ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1405/19 от 17.10.2019 Шадринского районного суда (Курганская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

Шадринский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Воронцова И.С.,

при секретаре Петуниной Н.В.,

представителя административного истца КСиА Администрации города Шадринска Курганской области ФИО1, действующей на основании доверенности от ....2019 г.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области ФИО2, действующей за себя и в качестве представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области на основании доверенности от ....2019 г., представителя заинтересованного лица Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры Нигматуллина Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области

17 октября 2019 года

административное дело по административному исковому заявлению Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска Курганской области к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Курганской области, Управлению ФССП по Курганской области, судебному приставу – исполнителю Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области ФИО2 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Комитет по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска Курганской области (далее КСиА Администрации г. Шадринска) обратился в Шадринский районный суд с административным исковым заявлением к Шадринскому межрайонному отделу судебных приставов УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование иска указал, что согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Шадринского МРО СП УФССП по Курганской области от 03.06.2015 г. на основании исполнительного листа, выданного по решению Шадринского районного суда, было возбуждено исполнительное производство № 34887/15/45029-ИП о возложении обязанности на КСиА Администрации города Шадринска получить решение на право пользования водным объектом (рекой Канаш) для сброса сточных вод. Определением от 09.03.2017 г. Шадринского районного суда Курганской области КСиА Администрации г. Шадринска предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 15.04.2015 г. до 31 октября 2018 г. За неисполнение вынесенного решения суда в установленный срок для добровольного исполнения требований судебный пристав-исполнитель Шадринского МРО СП УФССП по Курганской области вынес постановление о взыскании исполнительского сбора от 29.08.2019 г. по исполнительному производству № 34887/15/45029-ИП в размере 50000 руб. Для получения решения на право пользования водным объектом (рекой Канаш) для сброса сточных вод необходимо наличие на выпуске ливневой канализации очистных сооружений в соответствии со статьями 55,56,60 Водного кодекса РФ. В ходе рассмотрения 09.03.2017 г. в судебном заседании заявления КСиА Администрации г. Шадринска об отсрочке исполнения решения от 15.04.2015 г. Шадринского районного суда, было установлено, что КСиА Администрации г. Шадринска были приняты меры по проектированию строительства ливневой канализации, поскольку решение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод может быть получено только после строительства очистных сооружений ливневых вод. Данный проект был изготовлен в марте 2016 г. и предусматривал сметную стоимость строительства 26 млн. руб., но денежных средств, необходимых для заключения договора ливневой канализации, не было выделено в течение 2016 г., несмотря на принимаемые меры. Решением Шадринской городской Думы от 28.02.2017 г. № 184 на строительство ливневой канализации на 2017-2018 г.г. предусмотрено выделение денежных средств в размере 26,5 млн. руб., изменены бюджетные ассигнования и предусмотрено выделение на 2017 г. - 5000000 руб., на 2018 г. - 11500000 руб., на 2019 г.- 10000000 руб. в связи с чем, предоставлена отсрочка исполнения решения Шадринского районного суда от 15.04.2015 г. Выделение денежных средств изначально предусматривалось, в том числе и на 2019 г. из бюджета города Шадринска на данное строительство, поэтому заключить муниципальный контракт на более короткий срок не представляется возможным. Комитет, согласно статьи 161 БК РФ, статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является муниципальным казенным учреждением, деятельность которого финансируется из бюджета города Шадринска. Выделение финансовых средств из бюджета города Шадринска осуществляется на основании решения о бюджете на соответствующий год. Решением о бюджете на 2011 год было предусмотрено частичное финансирование мероприятий по защите водного объекта р. Канаш от загрязнений. Решением о бюджете на 2019 год также предусмотрено частичное финансирование мероприятий по защите водного объекта p. Kaнаш от загрязнений. 05.02.2018 г. между КСиА Администрации города Шадринска и ООО «Дон» был заключен муниципальный контракт № 6 от 05.02.2018 г. на выполнение работы по строительству очистных сооружений ливневых вод в городе Шадринске на сумму 21252006 руб. сроком выполнения работ по контракту до 20.12.2019 г. Финансирование работ по указанному контракту производится за счет средств бюджета г. Шадринска в пределах выделенных ежегодных лимитов бюджетных ассигнований на 2018-2019 годы: в 2018г.-11500000 руб., в 2019 г.- остаточная стоимость. Общий строительный объем сооружений составляет 2014,3 куб.м., общая площадь застройки 485,8 кв.м. В состав очистных сооружений входит приёмная камера, регулирующая емкость, насосная станция, очистные сооружения дождевых сточных вод, колодец очищенных сточных вод, оголовок водостока, аппаратная. В 2018 году подрядной организацией проведены работы на сумму 1668884 рубля по подготовке территории, бетонированию приёмной камеры, подготовке под днище регулирующей емкости. В декабре 2018 г. была выполнена корректировка проекта. В 2019 г. подрядной организацией проведены работы на сумму 5566526 рублей по монтажу бетонирования оголовка, монтажу регулирующей емкости. На 10 сентября 2019 г. освоено 7235370 рублей, что составляет 34 % от общего объема работ. На сегодняшний день КСиА Администрации г. Шадринска не может исполнить требования решения Шадринского районного суда получить решение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод по следующим причинам. В соответствии с перечнем документов, необходимых для получения решения на пользование водным объектом для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, установленных Постановлением Правительства № 884 от 30.12.2006 г. необходимо представлять: сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры; сведения об очистных сооружениях. Представление данных сведений возможно только после строительства очистных сооружений, строительство которых осуществляется с августа 2017 года, но до сих пор не завершено по следующим причинам: в 2017 году в бюджете города Шадринска было предусмотрено на строительство очистных сооружений 5 млн. рублей, по результатам торгов был заключен муниципальный контракт от 18.08.2017 г. между ООО ЭнергоСтрой» и КСиА на выполнение работ по благоустройству территории по улице Курганской города Шадринска в районе здания №10 - на выполнение работ к подготовительному этапу строительства очистных сооружений. В соответствии с условиями контракта подрядная организация должна была выполнить работы по подготовке территории: а именно - выполнить проезд, оградить строительную площадку, начать засыпку котлована. Но в процессе производства работ возникли форс-мажорные обстоятельства, связанные с невозможностью выполнения земляных работ, а именно был повышен уровень грунтовых вод, а также был сброс воды из ливневой трубы, в связи с чем, работы были приостановлены со 02.10.2017 г. и возобновлены со 02.11.2017 г. После заключения муниципального контракта от 05.02.2018 г., заключенного между КСиА и ООО «Дон» возникла та же проблема. То есть, был высокий уровень грунтовых вод, в связи с чем, пришлось приостановить работы и выполнить корректировку проекта, что подтверждается договорами на выполнение проектных работ от 18.02.2019 г. и от 19.02.2019 г. Такие виды работ как строительство очистных сооружений ливневых вод невозможно выполнить за более короткий срок. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для заключения муниципального контракта на закупку работ заказчики и участники закупки должны соблюсти определенные процедуры, связанные, в том числе и с временным фактором. В связи с вышеизложенным, работы по строительству очистных сооружений ливневой канализации планируется завершить в соответствии с условиями муниципального контракта, т.е. в срок до 20.12.2019 года. КСиА предпринимал все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа и вина КСиА по объективным причинам в неисполнении требований исполнительного документа отсутствует. Требования исполнительного документа не могут быть исполнены КСиА Администрации г. Шадринска по независимым от Комитета причинам. Просил освободить КСиА Администрации г. Шадринска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 34887/15/45029-ИП.

