РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Румянцевой В.А.,
при секретаре Буданове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1402 по административному иску Тульского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области об обжаловании бездействия,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, действуя в интересах РФ, обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства по охране окружающей среды и природопользования, водного законодательства в отношении водного объекта – реки Любовка было выявлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта не установлены, местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения для включения в ЕГРН не направлены, что препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохраной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства. По результатам проведенной проверки было вынесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным. При проведении повторной проверки установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены.
Просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по установлению границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Любовка, местоположение: Любовское водохранилище, и не направлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр и обязать установить границы водоохраной зоны, границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта, определить местоположение береговой линии (границы водного объекта) и направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу.
От административного ответчика поступили письменные возражения, в которых он исковые требования не признал, ссылаясь на то, что осуществляет полномочия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тульской области, в том числе по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) за счет средств из федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета и носящих целевой характер. Приказом Минприроды России от 29 сентября 2010 года № 425 были утверждены «Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ» (далее Методические указания). В соответствии с данными Методическими указаниями мероприятия по охране водных объектов должны носить последовательный и комплексный характер, способствовать улучшению состояния водного объекта, предотвращению загрязнения, засорения и истощения для чего определенны основные задачи, которые необходимо решить. Кроме того, Методическими рекомендациями определено, что в приоритетном порядке установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на водных объектах, которые являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, используются в рекреационных целях, испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории. Программа мероприятий, направленных на охрану водных объектов в соответствии с требованиями п. 9 Методических указаний, формируется на основе: перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов и параметров водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов РФ, установленных в схемах комплексного использования и охраны водных объектов, примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 18 марта 2008 года № 61 (утратил силу с 01 января 2021 года в связи с изданием приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 октября 2020 года № 846).
В соответствии с требованиями п. 3 «Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 года № 629, органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Исходя из положений действующего законодательства, обязательным условием осуществления министерством мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
Указанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, являются обязательными для применения Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области при реализации переданных полномочий РФ в области водных отношений, бездействие при реализации которых является предметом настоящего спора.
Перечнем мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений по Тульской области в 2021 году, согласованы 12.01.2021 с Федеральным агентством водных ресурсов мероприятия на общую сумму 7134,1 тыс. рублей. В указанный перечень входило осуществление водоохранных мероприятий в отношении 17 водных объектов Тульской области. 22.09.2021 согласован скорректированный перечень мероприятий, в который вошел 21 водный объект. Осуществление мер по охране водного объекта — реки Любовка в указанных перечнях мероприятий не предусмотрено в связи с отсутствием значения приоритетности спорного объекта, предусмотренного Методическими указаниями.
Полагает, что отсутствуют основания включения спорного объекта в перечень мероприятий и непроведение других водоохранных мероприятий, запланированных на указанный период, в том числе не указаны сведения о нахождении указанного водного объекта в границах поселений, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Полагал, что спорный водный объект не обладает признаками приоритетности, в связи с чем мероприятия по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта — реки Любовка в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета в 2021 году, не входят, а также выделение денежных средств из федерального бюджета на осуществление министерством мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежной защитной полосы, определение местоположения береговой линии (границы водного объекта) указанного водного объекта не осуществлялось, что предполагает отсутствие у министерства обязанности по реализации данных мероприятий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 26.20 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
В последующем дополнил свои письменные возражения, указав, что в целях определения признаков приоритетности, установленных пунктом 15 Методических указаний, в Управление Роспотребнадзора по Тульской области был направлен запрос о предоставлении информации об использовании водного объекта — реки Любовка для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и согласно информации Управления Роспотребнадзора по Тульской области хозяйствующие субъекты не обращались в Управление за получением санитарно-эпидемиологического заключения на использование реки Любовка для питьевого и хозяйственно-бытового назначения. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 №2054-р данный водный объект не входит в перечень водоемов, водные ресурсы которых используются для питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Неиспользование спорного водного объекта в указанных целях подтверждается также информацией отдела водных ресурсов по Тульской области от 10.09.2021, согласно которой спорный водный объект используется хозяйствующим субъектом (ООО «Сток-Транзит») только для целей сброса сточных, в том числе, дренажных вод. Таким образом, установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности реки Любовка не должно осуществляться в приоритетном порядке.
Также отсутствуют основания для установления этих границ, предусмотренные Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 №377.
От заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов поступили письменные объяснения по заявленным требованиям, в которых поставило вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда и указало, что в соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 №282 (далее – Положение о Росводресурсах), Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Росводресурсы осуществляет полномочия в соответствии с п.5 раздела II Положения о Росводресурсах. Согласно ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 ВК РФ. В силу п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ.
Поскольку река Любовка, расположенная в Тульской области, подпадает под критерии, установленные п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ, полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, находятся у органа государственного власти Тульской области. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22.10.2020 №846 утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам власти субъектов РФ (далее – Примерный перечень). Согласно п.1 данного Перечня мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками и мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов) включены в перечень мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ. Согласно ч.3 ст.26 ВК РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с ч.1 ст.26 ВК РФ полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. В силу ч.6 ст.26 ВК РФ средства на осуществление указанных в ч.1 ст.26 ВК РФ полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии с ч.1 ст.133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Согласно ч.5 ст.133 БК РФ методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета представляются Правительством РФ в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке. Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2019 № 92 утверждена методика распределения между субъектами РФ субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ (далее – Методика). Согласно Методике размер субвенции, предоставляемой субъекту РФ для осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов РФ в соответствии со статьей 26 ВК РФ, определяется по соответствующей формуле, которая учитывает множественные показатели. Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что установленный по формуле размер предоставляемых субвенций на очередной финансовый год и плановый период не подлежит изменению и корректировке. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 №629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений (далее – Правила расходования и учета средств). В соответствии с пп. «б» п.2 Правил расходования и учета средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение переданных полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ. Согласно п.3 Правил расходования и учета средств органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Таким образом, федеральным законодательством четко установлена процедура по предоставлению органам государственной власти субъектов РФ субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений. Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта РФ. Росводресурсы в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 №282, не обладает полномочиями по принуждению соответствующих органов государственной власти субъектов РФ обращаться за указанным согласованием. Из Правил расходования и учета средств не следует, что Росводресурсы обязано в безусловном порядке согласовать мероприятия и размер субвенций, направленные соответствующим органом государственной власти субъекта РФ. Росводресурсы при согласовании проводит комплекс мероприятий, направленных на проверку разработанных мероприятий на предмет их целесообразности и полноты, возможности достижения поставленных целей и задач, а также заявленного размера субвенций на их осуществление. Приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ (далее – Методические указания). Согласно п.15 Методических указаний установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности в приоритетном порядке осуществляется на водных объектах, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на участках, расположенных в границах поселений. При этом обеспечивается размещение специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, определяются места установления этих знаков и их количество. В силу п.21 и п.22 Методических указаний органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов, которые по итогам рассмотрения их на заседаниях соответствующих бассейновых советов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета. Состав обосновывающих материалов для согласования мероприятий, направленных на охрану водных объектов или их частей, приведен в Приложении к этим Методическим указаниям. Бюджетные заявки с заключениями территориальных органов Росводресурсов и комплектом обосновывающих материалов представляются органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия, в Росводресурсы и рассматриваются в порядке, установленном регламентом формирования бюджетных проектировок Росводресурсов на соответствующий финансовый год и плановый период. Согласно п.31 Методических указаний мероприятия по охране водных объектов или их частей, реализуемые за счет субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов РФ должны носить последовательный и комплексный характер, способствовать улучшению состояния водного объекта, предотвращению загрязнения, засорения и истощения. Таким образом, работы по определению и установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками носят плановый и системный характер и обусловлены рядом необходимых характеристик, которым должен соответствовать водный объект. Кроме того, в соответствии с п.3 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 №377, установлен срок, в течение которого орган государственной власти субъекта РФ обязан провести работы по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта), который в настоящий момент не пропущен.
Уполномоченный орган государственной власти Тульской области не обращался в установленном порядке за получением субвенций из федерального бюджета в целях выполнения мероприятий по определению местоположения береговой линии, границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Любовка, и, как следствие, Росводресурсы не отказывало этому уполномоченному органу в получении субвенций.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «Сток-Транзит».
В судебном заседании представитель административного истца помощник Узловского межрайонного прокурора Склярова Н.Б. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил. Ранее просил рассмотреть дело в его отсутствие, в решении полагался на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ООО «Сток-Транзит» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил. Возражений по заявленным требованиям не представил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав письменные материала дела, суд приходит к следующему.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч. 1 ст. 26 ВК РФ полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ ( п. 2).
