Дело №2а-1405/2020
УИД 58RS0008-01-2020-001938-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года город Пенза
Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Шветко Д.В.,
при секретаре Никитиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации г.Пенза к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Лакодиной Валентине Федоровне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ :
Администрация г.Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Лакодиной В.Ф. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что в производстве судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП города Пензы УФССП России по Пензенской области Лакодиной В.Ф. находится исполнительное производство №57459/19/58048-ИП от 15 июля 2019 года, возбужденное на основании исполнительного листа № от 27 июня 2019 года, выданного Железнодорожным районным судом города Пензы по делу №2а-1741/2018, в отношении должника администрации города Пензы в пользу взыскателя Артюшкиной О.В. на предмет исполнения: обязать администрацию города Пензы сформировать земельный участок пол многоквартирным домом, расположенным по <адрес>.
В рамках данного производства судебным приставом-исполнителем 05 декабря 2019 года было вынесено постановление №58048/19/278562 о взыскании с администрации города Пензы исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Постановлением начальника отдела-старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области от 06 февраля 2020 года вышеуказанное постановление было отменено в связи с технической ошибкой базы данных ПК АИС ФССП, поскольку в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, включены выходные, а не рабочие дни.
06 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП города Пензы УФССП России по Пензенской области вновь вынесено постановление о взыскании с администрации города Пензы исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за номером №58048/20/31984.
В качестве оснований вынесения оспариваемого постановления указано: неисполнение должником администрацией города Пензы исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения; непредставление судебному приставу-исполнителю должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения; неподтверждение надлежащим образом должником, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Данное постановление было оспорено в суде.
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 25 марта 2020 года в удовлетворении административных исковых требований администрации города Пензы к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Е., УФССП России по Пензенской области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора отказано.
До настоящего времени решение суда не вступило в законную силу в связи с подачей администрацией города Пензы апелляционной жалобы.
Административный истец полагает, что в данном случае в действиях администрации города Пензы отсутствует виновное неисполнение требований Закона №229-ФЗ в виде умысла или неосторожности, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора ввиду следующего: решением Железнодорожного районного суда города Пензы от 31 октября 2018 года по делу №2а-1741/2018 в удовлетворении административных исковых требований Артюшкиной Оксаны Викторовны к администрации города Пензы о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 января 2019 года по делу №33а-244/2019 апелляционная жалоба Артюшкиной О.В. удовлетворена частично, решение Железнодорожного районного суда города Пензы от 31 октября 2018 года отменено, вынесено новое решение которым постановлено признать незаконным отказ администрации города Пензы от 08 августа 2018 года в формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по <адрес>; обязать администрацию города Пензы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по <адрес>.
01 августа 2019 года в адрес администрации г.Пензы поступило постановление судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП города Пензы УФССП России по Пензенской области Е. о возбуждении исполнительного производства №57459/19/58048-ИП от 15 июля 2019 года в отношении должника администрации города Пензы в пользу взыскателя Артюшкиной О.В.
Согласно п.2 постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
06 августа 2019 года администрацией г.Пензы в Железнодорожный суд г.Пензы города Пензы было подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 января 2019 года по административному делу №2а-1741/2018 по административному иску Артюшкиной О.В. к администрации города Пензы о признании незаконным отказа администрации города Пензы в формировании земельного участка, на основании которого был выдан исполнительный лист № от 27 июня 2019 года и возбуждено исполнительное производство №57459/19/58048- ИП от 15 июля 2019 года.
Определением Железнодорожного районного суда города Пензы от 11 сентября 2019 года администрации г.Пензы в предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 января 2019 года отказано.
25 сентября 2019 года администрацией г.Пензы была подана частная жалоба на вышеуказанное определение суда в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд города Пензы.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 21 ноября 2019 года определение Железнодорожного районного суда города Пензы от 11 сентября 2019 года оставлено без изменения, частная жалоба администрации города Пензы - без удовлетворения.
Вместе с тем, в мотивировочной части определения судьи судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 21 ноября 2019 года разъяснено, что в апелляционном определении судом не установлен срок исполнения администрацией города Пензы обязанности по формированию земельного участка с учетом того, что данная процедура не является единовременным действием, а предполагает выполнение установленных градостроительным и земельным законодательством мероприятий в течение определенного времени.
Подготовка и утверждение проекта межевания территории возможны лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур и сроков проведения таких процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, возможность формирования земельных участков на территории города Пензы определяется с учетом требований градостроительного законодательства, в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года №229-13/5. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Земельные участки должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов на земельные участки, расположенные в соответствующих территориальных зонах муниципального образования, установленных Правилами землепользования и застройки города Пензы.
