ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1402/18 от 15.10.2018 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-1402/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Димовой Ю.А.

при секретаре Шаламовой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2018 года в с. Кетово Кетовского района Курганской области административное дело по административному иску Администрации Кетовского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Кетовского района Курганской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что 25 июня 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского РО СП УФССП по Курганской области Тимченко Г.А. возбуждено исполнительное производство -ИП, на основании исполнительного листа № от 24.05.2018г., выданного Кетовским районным судом Курганской области по делу № 2-340/2018, решение вступило в законную силу 24.05.2018г. Предмет исполнения- обязать Администрацию Кетовского района Курганской области предоставить Сараевой (Качалковой) Ксении Михайловне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Кетово Кетовского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта. 16 июля 2018 года взыскан исполнительский сбор с должника Администрации Кетовского района Курганской области в размере 50 000 рублей за несвоевременное, без уважительных причин неисполнение исполнительного документа. Ссылаясь на п.44 ст.3, ст.5 Закона Курганской области от 05.10.2007 №288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», считают, что в полномочия Администрации Кетовского района входит однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма жилых помещений специализированного жилого фонда, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области за счет областного бюджета и переданных в муниципальную собственность Кетовского района для предоставления детям-сиротам. На основании вышеизложенного, в полномочия Администрации Кетовского района входит однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого фонда, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области за счет областного бюджета и переданных в муниципальную собственность Кетовского района для предоставления детям сиротам. Таким образом, Администрация Кетовского района не имела возможности исполнять возложенные на нее полномочия по однократному предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, до исполнения своих обязательств Курганской областью в лице Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области. Кроме того, договор социального найма специализированного жилого помещения детям-сиротам заключается в отношении имущества, переданного в муниципальную собственность муниципального образования Кетовский район. После получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилые помещения, в силу ст.92 ЖК РФ Кетовская районная Дума должна вынести решение об отнесении жилого помещения к статусу специализированного жилья. В период с 01.01.2018 года по настоящее время Решением Кетовской районной Думы в муниципальную собственность Кетовского района принято 27 квартир специализированного жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые согласно списка очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Курганской, области предоставлены по договорам социального найма специализированных жилых помещений. Согласно указанного списка Сараева (Качалкова) Ксения Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ г.р. находится на 20 месте очередности. После передачи Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области квартир в муниципальную собственность Кетовского района жилое помещение Сараевой (Качалковой) К. М. будет предоставлено в порядке очередности. Таким образом, причины, по которым Администрация Кетовского района вовремя не завершила исполнение решение Кетовского районного суда, следует признать уважительными. Кроме того, все эти действия Администрация Кетовского района производит на фоне дефицита бюджета, согласно Решению Кетовской районной Думы «О внесении изменений в решение Кетовской районной Думы от 27 декабря 2017 года № 262 «О районном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 25.07.2018 г. № 327, по состоянию на 01.08.2018 года задолженность Администрации по бюджету составляет 219 246 000 рублей. При таких обстоятельствах обязанность по выплате исполнительного сбора в размере 50000 рублей, возложенная на Администрацию Кетовского района может повлечь только негативные последствия, усугубит тяжелое материальное положение и будет служить дополнительным препятствием к решению вопросов местного значения муниципального района. Постановление о взыскании исполнительского сбора от судебного пристава- исполнителя Кетовского РО СП Управления ФССП по Курганской области Тимченко Г.А. от 16 июля 2018 года поступило в адрес Администрации Кетовского района Курганской области 16.08.2018 года. Просят освободить их от взыскания данного сбора.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежаще о причинах неявки не уведомил, ранее в судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Байер Е.Е., на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Кетовского РО СП УФССП по Курганской области Тимченко Г.А., являющийся также представителем заинтересованного лица – УФССП России по Курганской области, действующим по доверенности, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ранее в судебном заседании оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие сторон и в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 14.03.2018 на Администрацию Кетовского района Курганской области возложена обязанность предоставить Сараевой Ксении Михайловне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения специализированного жилого помещения, в виде благоустроенной квартиры, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории Кетовского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

25.06.2018 на основании исполнительного листа № от 24.05.2018, выданного Кетовским районным судом Курганской области, судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику -Администрации Кетовского района, установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.

16.07.2018 судебным приставом-исполнителем КРО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации Кетовского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Частью 11 ст. 30 указанного Закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 12 ст. 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64данного Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.

Должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Таким образом, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При оценке действий административного истца по исполнению решения судом установлено следующее.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специального жилого помещения на 01.06.2018, Сараева (Качалкова) Ксения Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения находится на 40 месте очередности. Согласно указанного списка на 01.07.2018, Сараева (Качалкова) Ксения Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения находится на 20 месте очередности. Согласно указанного списка на 15.10.2018, Сараева (Качалкова) Ксения Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения находится на 2 месте очередности.

