ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1401/16 от 12.10.2016 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-1401/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2016 г. г. Переславль-Залесский

Переславский районный суд Ярославской области в составе суда председательствующего судьи Ивахненко Л.А., при секретаре Александровой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО1 к Администрации Переславского муниципального района Ярославской области о признании незаконными требований по подготовке документации по планировке территории земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Администрации ПМР, просит признать незаконным пункт 9.2 задания на подготовку проекта межевания и проекта планировки территории от 11.07.2016 и обязать Администрацию Переславского муниципального района исключить пункт 9.2 из задания на подготовку проекта межевания и проекта планировки территории, выданного на основании постановления Администрации Переславского муниципального района от 07.07.2016 № 716 «О подготовке документации по планировке территории земельного участка, вошедшего в черту населенного пункта д. Пономаревка».

Заявленные требования мотивирует тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 40 000 кв.м. с кадастровым номером <скрыто> и разрешенным использованием «для комплексной жилой застройки», категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: <скрыто> на основании договора дарения недвижимости от 30.06.2016, заключенного между гр. С.Е. и гр. ФИО1

Право собственности на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.07.2016, о чем сделана соответствующая запись регистрации <скрыто>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.07.2016 № 000329403, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области.

Имея намерение изменить разрешенное использование земельного участка с разрешенного использования «для комплексной жилой застройки» на разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства» 05.07.2016 г. ФИО1 обратилась в Администрацию Переславского муниципального района Ярославской области с заявлением о рассмотрении вопроса разработки проекта планировки территории принадлежащего истцу земельного участка.

На основании постановления Администрации Переславского муниципального района от 07.07.2016 № 716 было принято решение о подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) земельного участка с кадастровым номером <скрыто>, общей площадью 40 000 кв.м., расположенного по адресу: <скрыто>.

В соответствии с указанным постановлением ФИО1 должна в установленном законном порядке провести работы по подготовке документации по планировке территории земельного участка с кадастровым номером <скрыто>, общей площадью 40 000 кв.м., вошедшего в черту населенного пункта д. <скрыто>, а отдел архитектуры градостроительства и архитектуры Администрации Переславского муниципального района разработать задание на подготовку документации по планировке территории земельного участка.

Сопроводительным письмом от 11.07.2016 № 14.01-1702/16 было выдано задание на подготовку проекта межевания и проекта планировки территории, в соответствии с которым проект планировки до его утверждения подлежит согласованию в соответствии с

п.4 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды» ( п. 9.2 задания), указанная обязанность возложена на истицу незаконно, в нарушение требований абз. 2 п.4 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», п. 5 ст. 4 ФЗ от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

ФИО1 не является индивидуальным предпринимателем не является, профессиональной деятельностью, приносящей доход, истец не занимается, проект межевания и проект планировки территории будет разрабатываться для индивидуальной жилой застройки, не имеет правовой статус хозяйствующего субъекта.

Согласно требований п.4 ч.1 ст. 8, ч.2 ст. 9, ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, проект межевания и проект планировки территории с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды не согласовываются, предъявленные ответчиком к истице требования закону не соответствуют.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала, ходатайств, заявлений суду не представила, представители административного истца по доверенности ФИО2, ФИО3 заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Административного ответчика Администрации Переславского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании требования не признала, представили суду письменный отзыв, в котором указала суду со ссылкой на нормы п. п. 1, 4 ст. 2, ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, п. 20 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Ярославской области от 30.06.2014 №36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области», ч.4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.40 Правил землепользования и застройки Пригородного сельского поселения ПМР, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14,, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Решение о подготовке документации по планировке территории спорного земельного участка истицы было принято в соответствии с ч.1 ст. 46 ГрК РФ путем издания постановления администрации ПМР от 07.06.2016г. № 716 « О подготовке документации по планировке территории земельного участка, вошедшего в черту населенного пункта д. Пономаревка

В зоне Ж4 «Комплексная жилая застройка» виды разрешенного использования земельных участков ( при их разделе) определяются проектом планировки территории.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории ПМР утвержден постановлением администрации ПМР № 244 от 17.02.2010г.. Согласно пунктов 3.6- 3.8 указанного Порядка отделом архитектуры осуществляется выдача технического задания на подготовку проекта планировки и проекта межевания, с указанием нормативных правовых документов, на основании которых должна разрабатываться документации по планировке территории, и перечня органов государственных власти Российской Федерации и Ярославской области, органов местного самоуправления, согласовывающих данный вид документации.

