28RS0017-01-2022-002123-82
Дело № 2а-1402/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2022 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шестопалова В.В.,
при секретаре судебного заседания Евдокимовой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ОА «ЦЭНКИ» к судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Свободному и Свободненскому району, Межрайонному отделу судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району, УФССП по Амурской области, об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ОА «ЦЭНКИ» обратилось в Свободненский городской суд Амурской области с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Свободному и Свободненскому району ФИО1, Межрайонному отделу судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району, УФССП по Амурской области, об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 50146/22/28004-ИП.
В иске в обоснование заявленных требований указали следующее.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по г.Свободному и Свободненскму району УФССП России по Амурской области возбуждено исполнительное производство № 50146/22/28004-ИП по исполнительному листу ФС № 034745584 от 09.06.2021 г., выданному Свободненским городским судом по гражданскому делу № 2-627/2021, предмет исполнения: возложить обязанность на АО «ЦЭНКИ» приступить к исполнению контракта № 82/20 от 15.06.2020 г. по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство комплекса по переработке строительных отходов и твердых бытовых отходов. Площадка 7».
Судебным приставом-исполнителем вынесено требование к АО «ЦЭНКИ» от 07.07.2022 в срок до 03.08.2022 исполнить решение суда, предоставить информацию об исполнении решения суда – приступить к исполнению контракта № 82/20 от 15.06.2020 г. по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство комплекса по переработке строительных отходов и твердых бытовых отходов и твердых бытовых отходов. Площадка 7.»
В связи с обстоятельствами, препятствующими исполнить решение Свободненского городского суда от 20.04.2021 г. в полном объеме, АО «ЦЭНКИ» было подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 18.07.2022 г.
Копия указанного заявления была направлена посредством электронной почты в адрес МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области 22.07.2022 г., а также посредством почты России, было получено 04.08.2022 г.
Соответственно, о наличии препятствий к исполнению требований исполнительного документа АО «ЦЭНКИ» уведомило судебного пристава-исполнителя 22.07.2022 г.
Согласно отчета об отслеживании почтовых отправлений почты России заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда было получено Свободненским городским судом 04.08.2022 г.
Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем МОСП по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области было вынесено постановление 03.08.2022 г. о взыскании исполнительского сбора по ИП № 50146/22/28004 неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, при этом судебным приставом-исполнителем не было учтено обращение АО «ЦЭНКИ» в Свободненский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
АО «ЦЭНКИ» уведомило судебного пристава-исполнителя о наличии препятствий к исполнению требований исполнительного документа с связи со следующими обстоятельствами.
Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» заключен государственный контракт № 82/20 от 15.06.2020 г. по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство комплекса по переработке строительных отходов и твердых бытовых отходов. Площадка 7».
Согласно п. 5.2 Госконтракта, окончание работ - 25.12.2024 г.
Согласно п. 2.5 Госконтракта, Головной исполнитель осуществляет работы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, рабочей документацией, утвержденной Заказчиком, Техническим заданием.
В соответствии с п. 6.2.2. Госконтракта, Заказчик обязан в течении 15 дней с даты подписания Госконтракта передать проектную и рабочую документацию по перечню документации, передаваемой Головному исполнителю, разрешение на строительство объекта, а также копи положительных заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России».
Согласно п. 2.1, 2.1.1.2 технического задания в состав исхоных данных передаваемых заказчиком для выполнения работ головным исполнителем входит итоговое заключение по результатам комплексного обследования с комплектом обосновывающих материалов, включая заключения по инструментальному обследованию строительных конструкций и инженерных систем, не обеспеченных исполнительной документацией, рекомендации, утвержденные Генеральным проектировщиком АО «ИПРОМАШПРОМ», по демонтажу и усилению строительных конструкций.
В нарушение условий госконтракта Заказчик не передал Головному исполнителю итоговое заключение.
В адрес заказчика неоднократно направлялись уведомления об отсутствии согласованного ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» итогового заключения, а также уведомления о низком качестве предоставляемых заказчиком отчетов комплексного обследования.
В связи с вышеизложенным в адрес заказчика было направлено уведомление № 388-1454 от 18.04.2022 г. о приостановке работ по государственному контракту от 15.06.2020 г. № 82/20 до даты исполнения заказчиком встречного обязательства, а именно до даты передачи утвержденного итогового заключения по результатам комплексного обследования с комплектом обосновывающих материалов.
Таким образом, АО «ЦЭНКИ» приняты необходимые меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, при этом в настоящее время не зависящие от АО «ЦЭНКИ» обстоятельства препятствуют исполнению решения Свободненского городского суда от 20.04.2021 г. в полном объеме, в связи с чем, АО «ЦЭНКИ» было подано заявление о представлении отсрочки исполнения решения суда, о чем был уведомлен судебный пристав-исполнитель, которым было вынесено оспариваемое постановление.
Просят суд отменить постановление от 03.08.2022 г. судебного пристава-исполнителя МОСП по г. Свободному и Свободненскому району о взыскании с АО «ЦЭНКИ» исполнительского сбора по исполнительному производству № 50146/22/28004 от 22.09.2021 неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Определением суда от 17.08.2022 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МОСП по г. Свободному и Свободненскому району, УФССП по Амурской области.
В судебное заседание представитель административного истца ОА «ЦЭНКИ» не явился, надлежащим образом извещен.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены. Согласно письменному отзыву с исковыми требованиями не согласны, просят суд отказать в удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела 22.09.2021 г. на основании исполнительного документа ФС N 034745584 от 20.04.2021, выданного Свободненским городским судом по делу № 2-627/2021, предмет исполнения: возложить обязанность приступить к исполнению контракта от 15 июня 2020 года № 82/20 по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта «Строительство комплекса по переработке строительных отходов и твердых бытовых отходов. Площадка 7», было возбуждено исполнительное производство № 96308/21/28004.