В силу требований ч. 3 ст. 26 ВК РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с ч. 1 этой же статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В связи с этим на территории Тульской области переданный РФ федеральные полномочия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и распложенных на территории Тульской области (в том числе установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, определение местоположения береговых линий (границ водных объектов)) осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 8 ст. 26 ВК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны водных объектов вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг, а также издавать обязательные для исполнения методические указания и инструктивные материалы по осуществлению переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 1).
В порядке реализации полномочий, установленных ч. 8 ст. 26 ВК РФ, Приказом Минприроды России от 29 сентября 2010 № 425 утверждены "Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов РФ переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ" (далее - Методические указания).
Согласно п. 1 Методических указаний их требования распространяются на водные объекты или их части, находящиеся в собственности РФ и расположенные на территории субъекта РФ, за исключением водоемов, полностью расположенных на территориях субъектов РФ и используемых для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, перечень которых установлен распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 № 2054-р., и предназначены для органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 26 ВК РФ.
Мероприятия по охране водных объектов или их частей, реализуемые за счет субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов РФ должны носить последовательный и комплексный характер, способствовать улучшению состояния водного объекта, предотвращению загрязнения, засорения и истощения (п. 31 Методических указаний).
В соответствии с п. 5 этих же указаний для реализации переданного полномочия РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей органам государственной власти субъектов РФ необходимо решить следующие основные задачи: выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта РФ, водные объекты или их части, подверженные наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод; установить причины возникновения загрязнения, засорения и истощения водных объектов или их частей; разработать перечень мероприятий, целью которых является охрана водных объектов или их частей от загрязнения, засорения и истощения, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; согласовать в Росводресурсах значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами РФ переданных полномочий РФ в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение, в сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 № 629; обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей; подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта РФ на реализацию мероприятий по охране водных объектов или их частей, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, и о достижении целевых прогнозных показателей.
В соответствии с п. 7 Методических указаний в Перечень водных объектов включаются водные объекты или их части, расположенные в границах поселений, городских округов, для которых требуется установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с ВК РФ, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Согласно п. 8 Методических указаний при формировании Перечня водных объектов приоритет отдается водным объектам или их частям, которые: являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории.
Программа мероприятий, направленных на охрану водных объектов, в соответствии с требованиями пункта 9 Методических указаний формируется на основе: перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов и параметров водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации, установленных в схемах комплексного использования и охраны водных объектов; примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 № 61, а с 01 января 2021 года – Приказом № 846 от 22 октября 2020 года.
Согласно п. 10 Методических указаний примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей включает, в том числе, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, что отражено также в вышеуказанных Примерных перечнях от 18 марта 2008 и 22 октября 2020 года.
В соответствии с п. 3 "Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 N 629, органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии РФ.
Указанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, обязательны для применения административным ответчиком - Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области при реализации переданных полномочий РФ в области водных отношений, бездействие при реализации которых является предметом настоящего спора.
Мероприятия в отношении реки Любовки в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств федерального бюджета 2021 году, не входят и в установленном законом порядке не согласовывались.
Как следует из сообщения Управления Роспотребнадзора по Тульской области, водные ресурсы реки Любовки не используются для питьевого и хозяйственно-бытового назначения, никто из хозяйствующих субъектов не обращался в Управление за получением санитарно-эпидемиологического заключения на такое использование.
Доказательств того, что указанный объект подвержен наибольшему антропогенному воздействию хозяйственной или иной деятельности, вызывающему загрязнение, засорение и истощение вод, истцом суду не представлено.
Следовательно, река Любовка не обладает признаками, установленными в пункте 8 Методических указаний, в связи с чем не является приоритетным водным объектом.
В соответствии с пунктом 3 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев периодичности ее определения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 377 от 29 апреля 2016 года, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:
1) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;
2) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
Таким образом, водный объект — река Любовка не обладает признаком приоритетности для включения его в Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета, установленный законодательством РФ срок в 25 лет не пропущен, основания для выделения денежных средств из федерального бюджета на осуществление министерством мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежной защитной полосы, определение местоположения береговой линии (границы водного объекта) указанного водного объекта отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Тульского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области об обжаловании бездействия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Румянцева