В соответствии с картой градостроительного зонирования вышеуказанных правил землепользования и застройки города Пензы территория <адрес> на момент вынесения апелляционного определения и возбуждения исполнительного производства была расположена в территориальной зоне малоэтажной жилой застройки 1 -3 этажа (Ж-1). Зона жилой застройки Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов и жилых домов блокированного типа. В перечне основных видов разрешенного использования земельных участков данной зоны размещение многоквартирных жилых домов не предусмотрено.
Правила землепользования и застройки города Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года №229-13/5, разработаны на основе Генерального плана города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 года №916-44/4.
Изменение функционального и территориального зонирования осуществляется путем внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа.
Таким образом, формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом по <адрес>, было возможно только после изменения функционального и территориального зонирования и градостроительных регламентов путем внесения изменений соответственно в Генеральный план в Правила землепользования и застройки города Пензы.
Отмечает, что генеральный план и правила землепользования и застройки городского округа, в том числе внесение изменений в такие план и правила, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа, в связи с чем, администрация города Пензы полномочиями по утверждению указанных документов не обладает.
Проект межевания территории на планировочный элемент, в границах которого распложен многоквартирный дом по <адрес>, не мог быть разработан и утвержден до внесения соответствующих изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Пензы, которые подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления городского округа.
20 июня 2018 года между Управлением градостроительства и архитектуры администрации и ОАО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательских и проектных работ по внесению изменений в Местные нормативы градостроительного проектирования города Пензы, Генеральный план города Пензы, Правила землепользования и застройки города Пензы. Срок выполнения работ по контракту – 15 ноября 2019 года.
После окончания указанных работ распоряжением Главы города Пензы от 26 августа 2019 года №73 были назначены публичные слушания по проекту решения Пензенской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 года №916-44/4» с собранием участников публичных слушаний 07 октября 2019 года.
07 октября 2019 года состоялись публичные слушания, по результатам которых было дано заключение от 25 октября 2019 года. Оргкомитетом по проведению публичных слушаний было рекомендовано направить главе администрации города Пензы заключение о результатах публичных слушаний для принятия решения о согласии с проектом внесения изменений в Генеральный план и направлении его в Пензенскую городскую Думу или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку.
25 октября 2019 года было принято постановление администрации города Пензы №2063 «О согласии с доработанным проектом внесения изменений в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 года №916-44/4, и направлении его в Пензенскую городскую Думу».
Письмом от 29 октября 2019 года №1-04-1440 проект решения Пензенской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 года №916- 44/4» с пояснительной запиской, протоколом публичных слушаний от 07 октября 2019 года и заключением о результатах публичных слушаний от 25 октября 2019 года был направлен Главе города Пензы для рассмотрения и вынесения его рассмотрения на очередной сессии Пензенской городской Думы.
19 ноября 2019 года состоялось заседание постоянной комиссии Пензенской городской Думы по градостроительной деятельности, на повестке дня которого рассматривался, в том числе, вопрос о внесении изменений в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 года №916-44/4.
29 ноября 2019 года на 5-й сессии Пензенской городской Думы седьмого созыва состоялось рассмотрение проекта решения Пензенской городской Думы «О внесении изменений в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 года №916-44/4», проект был утвержден.
Решением Пензенской городской Думы от 29 ноября 2019 года № 54-5/7 утверждены внесения изменений в Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 № 916- 44/4.
В целях приведения в соответствие с Генеральным планом города Пензы институтом «Гипрогор» разработан проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы, в которых определены территориальные зоны и установлены градостроительные регламенты, в том числе и относительно территории по <адрес>.
По предварительным материалам проекта «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы» территория, расположенная по <адрес> входит в зону застройки малоэтажными домами блокированной застройки и многоквартирными домами (Ж-2). К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных применительно к территориальной зоне Ж-2, в том числе, относится - малоэтажная многоквартирная жилая застройка» (код 2.1.1).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки городского округа, проекта о внесении в них изменений осуществляется с учетом результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 ГрК РФ).
Участниками публичных слушаний по вышеуказанным проектам являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Публичные слушания предполагают обязательное физическое присутствие участников таких слушаний на заседании.
В связи с угрозой распространения в Пензенской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями), Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с последующими изменениями), учитывая рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека от 10 марта 2020 года № 02/3853-2020-27 по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), руководствуясь Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 года №1005-ЗПО «О Губернаторе Пензенской области» (с последующими изменениями), Губернатором Пензенской области вынесено постановление от 16 марта 2020 года № 27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области».
Данным Постановлением (в редакции от 15 мая 2020 года) с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области, а также постановлено, в частности, на территории Пензенской области запретить с 16 марта 2020 года по 31 мая 2020 года включительно проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий (подпункт 3.1 пункта 3 Постановления).
С учетом установленного запрета на проведение публичных и иных массовых мероприятий на территории Пензенской области публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы неоднократно откладывались.
