Дело № 2а-13/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Зырянка 26 января 2024 года
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Зиничевой О.И. с участием административного истца – заместителя прокурора Верхнеколымского района Ефимкина Е.О., при секретаре Барковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению заместителя прокурора Верхнеколымского района РС(Я) к администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» о признании бездействия незаконными и об обязании оснащения индивидуальным прибором учета по холодному водоснабжению в жилом помещении,
установил:
заместитель прокурора Верхнеколымского района РС (Я) обратился в интересах МО «Поселок Зырянка» в Верхнеколымский районный суд РС (Я) суд с административным исковым заявлением, которым просит признать бездействия МО «Поселок Зырянка» незаконными и об обязании оснащения индивидуальным прибором учета по холодному водоснабжению в жилом помещении.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Верхнеколымского района проведена проверка исполнения законодательства органами местного самоуправления при расчетах за поставленные коммунальные услуги. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению приборами учета используемой воды и помещения, которые не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Вместе с тем, администрацией МО «Поселок Зырянка» приборы учета не установлены по адресу: <адрес>, обследование на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуального учета по холодному водоснабжению не проведено.
Просит суд обязать МОЛ «Поселок Зырянка» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить прибором учета по холодному водоснабжению, либо установить техническую невозможность их установки, путем составления акта обследования
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Верхнеколымского района РС (Я) Ефимкин Е.О. просит суд удовлетворить иск.
В судебное заседание представитель ответчика АМО «Поселок Зырянка» по доверенности ФИО1, будучи надлежаще извещенной о месте и времени судебного разбирательства, не явилась. Направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования признала в полном объеме.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) (vkoliyma.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
Выслушав административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит требования административного истца законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Собственник несет бремя по содержанию принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в том числе относится вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч.ч. 2, 3).
Из ч.ч.3,4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы обязаны до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354) должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Таким образом, законодательство обязывает потребителей коммунальных ресурсов вести их учет с применением приборов учета. Собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение жилого помещения индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.11.2011.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Верхнеколымского района проведена проверка исполнения законодательства органами местного самоуправления при расчетах за поставленные коммунальные услуги, по результатам которой установлено следующее.
После проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных, в том числе общедомовой системы холодного водоснабжения по адресам: <адрес> в <дата>, <адрес> в <дата>, <адрес> в <дата>, <адрес> в <дата>, техническая возможность присоединения индивидуальных приборов учета к магистрали холодного водоснабжения не установлена (ответ АМО «ПоселокЗырянка» от 20.12.2023).
В соответствии с п. 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения индивидуальными приборами учета используемых воды, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки.
Поскольку законодательство обязывает собственника оснастить жилое помещение индивидуальными приборами учета либо установить техническую невозможность их установки.
Так судом установлено и не оспаривается сторонами, что администрацией МО «Посёлок Зырянка» приборы учета по указанному адресу не установлены, обследование на предмет отсутствия технической возможности установки индивидуального прибора учета по холодному водоснабжению в этом помещении не проведено.
В связи с этим, возможно наступление неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несовершение действий по оборудованию жилых помещений приборами учета потребляемых ресурсов на лиц (нанимателей), не управомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этих помещений приборами учета и не несущих обязанности по их установке.
Свои полномочия в этой сфере администрация МО «Поселок Зырянка» Верхнеколымского района надлежащим образом не исполняет, объективных препятствий для столь длительного неисполнения возложенных законом обязанностей по оснащению жилого помещения индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения у администрации МО «Поселок Зырянка», не установлено, что свидетельствует о бездействии администрации МО «Поселок Зырянка».
Непринятие своевременных мер административным ответчиком по оснащению индивидуальным прибором учета по холодному водоснабжению, и по которому не установлена техническая невозможность их установки в жилом помещении по адресу: <адрес>), нарушает гарантированные федеральными законами права муниципального образования на эффективное использование бюджетных средств. Отсутствие у данного у данного жилого помещения индивидуального прибора учета холодного водоснабжения может привести к ее ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой не соблюдение требований о сохранности имущества.
Разумным сроком для устранения указных нарушений является 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При таких обстоятельствах административный иск заместителя прокурора Верхнеколымского района к администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» Верхнеколымского улуса (района) подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск заместителя прокурора Верхнеколымского района РС(Я) к администрации муниципального образования «Поселок Зырянка» о признании бездействия незаконными и об обязании оснащения индивидуальным прибором учета по холодному водоснабжению в жилом помещении – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие поселковой администрации муниципального образования «Поселок Зырянка», выразившиеся в не оснащении индивидуальным прибором учета по холодному водоснабжению, и по которому не установлена техническая невозможность их установки, то есть отсутствует акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета в жилом помещении по адресу: <адрес>).
Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Зырянка» в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оснастить индивидуальным прибором учета по холодному водоснабжению, либо установить техническую невозможность их установки, путем составления акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета в жилом помещении по адресу: <адрес>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И.Зиничева
В окончательной форме решение принято 26 января 2024 года.