ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1404/2018 от 09.04.2018 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело №2а-1404/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Кемерово в составе председательствующего судьи Гречановской О.В., при секретаре Тараненко Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово

С участием представителя административного истца Глебова Л.А., представителя ответчика Прохоров С.В.

09 апреля 2018 года

административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово к Дорофеев Н.С. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по г. Кемерово обратилась в суд с административным иском к Дорофеев Н.С. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени за 2015 год.

Заявленные требования мотивированы тем, что Дорофеев Н.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу ..., в связи с чем несёт обязанность по оплате земельного налога.

18.09.2016 г. налогоплательщику было направлено налоговое уведомление ### с указанием размера налога, подлежащего уплате за 2015 год в размере 131672 рубля. В связи с тем, что налогоплательщиком своевременно не принято мер по уплате налога, начислена пеня в сумме 790,03 рублей. 20.12.2016 г. в адрес ответчика направлено требование об уплате налога и пени, которое ответчиком не исполнено.

Общая сумма задолженности по уплате налога и пени составляет 132462,03 рубля.

В связи с отменой судебного приказа от 06.07.2017 г. истец просит взыскать с налогоплательщика Дорофеев Н.С. задолженность по уплате земельного налога и пени за 2015 год в размере 132462,03 рублей, из них задолженность по уплате налога на землю в сумме 131672 рублей, пени по налогу в размере 790,03 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца Глебова Л.С., действующая на основании доверенности от 28.12.2017 г., настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Суду пояснила, что Дорофеев Н.С. является собственником земельного участка, расположенного по адресу г. ..., за который подлежал оплате земельный налог за 2014 год в сумме 131672 рубля и за 2015 год в сумме 131672 рубля. Дорофеев Н.С. обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по уплате земельного налога, его заявление было удовлетворено, предоставлена льгота по оплате земельного налога за 2014 и 2015 год. При этом налогоплательщиком налог за 2014 год был уже оплачен, в связи с чем образовалась переплата.

В последствии выяснилось, что земельный участок по адресу ... имеет вид разрешенного использования «Склады промышленных и хозяйственных товаров; офисные здания» и относится к категории земельных участков «Прочие земли в населенных пунктах», поэтому налоговая льгота на данную категорию земельных участков не распространяется. В связи с этим предоставленная налоговая льгота по уплате земельного налога была отменена.

Поскольку ранее земельный налог за 2014 года был уплачен собственником земельного участка в размере 131672 рубля, образовавшаяся переплата в размере 131672 рубля зачтена в уплату налога за 2014 год. Налог за 2015 год гражданином не уплачен. По состоянию на **.**.**** год налоговая база установлена в размере 8778164 рубля. В ноябре 2015 года размер налоговой базы снижен до 2300252,70 рубля. При этом, в соответствии с положениями ст.391 НК РФ, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Таким образом, поскольку решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка было принято в ноябре 2015 года, размер земельного налога за 2015 год исчислялся исходя из прежней кадастровой стоимости земельного участка.

Налоговые уведомления о необходимости уплаты земельного налога за 2015 год были размещены в личный кабинет налогоплательщика, однако, до настоящего времени не исполнены. Представитель административного истца просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Административный ответчик Дорофеев Н.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Прохоров С.В., действующий на основании доверенности от 13.03.2018 г., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что, поскольку в 2015 году был изменен размер кадастровой стоимости объекта, при расчете размера налога за 2015 год следует исходить из уже измененного размера кадастровой стоимости. Кроме того, поскольку налоговым органом самостоятельно принято решение о снятии налоговой льготы, обязанность по уплате земельного налога возникла у ответчика только в 2017 году. В связи с этим представитель административного ответчика просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или ропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 23 НК РФ устанавливает обязанность каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с положениями ч.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Частью 1 ст.388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч.1 ст.390 НК РФ).

В соответствии с положениями ч.1 ст.391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п.15 ст.378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Согласно ч.4 ст.391 НК РФ, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с ч.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как установлено судом, Дорофеев Н.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу ..., что подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика (л.д. 10).

Кадастровая стоимость объекта налогообложения по состоянию на 01.01.2015 г. составляла 8778164 рубля.

25.11.2015 г. Решением комитета по Управлению государственным имуществом Кемеровской области «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области», которыми определена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов для населенных пунктов, городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в разрезе групп видов разрешенного использования, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области, для кадастровых кварталов Кемеровской области.

Указанным Решением по состоянию на 01.08.2014 г. кадастровая стоимость земельного участка изменена и составила 2300252 рубля.

Как следует из материалов дела, Дорофеев Н.С. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово с заявлением о предоставлении льготы по уплате земельного налога за земельный участок, расположенный по адресу ..., которое был удовлетворено, предоставлена налоговая льгота при уплате налога за 2014 год и 2015 год. Данное обстоятельство сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Поскольку земельный налог за 2014 год в размере 131672 рубля был оплачен ответчиком до предоставления льготы, у Дорофеев Н.С. образовалась переплата.

В ходе проведения проверки Инспекцией Федеральной налоговой службой по г. Кемерово установлено, что земельный участок по адресу ... имеет вид разрешенного использования «Склады промышленных и хозяйственных товаров; офисные здания» и относится к категории земельных участков «Прочие земли в населенных пунктах», в связи с чем налоговым органом было установлено, что налоговая льгота была предоставлена ошибочно.