28.09.2021 г. представитель по доверенности ОАО "ЦЭНКИ" ФИО2 получила постановление о возбуждении исполнительного производства в котором установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, предупреждение по ст. 315 УК РФ, требование об исполнении решения суда в срок до 06.10.2021г.
Должником были предоставлены документы (график производства строительно-монтажных работ, справка по работам подрядных организаций) свидетельствующие об исполнении решения суда.
14.10.2021г. исполнительное производство № 96308/21/28004 было окончено фактическим исполнением.
После дополнительного проведения исследования предоставленных документов начальником отделения 25.05.2022 г. было вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству. Исполнительному производству присвоен новый № 50146/22/28004-ИП.
Постановление об отмене окончания исполнительного производства было направлено в адрес должника посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) 25.05.2022 г, дата прочтения уведомления 26.05.2022 г.
30.05.2022 г. в адрес должника АО "ЦЭНКИ" посредством электронной почты на адрес представителя АО "ЦЭНКИ" ФИО2 было направлено требование о предоставлении информации об исполнении решения суда в срок до 03.06.2022 г.
Информация об исполнении решения суда в срок до 03.06.2022г на требование от 30.05.2022 г. в МОСП по г. Свободному и Свободненскому району предоставлена не была.
28.06.2022 г. представителю АО "ЦЭНКИ" вручено уведомление о явке в МОСП по г. Свободному и Свободненскому району 30.06.2022 г. для рассмотрения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ.
01.07.2022 г. ведущим судебным приставом-исполнителем был составлен протокол № 420 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ. Данный протокол вручен представителю АО "ЦЭНКИ" 04.07.2022г.
07.07.2022г с учетом степени вины начальник отделения - старший судебный пристав ФИО3 принял решение о наложении на юридическое лицо в соответствии с ч.1 ст. 17.14 КоАП РФ штрафа в размере 30 000 руб. Постановление о наложении штрафа вручено представителю АО "ЦЭНКИ" 07.07.2022г.
Также 07.07.2022 г. представителю АО "ЦЭНКИ" вручено требование об исполнении решения суда в срок до 15.07.2022 г.
Согласно ответа от 18.07.2022г исх. № 381-6748 заместителя генерального директора по созданию космодрома «Восточный» установлено, что решение суда не исполнено в срок, установленный требованием, т.е. до 15.07.2022 г.
Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а так же не исполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава - исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В связи с этим, 03.08.2022 г. судебным приставом- исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, требование об исполнении решения суда в котором установлен новый срок для исполнения до 05.09.2022г.
Данные документы 03.08.2022г были вручены представителю АО "ЦЭНКИ".
02.08.2022 г. посредством электронной почты в МОСП по г. Свободному и Свободненскому району поступило заявление представителя АО "ЦЭНКИ", адресованное в Свободненский городской суд о предоставлении отсрочки об исполнении решения суда по делу № 2-627/2021.
В соответствии с ч.2 ст 37 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
На дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора должнику отсрочка исполнения предоставлена не была.
В период после отмены окончания исполнительного производства с 25.05.2022 г и до окончания срока требования об исполнении решения суда до 15.07.2022 г. (почти 2 месяца) должник АО "ЦЭНКИ", заведомо зная, что решение суда не может быть исполнено не обращался в суд с заявлением о предоставлении отсрочки.
Исполнительный сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнением им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а так же в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента уведомления должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства (часть 1 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом — исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу — исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) признаются чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. К форс-мажорным обстоятельствам относят: пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия. Возникновение форсмажорных обстоятельств освобождает участника, исполнителя договора от ответственности за выполнение принятых им обязательств.
При этом бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной от 30.07.2001 года № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административно штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а так же зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. В качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
Полномочие судебного пристава - исполнителя от имени государства налагатьвзыскание на должника в предусмотренных названным федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судебный пристав-исполнитель, вынося постановление о взыскании сдолжника исполнительского сбора, исходил из того, что должник добровольно вустановленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе неисполнил.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем постановление о взысканииисполнительского сбора от 03.08.2022 г. года вынесено в соответствии сзаконодательством об исполнительном производстве, является законным иобоснованным.
Исходя из положений п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотренииадминистративного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа,организации, лица, наделенных государственными или иными публичнымиполномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересыадминистративного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересовкоторых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 3, 4 ст. ст. 226 КАС РФ суд выясняет соблюдены ли требованиянормативных правовых актов и соответствует ли содержание оспариваемого решения,совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам,регулирующим спорные отношения.
Таким образом, для признания постановления, действия (бездействия)судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо наличие одновременно двухусловий: указанные постановление, действия (бездействие) должны не соответствовать
действующему законодательству; указанными постановлением, действиями (бездействием) должны быть нарушены права либо законные интересы заявителя.
Между тем, заявителем не представлены доказательства, что оспариваемоепостановление нарушают права и законные интересы заявителя, либо данныеисполнительные действия являются незаконными.
Кроме того, в период ведения исполнительного производствадолжником не обжаловались процессуальные документы, вынесенные в рамкахданного исполнительного производства: постановление о возбужденииисполнительного производства, постановление об отмене окончания исполнительногопроизводства, требования судебного пристава-исполнителя о предоставленииинформации об исполнении решения суда, постановление о наложенииадминистративного штрафа в размере 30 000 руб.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ОА «ЦЭНКИ» к судебному приставу-исполнителю МОСП по г. Свободному и Свободненскому району, Межрайонному отделу судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району, УФССП по Амурской области, об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 50146/22/28004 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В.Шестопалов
В окончательной форме решение принято 09 сентября 2022 года.