РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Потаповой Л.В.,
при секретаре Филатовой Т.А.,
с участием административного истца – старшего помощника Киреевского межрайонного прокурора Подшибякиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1402/20 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Киреевского межрайонного прокурора Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере законодательства о нотариате,
установил:
и.о. Киреевского межрайонного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере законодательства о нотариате.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Бородинское Киреевского района требований законодательства о местном самоуправлении, законодательства о нотариате.
В результате проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования Бородинское Киреевского района нотариус деятельность не осуществляет. В администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района не утверждены нормативные правовые акты, регулирующие вопросы совершения нотариальных действий органом местного самоуправления, что является недопустимым. Непринятие администрацией муниципального образования Бородинское Киреевского района нормативных правовых актов, регулирующих вопросы совершения нотариальных действий, может явится причиной нарушения прав граждан.
Установление порядка последовательного совершения юридически значимых действий должностными лицами органов местного самоуправления при совершении нотариальных действий муниципального образования Бородинское позволит избежать принятие уполномоченными лицами решений по своему усмотрению, что в свою очередь будет способствовать профилактике коррупции.
В целях устранения выявленных нарушений Киреевским межрайонным прокурором 05.03.2020 на имя главы администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района внесено представление, которое рассмотрено. Однако нарушения до настоящего времени не устранены. Органом местного самоуправления муниципального образования Бородинское Киреевского района не принят административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий органом местного самоуправления.
Не принятие указанного нормативно-правового акта нарушает права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги по совершению нотариальных действий надлежащего качества и защиту от коррупционных проявлений при оказании муниципальных услуг.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий органом местного самоуправления; обязать администрацию муниципального образования Бородинское Киреевского района в срок до 01.01.2021 утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий органом местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца старший помощник Киреевского межрайонного прокурора Подшибякина Л.А. заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик администрация муниципального образования Бородинское Киреевского района в судебное заседание не явился, возражений относительно административных исковых требований не представлено.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 14.1 Федерального Закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ от 11.02.1993 № 4462-1 в поселении, в котором нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения.
В силу ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате должностные лица местного самоуправления имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте:
- удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом;
- принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества;
- свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
- свидетельствовать подлинность подписи на документах;
-удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
-удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
- удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
-удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
- удостоверяют время предъявления документов;
-удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
-удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Из п. 4 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона следует, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Бородинское Киреевского района нотариус деятельность не осуществляет. В администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района не утверждены нормативные правовые акты, регулирующие вопросы совершения нотариальных действий органом местного самоуправления, что является недопустимым. Непринятие администрацией муниципального образования Бородинское Киреевского района нормативных правовых актов, регулирующих вопросы совершения нотариальных действий, является причиной нарушения прав граждан.
По факту выявленных нарушений закона 05.03.2020 на имя главы администрации муниципального образование Бородинское Киреевского района межрайонным прокурором вынесено представление об устранении нарушений закона.
Учитывая приведенные выше положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования Бородинское Киреевского района не исполняет возложенные на нее законами обязанности по исполнению полномочий в сфере законодательства о нотариате, что приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги по совершению нотариальных действий надлежащего качества и защиту от коррупционных проявлений при оказании муниципальных услуг.
Таким образом, суд считает требования и.о. Киреевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере законодательства о нотариате обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180,290,291-294 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района Тульской области о признании бездействия администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района незаконным, понуждении к исполнению полномочий в сфере законодательства о нотариате, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Бородинское Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий органом местного самоуправления, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Бородинское Киреевского района в срок до 01.01.2021 утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по совершению нотариальных действий органом местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 04.12.2020.