Представитель административного истца КСиА Администрации г. Шадринска Курганской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что на КСиА Администрации г. Шадринска была возложена обязанность получить решение на право пользования водным объектом в Департаменте природных ресурсов. Но для получения этого решения, необходимо было построить очистную ливневую канализацию. Они сделали все, чтобы исполнить требования прокуратуры, заключили муниципальный контракт. Заключался договор на корректировку проектной документации с организацией, в связи с тем, что был повышен уровень грунтовых вод. Бюджетные средства изначально были предусмотрены решением Думы на 2017-2019 годы, поэтому контракт с ООО «Дон» заключен в соответствии с учетом выделенных лимитов, с окончанием срока строительства в декабре 2019 года. На данный момент лимиты доведены, подрядчик осуществляет строительство, на сегодняшний день выполнено только 34% работ. Больше вливаний бюджетных средств не потребуется, они должны выполнить контракт на эту сумму. Сейчас отсрочка предоставлена до 15.02.2020 года, определение от 09.10.20.19 года, еще не вступило в законную силу. Отсутствие финансирования это основной довод по настоящему иску. КСиА Администрации г. Шадринска является муниципальным казенным учреждением, финансируется за счет бюджета г. Шадринска, согласно п.5.1 Положения. Решением Думы предусмотрено финансирование. В деле имеется выписка из решения Думы, где расписано, что в 2017 году - 5000000 рублей доведены лимиты, в 2018 – 1150000 рублей, в 2019 году – 10000000 рублей. Денежные средства не освоены, так как подрядчик ООО «Дон» не осуществил работы по неизвестной причине. КСиА Администрации г. Шадринска производит оплату по представленным актам выполненных работ. Процедура заключения муниципального контракта осуществлялась путем проведения аукциона. Срок исполнения муниципального контракта 20.12.2019 года. Специалисты отдела капитального строительства отслеживают выполнение работ. Когда подрядная организация предоставляет акты выполненных работ, специалисты строительного контроля выходят и проверяют выполненные работы или нет. Контрактом не предусмотрены этапы работ, поэтому КСиА претензий по выполнению работ предъявить не может. Отсрочка предоставлена до 15.02.2020 года, потому что если они закончат строительство в срок, нужно будет принять работы по актам передачи и решение на право пользования водным объектом выдается в течение месяца, поэтому КСиА и попросили отсрочку до 15.02.2020 года. Решением суда от 15.04.2015 г. не предусмотрен срок исполнения.