Сумма налога за 2014 год и за 2015 год была исчислена вновь, исходя из кадастровой стоимости объекта по состоянию на 01.01.2014 г. и 01.01.2015 г. соответственно, то есть исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 8778164 рублей.

Как пояснила при рассмотрении дела представитель административного истца, земельный налог за 2014 год был оплачен из образовавшейся переплаты земельного налога за этот же год после предоставления льготы. Задолженности по уплате земельного налога за 2014 год не имеется. Данное обстоятельство сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Суду представлена расчет задолженности по земельному налогу за 2015 г., в соответствии с которым задолженность Дорофеев Н.С. по уплате земельного налога составила 131672 рубля. Представленный расчет судом проверен и является правильным.

По мнению представителя ответчика, при исчислении суммы налога за 2015 год должна быть применена кадастровая стоимость объекта, установленная Решением КУГИ КО от 25.11.2015 г. по состоянию на **.**.****, то есть – кадастровая стоимость земельного участка в размере 2300252 рубля.

Суд считает указанные доводы представителя административного ответчика не основанными на законе.

В соответствии с положениями ч.1 ст.391 НК РФ, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В данном случае изменение кадастровой стоимости земельного участка произведено в связи с принятием соответствующего решения КУГИ КО, а не в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка, в результате оспаривания кадастровой стоимости земельного участка или в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (2015 года) не учитывается при определении налоговой базы в этом налоговом периоде, и подлежит применению лишь при исчислении земельного налога за следующий налоговый период (начиная с 01.01.2016 г.).

Согласно ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьёй 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В установленный статьей 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №65955320 от 18.09.2016 (л.д.8) с указанием размера подлежащего уплате земельного налога за 2015 год в размере 131672 рубля, что подтверждается реестром направленной корреспонденции (л.д.9).

Обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком в установленный законом срок не исполнена.

В соответствии с положениями ч.3, 4 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате земельного налога истцом произведено начисление пени в размере 790,03 рублей. Представленный суду расчёт пени (л.д.5) судом проверен и является правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно статьям 69, 70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на 20.12.2016 г. №36912 (л.д.16) (реестр отправления корреспонденции на л.д.7), в котором налогоплательщику предложено оплатить имеющуюся недоимку по начисленным налогам и пени в срок до 17.02.2017 г.

Поскольку задолженность в срок до 17.02.2017 г. погашена не была, срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа исчисляется с 17.02.2017 г.

06.07.2017 г. мировым судьей судебного участка №7 Центрального судебного района г. Кемерово вынесен судебный приказ по делу №2а-680/2017-7 по заявлению ИФНС по г. Кемерово о взыскании с Дорофеев Н.С. задолженности по земельному налогу и пени.

В соответствии с ч.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно материалам дела определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей судебного участка №7 Центрального судебного района г. Кемерово 18.09.2017 г. (л.д.12) Соответственно, шестимесячный срок обращения в суд истекает 18.03.2018 г.

Административное исковое заявление было принято Центральным районным судом г. Кемерово 28.02.2018 г., что подтверждается штампом с указанием номера входящего документа (л.д.3).

Таким образом, установленный законом срок для обращения с заявленными требованиями о взыскании налога истцом не пропущен.

На момент рассмотрения дела обязанность по уплате земельного налога за 2015 год в размере 131672 рубля и пени административным ответчиком не исполнена. Указанное обстоятельство ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривал.

В соответствии с положениями ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным ответчиком какие-либо доказательства, подтверждающие наличие оснований для освобождения его от обязанности уплачивать установленные законом налоги, а также о наличии оснований для освобождения его от уплаты пени за неисполнение обязанности по уплате налога, суду не представлены.

На основании изложенного, с учетом представленных суду доказательств в их совокупности, суд считает требования административного истца о взыскании с ответчика недоимки по уплате налога и пени обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

С учетом существа постановленного решения с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере в сумме 3849,24 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 286 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово к Дорофеев Н.С. о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пени удовлетворить.

Взыскать с Дорофеев Н.С.**.**.**** года рождения, уроженца ..., проживающего по адресу г... в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово задолженность по уплате земельного налога за 2015 г. в размере 131672 рублей и пени в сумме 790,03 рублей. Всего: 132462,03 рубля (сто тридцать две тысячи четыреста шестьдесят два рубля 03 копейки).

Взысканную сумму перечислить на расчетный счет:

Расчетный счет: 40 101 810400 000 010 007

ИНН: 420 500 2373

УФК по Кемеровской обл. (ИФНС РФ по г. Кемерово)

Банк ГРКЦ ГУ Банка России по г. Кемерово Кемеровской обл.

БИК: 043 207 001

ОКАТО (ОКТМО): 32 701 000 г. Кемерово

Код земельного налога: 182106 06042 04 1000 110

Код пени земельного налога: 182 1 06 06042 04 2100 110

Взыскать с Дорофеев Н.С.**.**.**** года рождения, уроженца ...... проживающего по адресу г..., в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3849,24 рублей (три тысячи восемьсот сорок девять рублей 24 копейки).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 13.04.2018 года.

Судья Гречановская О.В.