электронных квитанций разных сборов от 25 ноября 2017 года с датой отправления 28 и 30 ноября 2017 года от Самары до Абакана, усматривается, что данные расходы понесены ФИО1 вынужденно, в связи с исполнением обязанностей военной службы, а поэтому являются убытками и в силу пп. 4 и 5 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Какого-либо специального постановления о возмещении военнослужащим убытков при исполнении ими обязанностей военной службы Правительством Российской Федерации не принималось. Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», определен порядок возмещения военнослужащим расходов за проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом, в том числе при исполнении обязанностей военной службы в командировках. Согласно абзацу первому пункта 1 и пункту 6 данного Постановления Министерство обороны Российской Федерации возмещает военнослужащим расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту служебной командировки и обратно к месту прохождения военной службы, включая оплату услуг по оформлению проездных документов, а также расходы военнослужащих, имеющих право на проезд на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) за свой счет. Аналогичные положения закреплены в пункте 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 года № 300 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества». В соответствии с частью 6 статьи15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). С учетом данной правовой нормы суд приходит к выводу, что к указанным спорным правоотношениям необходимо применить аналогию закона, предусмотренную пунктами 1 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», и учитывая, что понесенные административным истцом затраты по дополнительным расходам на проезд, связаны с исполнением обязанностей военной службы и аналогичны оплате услуг по оформлению проездных документов, в связи с чем они подлежат возмещению. Кроме того, в ходе судебного заседания правильность расчета сумм, подлежащих возмещению ФИО1, была проверена судом и сторонами не оспаривается. Также судом установлено, что расходы, понесенные административным ответчиком из собственных денежных средств по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования произведены в ноябре 2017 года, до распоряжений командования Центрального военного округа о резервировании мест для проезда в поездах дальнего следования воинских команд с 2018 года только за счет воинских перевозочных документов, в связи с чем доводы представителя ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» о том, что данные расходы подлежат выплате административному истцу Объединенным стратегическим командованием Центрального военного округа, как и изменение порядка производства данных выплат с 2018 года, суд считает несостоятельными, так как данный вид расходов произведен административным истцом в ранее действовавшем порядке, а ненадлежащее финансирование основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца не является. При этом суд учитывает, что войсковая часть № в 2017 году состояла на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области», в том числе по статье бюджетной сметы «Транспортные расходы», а каких-либо данных, свидетельствующих о том, что ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» не предоставлено полномочий по обеспечению выплаты указанных расходов военнослужащим в период спорных отношений, в судебном заседании не приведено. Таким образом, суд приходит к выводу, что действия ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области», связанные с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования являются незаконными, а ФИО1 имеет право на возмещение данных расходов, произведенных за счет собственных средств, в связи с чем считает необходимым удовлетворить требования административного истца. Учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что расходы ФИО1 за резервирование мест в поездах дальнего следования составили 31910 рублей, размер которых ответчиком не оспаривается, суд считает необходимым, в целях реализации права ФИО1 на своевременное возмещение затраченных собственных денежных средств взыскать в пользу административного истца с ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» данный вид расходов на сумму 31910 рублей. В соответствии со статьёй 111 КАС Российской Федерации, удовлетворяя заявленные требования частично, суд считает необходимым возместить ФИО1 понесённые им расходы, и взыскать с ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» в пользу административного истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, при обращении с административным исковым заявлением в суд в сумме 300 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, решил: Административное исковое заявление и заявленные требования ФИО1 об оспаривании действий Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанных с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования удовлетворить полностью. Признать действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанные с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования, незаконными. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» в пользу ФИО1 затраты по резервированию мест в поездах дальнего следования в размере 31910 (Тридцать одна тысяча девятьсот десять) рублей. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» в пользу ФИО1 денежные средства в размере 300 (триста) рублей, в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой заявителем государственной пошлины при обращении с административным исковым заявлением в суд. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и административному истцу не позднее, чем в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения суд принимает меры, предусмотренные действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 22 января 2021 года. |