Дело № 2а-1404/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Чита 08 августа 2019 года
Ингодинский районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Шишкаревой С.А., при секретаре Петровой В.А.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Ленченко Н.М., представителя административного истца Тестовой С.А., заинтересованного лица Кочкунова А.В., его представителя Белослюдцева Д.С., представителя Избирательных комиссий городского округа «Город Чита» и Забайкальского края соответственно – Казаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гобеевой Д. К. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №16 «Титовский» №14/3 от 26.07.2019 «О регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва по одномандатному округу №16 «Титовский» Кочкунова А. В.»,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с вышеназванным административным иском, кандидат в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва по одномандатному округу №16 «Титовский» Гобеева Д.К. просила отменить как незаконное решение окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №16 «Титовский» №14/3 от 26.07.2019 «О регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва по одномандатному округу №16 «Титовский» Кочкунова А. В.», поскольку последним при регистрации не представлены учет поступления и расходования средств избирательных фондов кандидата; документы о трудовой деятельности в должности менеджера – логиста (в представленной трудовой книжке зафиксирована должность «логист»); отражены не подлежащие указанию сведения о прохождении обучения на курсах проводников.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия Забайкальского края.
В судебное заседание административный истец Гобеева Д.К. не явилась при надлежащем извещении, направила представителя по доверенности, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №16 «Титовский», избирательное объединение Читинское городское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» явку своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке на ведение дела в суде, не обеспечили при надлежащем извещении.
Руководствуясь частью 3 статьи 243 КАС РФ, учитывая сокращенные сроки рассмотрения административного дела, надлежащее извещение, признавая явку не явившихся лиц не обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Тестова С.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Избирательных комиссий городского округа «Город Чита» и Забайкальского края соответственно – Казакова М.А. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Кочкунов А.В. и его представитель Белослюдцев Д.С. просили в заявленных требованиях отказать за необоснованностью, а также оставить административный иск без рассмотрения по мотиву несоблюдения требований КАС РФ при его оформлении (отсутствие в иске сведений о месте и дате рождения Кочкунова А.В. и Гобеевой Д.К.).
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора о необходимости отказа в иске, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд не усмотрел оснований для оставления административного иска без рассмотрения, о чем ставился вопрос Кочкуновым А.В. и его представителем Белослюдцевым Д.С., поскольку предусмотренных ст.196 КАС РФ оснований к тому не имеется, производство по настоящему делу возбуждено при соблюдении требований КАС РФ, форма и содержания административного иска оценены на стадии его принятия как отвечающие требованиям ст.125 КАС РФ, отсутствие в иске сведений о месте и дате рождения Кочкунова А.В. и Гобеевой Д.К. не являются невосполнимыми при рассмотрении дела, эти данные очевидны из материалов дела.
Разрешая требования по существу, суд установил, что решением Думы городского округа «Город Чита» №80 от 13.06.2019 назначены выборы депутатов Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решением окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №16 «Титовский» №15/1 от 29.07.2019 кандидатом в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва по данному одномандатному избирательному округу зарегистрирована Гобеева Д.К. (в порядке самовыдвижения).
Решением этой же комиссии № 14/3 от 26.07.2019 кандидатом в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва по этому же одномандатному избирательному округу зарегистрирован Кочкунов А.В. (выдвинут избирательным объединением Читинским городским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Принятию данного решения предшествовала подача 19.06.2019 Кочкуновым А.В. в избирательную комиссию письменного заявления о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №16 «Титовский».
Вместе с заявлением в избирательную комиссию последним представлены заверенные копия паспорта, трудовой книжки, справка с основного места работы; справка, подтверждающая принадлежность к политической партии; сведения о размере и источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; свидетельство о присвоении второго квалификационного разряда по профессии «проводник по сопровождению грузов и специальных вагонов; первый финансовый отчет кандидата; фотографии кандидата; внешний носитель информации с документами.
В обоснование заявленных требований сторона административного истца указала, что оспариваемое решение о регистрации кандидата принято с нарушением закона и приводит к нарушению принципа равенства кандидатов, поскольку Кочкуновым А.В. не соблюдены требования избирательного законодательства при оформлении и предъявлении в избирательную комиссию необходимых документов.