Административный ответчик судебный пристав - исполнитель Шадринского межрайонного отдела УФССП России по Курганской области ФИО2, действующая за себя и в качестве представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области в судебном заседании пояснила, что решение суда на сегодняшний день, не исполнено. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного ответчика Шадринского межрайонного отдела УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель заинтересованного лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры, помощник Шадринского межрайонного прокурора Нигматуллин Р.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленного иска.

Суд, заслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, исследовав пись­менные материалы, пришел к выводу, что иск Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска Курганской области обоснован и под­лежит удовлетворению.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Курганским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в защите интересах неопределенного круга лиц, подан иск в Шадринский районный суд Курганской области к Комитету по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности получить разрешение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод.

Решением Шадринского районного суда Курганской области от 15.04.2015 г. исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области удовлетворены. Деятельность Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска по сбросу сточных вод без решения на право пользования водным объектом (рекойКанаш) для сброса сточных вод признана незаконной. Возложена обязанность на Комитет по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска получить решение на право пользования водным объектам (рекойКанаш) для сброса сточных вод (л.д...)

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ШМРО СП УФССП России ФИО3 от 03.06.2015 г. на основании исполнительного листа ФС от 19.05.2015 г., выданного по решению Шадринского районного суда Курганской области, вступившему в законную силу 19.05.2015 г., было возбуждено исполнительное производство № 34887/15/45029-ИП в отношении должника КСиА Администрации г. Шадринска в пользу взыскателя Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры, о возложении обязанности на Комитет по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска получить решение на право пользования водным объектам (рекойКанаш) для сброса сточных вод, должнику установлен срок для добровольного исполнения требований – 5 дней (л.д. ...).

Определением Шадринского районного суда Курганской области от 14.08.2015 г. КСиА Администрации г. Шадринска предоставлена отсрочка исполнения решения Шадринского районного суда от 15.04.2015 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности получить разрешение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод, до 31.12.2016 г. (л.д. ...).

Определением Шадринского районного суда Курганской области от 09.03.2017 г. КСиА Администрации г. Шадринска предоставлена отсрочка исполнения решения Шадринского районного суда от 15.04.2015 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности получить разрешение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод, до 31.10.2018 г. (л.д. ...).

Определением Шадринского районного суда Курганской области от 09.10.2019 г. КСиА Администрации г. Шадринска предоставлена отсрочка исполнения решения Шадринского районного суда от 15.04.2015 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Курганского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, обязании получить разрешение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод, до 15.02.2020 г. (л.д. ...).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области ФИО2 от 29.08.2019 г. с должника КСиА Администрации г.Шадринска Курганской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (л.д. ...).

Постановлением судебного пристава-исполнителя Шадринского межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области ФИО2 от 29.08.2019 г. КСиА Администрации г.Шадринска Курганской области установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.09.2019 г. (л.д...