Применяя по аналогии понятие хозяйствующего субъекта данное в ст.4 Федерального закона № 135-Ф3, соответственно действия собственника земельного участка (физического лица, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее деятельность, приносящую доход) по продаже земельных участков (после раздела), строительству объектов капитального строительства следует отнести к хозяйствующим субъектам.

Понятие «социально-экономической деятельности» в Федеральном законе №33-Ф3 также отсутствует. Согласованию вопросов социально-экономической деятельности предполагает согласование не только экономической (в том числе предпринимательской) деятельности, но и социальной деятельности, к которой относятся образование, здравоохранение, строительство объектов, которых должно предусматривать проект планировки территории в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.

В силу отсутствия Порядка согласования или административного регламента, утвержденного уполномоченным органом, администрация ПМР в техническом задании на разработку проекта планировки указывает заявителю на необходимость наличия такого согласования.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро", Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ, Министерство природных ресурсов РФ.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро", по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что спорный земельный участок истицы находит в охранной зоне НП «Плещеево озеро», что в силу требований закона презюмирует экологическую опасность любой хозяйственной деятельности и требует согласования с соответствующим органом.

Представитель заинтересованного лица Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов РФ в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайств, заявлений суду не представил.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов РФ в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения представителей истицы, ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом из материалов дела установлено, что, согласно кадастровой выписке от 03.06.2016 г., земельный участок с кадастровым номером <скрыто>, общей площадью 40000/ +/-70 кв.м., расположен по адресу: <скрыто>. категория земель: земли населенных пунктов, с целевым назначением - для комплексной жилой застройки. ( л.д.7-10).

Собственником указанного участка является ФИО1 (л.д.12,14)

В соответствии с постановлением Администрации Переславского муниципального района от 07.07.2016 № 716 принято решение о подготовке документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания) земельного участка с кадастровым номером <скрыто>, общей площадью 40 000 кв.м., расположенного по адресу: <скрыто>., согласно которого ФИО1 в установленном законном порядке должна провести работы по подготовке документации по планировке территории земельного участка с кадастровым номером <скрыто>, общей площадью 40 000 кв.м., вошедшего в черту населенного пункта <адрес скрыт>, а отдел архитектуры градостроительства и архитектуры Администрации Переславского муниципального района разработать задание на подготовку документации по планировке территории земельного участка. ( л.д.14)

В соответствии с указанным постановлением ФИО1 должна в установленном законном порядке провести работы по подготовке документации по планировке территории земельного участка с кадастровым номером <скрыто>, общей площадью 40 000 кв.м., вошедшего в черту населенного пункта <адрес скрыт>, а отдел архитектуры градостроительства и архитектуры Администрации Переславского муниципального района разработать задание на подготовку документации по планировке территории земельного участка.

Сопроводительным письмом от 11.07.2016 № 14.01-1702/16 было выдано задание на подготовку проекта межевания и проекта планировки территории, в соответствии с которым проект планировки до его утверждения подлежит согласованию в соответствии с

п.4 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды» ( п. 9.2 задания).

Не оспаривается сторонами, заинтересованными лицами тот факт, что спорный земельный участок ФИО1 распложен в охранной зоне ФГУП НП «Плещеево озеро».

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности установлены ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает право органов местного самоуправления осуществлять утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории.

В соответствии с соглашением о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденному Решением Собрания Представителей ФИО6 от 13.12.2013 года № 32 администрация Пригородного с/п передала, а администрация ФИО6 приняла осуществление полномочий по решению, в том числе, вопроса об утверждении генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений (л.д. 83).

В соответствии с постановлением Администрации ПМР № 244 от 17 февраля 2010 года утвержден порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории Переславского муниципального района. ( л.д.43, 44-48)

Решением собрания представителей Переславского муниципального района № 222 от 02.03.2016 года утверждены изменения в Генеральный план Пригородного сельского поселения, Переславского муниципального района Ярославской области.( л.д.57-105).

При этом на истицу ответчиком, как органом исполнительной власти в пределах предоставленных полномочий, возложена обязанность по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды проект планировки территории участка, в связи с изменением его разрешенного использования для целей комплексной жилой застройки.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обстоятельства, установленные п/п 1 п. 9 ч.1 ст. 226 КАС РФ, в том числе необходимые для удовлетворения административного иска и изложенные в ч. 2 ст. 227 КАС РФ, судом установлены, суд при этом исходит из следующего.

Из содержания ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», территория национального парка относится к особо охраняемой природной территории.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 15 указанного закона с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Данной нормой Закона не устанавливается конкретное требование о возможности эксплуатации какого-либо объекта на территории национального парка только при наличии соответствующего согласования, не предусмотрен порядок согласования, в частности, не установлена обязанность хозяйствующих субъектов по инициированию вопросов согласования.