В соответствии с частями 2, 10 статьи 239, частью 4 статьи 240 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Оспариваемое решение принято 26.07.2019, административный иск подан в суд 05.08.2019, то есть с соблюдением названного срока.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
Статьями 33, 35 Федерального закона N 67-ФЗ установлены условия выдвижения избирательным объединением кандидата, в том числе перечень документов и сведений, которые должны быть представлены в соответствующую избирательную комиссию для его регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же закона.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет (положения п.1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ).
Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией (положения пункта 12 статьи 58 Федерального закона 67-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 48 Закона Забайкальского края от 06.07.2010 №385-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» (далее – ЗЗК №385) для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат или избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляют в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения, в соответствии с частью 1 статьи 73 настоящего Закона края.
Виды и периодичность предоставления финансовых отчетов установлены в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 73 ЗЗК №385.
Так, согласно данным законоположениям первый финансовый отчет предоставляется одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.
Итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда, - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией, организующей выборы.
Здесь же предусмотрено, что финансовый отчет с приложением необходимых документов представляется в избирательную комиссию по форме, утвержденной Избирательной комиссией Забайкальского края.
Аналогичные положения относительно видов и периодичности предоставления финансовых отчетов предусмотрены Пунктом 7.2 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в Забайкальском крае (далее – инструкция), утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края №16/177-3 от 07.06.2019.
Так, из буквального содержания этого пункта инструкции следует, что кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовый отчет и учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, при этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета; итоговый финансовый отчет – не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
При этом согласно пункта 7.3 инструкции учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда края предоставляется к итоговому финансовому отчету в качестве приложения.
Из изложенного следует, что обязательности предоставления такого учета с первым финансовым отчетом одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, ни ЗЗК №385, ни инструкция не предусматривает.
Приложением N 6 к Инструкции предусмотрена форма финансового отчета, в графе N 5 которой имеется указание на то, что остаток средств фонда указывается на дату сдачи отчета.
Из материалов дела видно, что кандидат Кочкунов А.В. 17.07.2019 открыл в подразделении ПАО "Сбербанк России" специальный избирательный счет.
17.07.2019 Кочкунов А.В. представил в окружную избирательную комиссию предусмотренные федеральным и региональным законодательством документы для регистрации в качестве кандидата, в том числе первый финансовый отчет, составленный в надлежащей форме; справку ПАО "Сбербанк России" об открытии счета от 17.07.2019 и реквизитах специального избирательного счета в подразделении ПАО "Сбербанк России".
В первом финансовом отчете кандидат Кочкунов А.В. указал сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда, из которых следует, что банковских операций по специальному счету не производилось, все показатели имеют нулевые значения.
Достоверность сведений, указанных кандидатом Кочкуновым А.В. в первом финансовом отчете, никем не оспаривается.
Как указано выше, исходя из ЗЗК №385 и инструкции, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда должен прилагаться ни к первому, а к итоговому финансовому отчету, поэтому у окружной избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Данные доводы административного истца подлежат отклонению, поскольку пунктом 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами лишь первого финансового отчета, при этом право обязывать предоставлять иные документы Федеральный закон не предусматривает.
Частью 1 ст.73 ЗЗК №385 и пунктом 7.2 инструкции также предусмотрено, что для регистрации кандидата в избирательную комиссию необходимо представить только первый финансовый отчет кандидата, без указания на необходимость представления приложений к нему.
Первый финансовый отчет, как следует из материалов дела и установлено судом, Кочкунов А.В. представил.
Кроме того, отмечается, что в заранее разработанном избирательной комиссией унифицированном напечатанном бланке подтверждения получения документов кандидата среди необходимого перечня таковых отсутствует учет поступления и расходования денежных средств, т.е. таковой избирательной комиссией не требуется на рассматриваемом этапе.
В этой связи у окружной избирательной комиссии не имелось законных оснований для отказа Кочкунову А.В. в регистрации кандидатом на основании подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, предусматривающих в качестве основания для отказа в регистрации кандидата отсутствие документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Оценивая доводы административного истца о нарушениях при предоставлении Кочкуновым А.В. сведений об образовании и месте работы, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются документы, в том числе копии, подтверждающие указанные в заявлении сведения об образовании, об основном месте работы.
Согласно положениям части 5 статьи 42 ЗЗК №385 в заявлении, помимо прочего, указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В связи с этим полнота сведений о кандидате образуется из совокупности сведений, изложенных в заявлении о согласии баллотироваться и информации, содержащейся в приложенных к заявлению документах, что, в свою очередь, позволяет избирательной комиссии идентифицировать личность кандидата.