По информации Администрации Кетовского района от 15.10.2018 № 5459, процедура обеспечения, предоставления жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следующая. Распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 4 мая 2018 года № 221-р передано из государственной собственности Курганской области в собственность муниципального образования «Кетовский район» 27 жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: Российская Федерация, Курганская область, Кетовский район, с. Кетово. ул. Уральская, дом 23. При поступлении документов из Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области отделом по опеке и попечительству Управления народного образования Администрации Кетовского района предоставляется список предоставления жилья (по очередности) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Администрации Кетовского района Курганской области от 23 мая 2018 года № 186-р и актами приема-передачи принято 27 жилых помещений (квартир) для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Далее формируются документы на 27 квартир и идет процедура сдачи их в Управление Росреестра по Курганской области, оформляется право муниципальной собственности муниципального образования «Кетовский район». После того, как в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (сведения из ЕГРН являются единственным подтверждением реального существования зарегистрированного права) правообладателем (вид права: собственность) будет муниципальное образование «Кетовский район», идет подготовка документов в Кетовскую районную Думу, Решением Кетовской районной Думы № 317 от 6 июня 2018 года 27 жилым помещениям (квартирам) присвоен статус специализированного жилищного фонда для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После присвоения квартирам (жилым помещениям) статуса специализированного жилищного фонда: готовятся распоряжения Администрации Кетовского района о предоставлении квартир из муниципального специализированного жилищного фонда (по очередности предоставления жилья, согласно списка отдела по опеке и попечительству Администрации Кетовского района) и типовые договора найма жилого помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Далее приглашаются сироты и выдаются документы, ключи на квартиры нарочно. Следующее распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области издано 13 июля 2018 года и 17 июля 2018 года. За период с 4 мая 2018 года распоряжение Департамента от 4 мая 2018 года № 221-р) по 13 июля 2018 года, 17 июля 2018 включительно (распоряжения Департамента № 402-р, № 406-р) иные жилые помещения квартиры) в Кетовский район не поступали. Распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 13 июля 2018 года № 402-р, от 17 июля 2018 года № 406-р и актами приема- передачи передано из государственной собственности Курганской области в собственность муниципального образования «Кетовский район» 3 жилых помещения (квартиры 13, 18, 23), расположенных по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Уральская, дом 23. Предоставляется список отделом по опеке и попечительству УНО Администрации Кетовского района (согласно которому предоставляется жилье по очередности, как в списке). Распоряжением Администрации Кетовского района Курганской области от 27 июля 2018 года №307-р и актами приема- передачи принято 3 жилых помещения (квартиры) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Далее формируются документы на 3 квартиры и идет процедура сдачи их в Управлении Росреестра по Курганской области, оформляется право муниципальной собственности муниципального образования «Кетовский район». После того, как в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (сведения из ЕГРН являются единственным -подтверждением - реального существования зарегистрированного права) правообладателем (вид права: собственность) будет муниципальное образование «Кетовский район», идет подготовка документов в Кетовскую районную Думу. Решением Кетовской районной Думы № 335 от 26 сентября 2018 года 3 жилым помещениям (квартирам) присвоен статус специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пояснение: согласно ст. 26 «О регламенте Кетовской районной Думы», утвержденном решением Кетовской районной Думы от 28.09.2016 года №132, заседания районной Думы проводятся в соответствии с планом работы Думы, но не реже одного раза в два месяца). После присвоения 3 жилым помещениям (квартирам 13,18,23) статуса специализированного жилищного фонда: готовятся распоряжения Администрации Кетовского района (по очередности предоставления жилья, согласно списка отдела по опеке и попечительству Администрации Кетовского района) о предоставлении квартир из муниципального специализированного жилищного фонда: типовые договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Далее приглашаются сироты и выдаются документы, ключи на квартиры нарочно. На сегодняшний день не явились и повторно приглашены Канатов Илья Васильевич (<адрес>) и Подушкина Алёна Викторовна (<адрес>) для вручения документов и ключей на квартиры. Дополнительно Администрация Кетовского района сообщила, что муниципальное образование «Кетовский район» не располагает свободными жилыми помещениями (квартирами), так как все жилые помещения (квартиры) предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей. Другого (иного) жилья в районе нет, распоряжения и договора действующие, все вышеуказанные квартиры закреплены за сиротами.

Кроме того, согласно Решению Кетовской районной Думы «О внесении изменений в решение Кетовской районной Думы от 27 декабря 2017 года № 262 «О районном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 25.07.2018 г. № 327, по состоянию на 01.08.2018 года задолженность Администрации по бюджету составляет 219 246 000 рублей.

Таким образом, в рассматриваемом случае в действиях заявителя отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, поскольку администрация Кетовского района в силу действующего законодательства, лишена возможности предоставить жилое помещение Сараевой (Качалковой) Ксении Михайловны в пятидневный срок.

С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о целесообразности освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации Кетовского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Администрацию Кетовского района Курганской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. от 16.07.2018 в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья Ю.А. Димова