КСиА Администрации г. Шадринска от КУМИ Администрации г. Шадринска договором безвозмездного пользования от 01.12.2010 г. передана в пользование ливневая канализация, которая введена в эксплуатацию в 1988 году (л.д. ...).

КСиА Администрации г. Шадринска обращался в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области за получением решения на право пользования рекой Канаш. 01.08.2010 г. КСиА Администрации г. Шадринска от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области был получен мотивированный отказ в предоставлении водного объекта реки Канаш в г. Шадринске в пользование, на основании ст. 55, 56, 60 Водного кодекса Российской Федерации (л.д. ...).

Для получения решения на право пользования водным объектом Комитету необходимо построить очистные сооружения на выпуске ливневой канализации.

18.10.2013 г., впоследствии и 13.05.2014 г. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области были выданы Предписания об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды-Пот18.10.2013и-Пот13.05.2014(л. д...) получить решение на право пользования водным объектом (рекой Канаш) для сброса сточных вод.

КСиА Администрации г. Шадринска был составлен план мероприятий по защите водного объекта реки Канаш от загрязнений на 2015-2016 годы (л.д. ...).

03.04.2015 г., 03.06.2019 г. КСиА Администрации г. Шадринска руководителям «УралАрхПроект», Свердловскгражданпроет», ООО «Архес», ООО «АССО» были разосланы письма с просьбой предоставить коммерческое предложение на разработку проекта (л.д. ..., ...).

04.06.2015 года от ООО «АССО» поступило коммерческое предложение на проектирование комплекса очистных сооружений (л.д. ...).

Согласно п. 1.7 Положения о КСиА Администрации г. Шадринска, КСиА Администрации г. Шадринска по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением. В соответствии с п. 5.1. Положения, деятельность комитета осуществляется за счет средств бюджета города Шадринска (л.д. ...).

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы.

КСиА Администрации г. Шадринска, в январе и в феврале 2017 года направлял письма в финансовый отдел Администрации г. Шадринска, первому заместителю Администрации г. Шадринска о необходимости предусмотреть в бюджете города Шадринска средства для строительства очистных сооружений (л.д. ...).

Согласно сообщения финансового отдела Администрации г. Шадринска, в бюджете г. Шадринска на строительство очистных сооружений ливневых вод на 2017 год предусмотрено 5000000 руб. Для увеличения объема ассигнований до 10000000 руб. необходимо вынести этот вопрос на заседание Инвестиционного совета. Ассигнования на строительство на 2018-2019 годы включены в состав условно утвержденных расходов. Расходы по строительству данного объекта предусмотрены по муниципальной программе «Благоустройство и озеленение муниципального образования – город Шадринск на 2017-2019 годы», которую необходимо привести в соответствие с решением о бюджете города Шадринска. Просят предоставить локальные сметы строительства очистных сооружений ливневых вод (л.д...).

Согласно выписок из решений Шадринской городской Думы от 07.12.2017 г. № 271, от 27.12.2016 г. № 164, с изменениями от 28.02.2017 г., были предусмотрены средства из бюджета города Шадринска на строительство очистных сооружений ливневых вод: в 2017 году - 5000000 рублей, в 2018 году - 11500000 рублей, в 2019 году - 10000000 рублей (л.д. ..., ...).

По муниципальным заказам КСиА Администрации г. Шадринска, решением Шадринской городской Думы утверждены ассигнования на строительство очистных сооружений ливневых вод: в 2017 г. в сумме 5000000 рублей, в 2018 году-11500000 рублей, в 2019 году - 10000000 рублей с учетом того, что оплаты в 2018 году произведено не было, ввиду невыполнения подрядчиком необходимого для оплаты объема работ и с учетом корректировки суммы ввиду заключения муниципального контракта от 05.02.2018 года (л.д. ...).

Также был составлен план мероприятий по защите водного объекта от загрязнений на 2017-2019 годы (л.д. ...), в том числе и проведение химанализа сточной воды, что осуществляется ежегодно, что подтверждается договором от 13.09.2017 г., от 07.12.2018 г. (л.д. ...).

18.08.2017 г. г. КСиА Администрации г. Шадринска с подрядчиком ООО «ЭнергоСтрой» был заключен муниципальный контракт на подготовительный этап строительства очистных сооружений на сумму 4395713 рублей. Приложением к контракту является техническое задание на выполнение работ, которым предусмотрены основные характеристики объекта, т.е. прописан объем работ. Это восстановление подъезда из щебня, засыпка оврага, устройство ограждения. Указанные работы являлись подготовительным этапом строительства (л.д. ...).