Какие-либо недочеты, допущенные кандидатом при указании сведений, не свидетельствуют о нарушении порядка выдвижения и регистрации кандидата при условии, что к заявлению прилагались подтверждающие указанные сведения документы, то есть не допущено искажений либо неполноты тех сведений о кандидате, которые необходимы для его регистрации.
В рассматриваемом случае в заявлении о согласии баллотироваться Кочкунов А.В. в графе «профессиональное образование» указал: «Среднее. Пассажирское вагонное депо г.Новосибирска, выдано свидетельство № проводник по сопровождению грузов и специальных вагонов».
К заявлению Кочкунов А.В. приобщил данное свидетельство №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он в учебном пункте пассажирского вагонного депо г.Новосибирск прошел курс теоретического и производственного обучения, сдал квалификационные экзамены, решением квалификационной комиссии от 14.04.2009 ему присвоен второй квалификационный разряд по профессии «проводник по сопровождению грузов и специальных вагонов».
В судебном заседании Кочкунов А.В. указал, что имеет лишь среднее образование (окончил 11 классов средней общеобразовательной школы) и прошел вышеуказанные курсы.
Таким образом, с учетом того, что Кочкуновым А.В. к заявлению приложена копия вышеназванного свидетельства, подтверждающего прохождение им названного обучения, это позволило окружной избирательной комиссии однозначно установить данные о профессиональном образовании Кочкунова А.В.
Указание в данном случае дополнительных сведений о прохождении производственного обучения, из которых видно освоение кандидатом определенной профессии и получение квалификационного разряда, законом не запрещено.
Более того, данные сведения отвечают требованиям достоверности, в связи с чем их указание кандидатом не влекло отказ в регистрации.
Далее, как видно из заявления и документов, представленных Кочкуновым А.В. для регистрации, он указал основное место работы ООО «ТК Восток», должность менеджер-логист.
К заявлению приложена заверенная им же копия трудовой книжки, в которой внесена запись №1 от 23.08.2016 о приеме на работу в данную организацию на должность логиста, также приложена справка с места работы №8 от 18.07.2019 о том, что Кочкунов А.В. работает в указанной организации в должности менеджер-логист.
Как отмечалось ранее, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных предусмотренных им требований, иным законом (пункт 6 статьи 76 указанного Федерального закона).
Таких условий судом не установлено, а соответствующие доводы административного иска отклоняются как несостоятельные. Утверждение об указании кандидатом недостоверных сведений о месте работы представляются суду ошибочными.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством.
Законодательство о выборах, в частности подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 указанного Федерального закона №67-ФЗ не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления в подтверждение данного обстоятельства копии трудовой книжки. Справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата.
Не содержит требования о виде документа, подтверждающего основное место работы кандидата, и пункт «б» части 5.1 статьи 42 ЗЗК № 385.
В поданном заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва Кочкунов А.В. указал основное место работы и должность – менеджер-логист ООО «ТК Восток», подтвердив это справкой.
Расхождение в наименовании должности в трудовой книжке («логист») и справке от 18.07.2019 (менеджер-логист») при условии предоставления актуальных данных, содержащихся в названной справке от 18.07.2019, не свидетельствует о недостоверности изложенных кандидатом в заявлении сведений, поскольку информация об основном месте работы может быть подтверждена либо трудовой книжкой либо соответствующей справкой. В данном случае, исходя из наличия альтернативы, должность менеджер-логист подтверждена кандидатом соответствующей справкой, в связи с чем оснований для отказа в регистрации кандидата также не имелось.
Более того, с функциональной точки зрения логист и менеджер-логист являются идентичными профессиями, связаны с координацией и организацией движения товаров от производства до точек реализации, что не свидетельствует о противоречивости и недостоверности заявленных кандидатом данных о своей работе.
При установленных судом фактических обстоятельствах, вопреки доводам административного истца, избирательная комиссия правильно произвела регистрацию кандидата в депутаты Кочкунова А.В., достаточных правовых оснований для отказа в его регистрации не имелось.
При таком положении правовых оснований для удовлетворения административного иска, признании незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, судом не установлено. В административном иске следует отказать.
Руководствуясь ст. 226-227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Гобеевой Д. К. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №16 «Титовский» №14/3 от 26.07.2019 «О регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа «Город Чита» седьмого созыва по одномандатному округу №16 «Титовский» Кочкунова А. В.» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Шишкарева
Решение суда в окончательной форме принято 08.08.2019