Кроме того, суд соглашается с доводом представителей истицы о том, что ФИО1 не является хозяйствующим субъектом применительно к спорному земельному участку, в том числе и при условии изменения целевого назначения участка для осуществления комплексной жилой застройки, поскольку хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (ст. 4, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Является обоснованным и довод представителей истицы о том, что из толкования подп. «д» п. 2 ст. 15 Закона следует, что хозяйственные и жилые объекты – это разные объекты. Из смысла абз. 2 п. 4 ст. 15 Закона следует, что строительство жилых домов согласования с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды не подлежит, поскольку социально-экономической деятельностью, а так же развитием населенного пункта не является.

Суду не представлено относимых и допустимых доказательств того, что ФИО1 осуществляет социально-экономическую деятельностью на спорном участке, поэтому истица хозяйствующим субъектом применительно к спорному земельному участку, не является, социально-экономическая деятельность в границах участка истицей не осуществляется.

По указанным основаниям суд не соглашается с доводом представителя ответчика о том, что применяя по аналогии понятие хозяйствующего субъекта данное в ст.4 Федерального закона № 135-Ф3, соответственно действия собственника земельного участка (физического лица, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее деятельность, приносящую доход) по продаже земельных участков (после раздела), строительству объектов капитального строительства следует отнести к хозяйствующим субъектам.

Также суд учитывает следующее.

Согласно положению об охранной зоне национального парка «Плещеево озеро», утвержденному Постановлением Губернатора Ярославской области № 551 от 14.08.2002 года проекты развития (границы и генеральные планы) населенных пунктов, находящихся на территории охранной зоны национального парка, рассматриваются и утверждаются в соответствии с требованиями законодательства РФ при наличии согласования с дирекцией национального парка «Плещеево озеро».

В соответствии с п. 4 ст. 15 ФЗ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории соответствующих национальных парков и охранных зон.

Заявитель не обращалась за согласованием проекта границ, генерального плана, плана развития населенного пункта, согласование социально-экономической деятельности.

Законодательством тождественность понятия генерального плана, плана развития населенного пункта с понятием проекта планировки территории не установлена.

Заявителем для утверждения был представлен план организации и застройки земельного участка, утверждение данного проекта не отнесено к компетенции органов местного самоуправления, в соответствии с требованиями ст. 8 ГрК РФ.

Суд учитывает, что в соответствии со ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной ГрК РФ, осуществляется в отношении как застроенных, так и подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Согласно ч. 1-3 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ч.5 ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, в соответствии с ч.10 ст. 45 ГрК РФ требования подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки с учетом границ территорий объектов культурной: наследия, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Исходя из положений перечисленных норм следует, что проект планировки территории и проект межевания не содержат информацию о том, какие конкретно объекты, в том числе объекты социального назначения, будут размещены на отводимой территории. При этом суд находит обоснованным довод представителей истицы о том, что поскольку Федеральный закон от 14.03.1995 №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» не содержит порядок согласования вопросов социально- экономической деятельности хозяйствующего субъекта, а ст.ст. 45-46 ГрК РФ не предусматривают согласование проекта планировки территории и проекта межевания с каким-либо органом, административный истец считает, что на стадии разработки указанных проектов согласование с Департамент государственной политики и регулирования в охраны окружающей среды и экологической безопасности не требуется.

Поэтому суд не соглашается с доводом представителя ответчика о том, что в силу отсутствия Порядка согласования или административного регламента, утвержденного уполномоченным органом, администрация ПМР в техническом задании на разработку проекта планировки указывает заявителю на необходимость наличия такого согласования, поскольку такая обязанность могла быть возложена на истицу только в силу императивных требований нормативного акта.

Также в судебном заседании представитель ответчика пояснила суду, что в администрацию ПМР был направлен протест прокуратуры на постановление об утверждении проекта планировки территории на земельный участок, находящийся в собственности физического лица, в котором указано на незаконность утверждения проекта планировки территории по земельным участкам, входящим в охранную зону Национального парка «Плещеево озеро» при отсутствии согласования, установленного ч.4 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995г. № ЗЗ-ФЗ ( л.д.37-39), однако протест прокурора также является решением, подлежащим обжалованию в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и подлежащими исключению пункт 9.2 задания на подготовку проекта межевания и проекта планировки территории от 11.07.2016 г., выданного на основании постановления Администрации Переславского муниципального района от 07.07.2016 № 716 «О подготовке документации по планировке территории земельного участка, вошедшего в черту населенного пункта <скрыто>

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 20.10.2016 г.

Председательствующий Ивахненко Л.А.