ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1404/2022 от 13.07.2022 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2022 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе судьи Дятлова А.Ю.,при секретаре Коневой Е.С., с участием помощника Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Данилова А.С.., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД38RS0024-01-2022-001886-75 (2а-1404/2022) по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству лесного комплекса Иркутской области, к ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Ангарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском, а также с уточненным административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, к ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений, мотивируя свои требования тем, что по результатам проверки исполнения требований законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты ненадлежащего оснащения АУ «Лесхоз Иркутской области» пожарной техникой и инвентарем для тушения лесных пожаров лесопожарных станций «данные изъяты» Иркутской области. В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода. Между тем, Министерством лесного комплекса Иркутской области доказательств надлежащего обращения в Рослесхоз с просьбой о выделении дополнительных средств на приобретение лесопожарной техники не представлено, в связи с чем, министерством допущено бездействие.

На основании изложенного, с учетом уточненных требований, в которых были исключены требования к ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», административный истец просит:

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области («данные изъяты») по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции II типа в п «данные изъяты», лесопожарной станции III типа в г. «данные изъяты», лесопожарной станции II типа в г. «данные изъяты», лесопожарной станции II типа в п. «данные изъяты».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащение лесопожарную станцию II типа в п. «данные изъяты», следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащением лесопожарную станцию III типа в «данные изъяты», следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области («данные изъяты») в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащение лесопожарную станцию II типа в г. «данные изъяты», следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области («данные изъяты») в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащение лесопожарную станцию II типа в «данные изъяты» следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

В судебном заседании помощник Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Данилов А.С. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточненных требований.

Представитель административного ответчика Министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представитель по доверенности Багдасарян А.А. направила возражения на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика АУ «Лесхоз Иркутской области» в судебное заседание не явился, представитель по доверенности Макарова Ю.И. направила возражения на административное исковое заявление, согласно которому просила отказать в удовлетворении заявленных требований, провести судебное заседание в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Королева Д.П. направила в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров.

Согласно части 1 статьи 53ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Часть 1 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов (п.1 ч.5 ст. 53.1 ЛК РФ).

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020№ 1614.

Лесное законодательство согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

По результатам проверки исполнения требований законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты ненадлежащего оснащения «данные изъяты» пожарной техникой и инвентарем для тушения лесных пожаров.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (п.п.18 п.4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с п.п.10 п.9 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909 п.п. к функции министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология» структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров. Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10) паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

В соответствии с частью 4 статьи 53.3 ЛК РФ, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В нарушение установленных распоряжением нормативов, ЛПС не обеспечены в полном объеме пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Отсутствие перечисленных материально-технических ресурсов препятствует надлежащему исполнению возложенных на ЛПС полномочий по тушению лесных пожаров.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН «данные изъяты», ОГРН «данные изъяты») по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарной станции II типа в «данные изъяты», лесопожарной станции III типа в «данные изъяты», лесопожарной станции II типа в «данные изъяты».

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров»:

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащение лесопожарную станцию II типа в «данные изъяты», следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащением лесопожарную станцию III типа в «данные изъяты», следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН «данные изъяты», ОГРН «данные изъяты») в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащение лесопожарную станцию II типа в «данные изъяты», следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН «данные изъяты», ОГРН «данные изъяты») в срок не позднее 00.00.0000 обеспечить оснащение лесопожарную станцию II типа в «данные изъяты» следующей пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: «данные изъяты».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19.07.2022.

Судья А.Ю. Дятлов