05.02.2018 года КСиА Администрации г. Шадринска был заключен с подрядчиком ООО «Дон» муниципальный контракт на выполнение работ по строительству очистных сооружений ливневых вод на сумму 21252006 рублей, по которому срок окончания работ установлен до 20.12.2019 г. Приложением к контракту является график производства работ на 2018 год, в том числе: подготовительные работы, приемная камера, технологические сети трубопроводов, оголовок водостока, резервуар. Всего на сумму 11500000 рублей. Также, приложением к контракту является сводный сметный расчет договорной стоимости строительства на сумму 21252006 рублей. Приложением к контракту является список конкретных видов и объем работ по строительству на сумму 21252006 рублей. Это подготовительные работы, земляные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, внутренние отделочные работы, устройство внутренних санитарно-технических, электротехнических систем, монтаж технологического оборудования, устройство трубопроводов, благоустройство (л.д. ...).

Как следует из доводов административного ответчика КСиА Администрации г. Шадринска, срок окончания работ 20.12.2019 года был установлен в связи с тем, что Решением Шадринской городской Думы на строительство предусмотрено выделение денежных средств в 2017, 2018 и в 2019 году. Поэтому, заключить контракт на выполнение работ по строительству, с окончанием работ до 31.10.2018 г. не представлялось возможным.

Как следует из доводов административного ответчика КСиА Администрации г. Шадринска, в процессе производства работ возникли форс-мажорные обстоятельства, связанные с невозможностью выполнения земляных работ, а именно был повышен уровень грунтовых вод, а также был сброс воды из ливневой трубы, в связи с чем, работы были приостановлены, в подтверждение чего были представлены письма строительной организации-подрядчика ООО «Энергострой» (л.д. ...). Возникла необходимость корректировки проекта в связи с чем, в феврале 2019 года были заключены договоры на выполнение проектных работ (л.д. ...).

На 10 сентября 2019 г. освоено 7235370 рублей, что составляет 34 % от общего объема работ, что подтверждается актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ (л.д. ...).

В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В силу п.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 1, 2 ст. 112 Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» Российской Федерации в целом признал не противоречащей Конституции Российской Федерации возможность установления судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, и назвал исполнительский сбор мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Указал на то, что эта мера является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, суть которой состоит в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для их добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения – один из принципов юридической ответственности.

Таким образом, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что КСиА Администрации г. Шадринска Курганской области решение суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок, не исполнил.

В связи с пропуском срока для добровольного исполнения исполнительного документа и не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Шадринского района Курганской области исполнительского сбора от 29.08.2019 г. в размере 50000 рублей.

Между тем, как следует из представленных материалов, виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.

Из указанных выше обстоятельств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от КСиА Администрации г. Шадринска Курганской области, и вина должника в исполнительном производстве как непосредственного исполнителя, в неисполнении решения суда отсутствует.

Такие виды работ как строительство очистных сооружений ливневых вод невозможно выполнить за короткий срок. Кроме того, средства на строительство очистных сооружений предусмотрены бюджетом города Шадринска и распределены на три года, 2017, 2018, 2019 г.

Работы по строительству очистных сооружений ливневой канализации в соответствии с муниципальным контрактом планируется завершить в соответствии с условиями муниципального контракта, то есть в срок до 20.12.2019 года.

КСиА Администрации г. Шадринска принимались меры, направленные на исполнение решения Шадринского районного суда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии уважительных причин, не позволивших КСиА Администрации г. Шадринска Курганской области исполнить требования указанного исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения решения суда, предоставленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, и необходимости освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований КСиА Администрации г. Шадринска Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Комитета по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска Курганской области удовлетворить.

Освободить Комитет по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска Курганской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 августа 2019 года в рамках исполнительного производства№ 34887/15/45029-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного Шадринским районным судом по решению от 15 апреля 2015 года по делу по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по строительству и архитектуре Администрации г. Шадринска о признании деятельности по сбросу сточных вод незаконной, возложении обязанности получить разрешение на право пользования водным объектом для сброса сточных вод.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2019 года.

Судья И.С. Воронцов