Только в связи с принятием постановления Губернатора Пензенской области от 21 мая 2020 года №90, которым внесены соответствующие изменения в подпункт 3.1 пункта 3 постановления Губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 года №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области», 25 мая 2020 года состоялись публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы, по результатам которых 05 июня 2020 года было дано заключение.
По результатам публичных слушаний материалы вышеуказанного проекта были направлены для корректировки исполнителю муниципального контракта ОАО «<данные изъяты>».
В настоящее время Решением Пензенской городской Думы от 26 июня 2020 года №203-11/7 утверждены внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5.
02 декабря 2019 года администрацией города Пензы принято постановление №2283 «О подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Кордон Студеный, границей города Пензы».
02 марта 2020 года с ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт № на выполнение инженерных изысканий и выполнение работ по подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Кордон Студеный, границей города Пензы. Цель разработки проекта межевания - формирование земельного участка под многоквартирным домом <адрес> Срок выполнения работ – 15 мая 2020 года.
06 мая 2020 года в адрес администрации города Пензы поступило заявление от ООО «<данные изъяты>» вх.№ 2792 на предоставление муниципальной услуги по утверждению документации по планировке территории - проекта межевания территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Кордон Студеный, границей города Пензы, разработанной в рамках исполнения вышеуказанного муниципального контракта.
На основании пункта 3.15 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Утверждение документации по планировке территории по заявлениям заинтересованных лиц», утвержденного постановлением администрации города Пензы от 18 января 2019 года №63, проведена проверка представленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.
В ходе проведенной проверки был выявлен ряд несоответствий.
01 июня 2020 года в адрес ООО «<данные изъяты>» был направлен список замечаний (по электронной почте).
02 июня 2020 года поступил ответ, с приложением измененной документации, которая прошла проверку повторно.
По результатам проведенной проверки проект межевания территории, ограниченной улицами Коннозаводская, Кордон Студеный, границей города Пензы, направлен в оргкомитет для организации и проведения публичных слушаний.
Публичные слушания по рассмотрению вышеуказанного проекта назначены на 27 июля 2020 года.
После утверждения данного проекта (2 недели на подготовку постановления) будет проведена работа по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес> постановке его на кадастровый учет: обеспечение органом местного самоуправления выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется по правилам и в сроки в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Ориентировочный срок завершения работ - ноябрь 2020 года.
Вышеуказанные обстоятельства по мнению административного истца свидетельствуют о совершении администрацией города Пензы действий, направленных на исполнение решения суда, однако, исполнить требование исполнительного документа, а именно: сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по <адрес> в 5-дневный срок, предоставленный для добровольного исполнения, не представляется возможным ввиду наличия вышеуказанных объективных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного акта в установленный срок.
О вышеизложенных действиях, предпринимаемых администрацией города Пензы с целью исполнения судебного акта, СПИ Ленинского РОСП города Пензы УФССП России по Пензенской области, на исполнении которого находится исполнительное производство, был уведомлен.
Таким образом, по мнению стороны административного истца, вина администрации города Пензы в неисполнении в установленные сроки требований судебного пристава - исполнителя отсутствует, и с учетом изложенного оснований для применения штрафной санкции к должнику в виде исполнительского сбора за неисполнение в 5-дневный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, у судебного пристава - исполнителя не имелось.
На основании изложенного, административный истец просит суд освободить администрацию города Пензы от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением от 06 февраля 2020 года №58048/20/31984 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №57459/19/58048-ИП от 15 июля 2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца администрации г.Пензы Холодова И.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Лакодина В.Ф. в судебном заседании с требованиями не согласилась и просила суд в удовлетворении административного иска отказать, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск.
Заинтересованное лицо Артюшкина О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель заинтересованного лица Артюшкиной О.В. – Саляев А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, полагал, что действия судебного пристава-исполнителя являются законными и обоснованными.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему:
В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно п.п.1, 2 ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что решением Железнодорожного районного суда города Пензы от 31 октября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Артюшкиной Оксаны Викторовны к администрации города Пензы о признании незаконным отказа администрации города Пензы в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 января 2019 года апелляционная жалоба Артюшкиной О.В. удовлетворена частично, решение Железнодорожного районного суда города Пензы от 31 октября 2018 года отменено, вынесено новое решение, которым постановлено: признать незаконным отказ администрации города Пензы от 08 августа 2018 года в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес> и обязать администрацию города Пензы сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом <адрес>
На основании исполнительного листа, выданного на основании вышеуказанного судебного акта, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП города Пензы УФССП России по Пензенской области возбуждено исполнительное производство №57459/19/58048-ИП от 15 июля 2019 года.
В указанном выше постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник предупрежден о последствиях неисполнения требования исполнительного документа в установленный срок в виде взыскания исполнительского сбора.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена административным истцом 01 августа 2019 года, что подтверждается материалами дела (л.д.57) и не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании.
Данное постановление администрацией г.Пензы не обжаловалось, требование, содержащееся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок не исполнено.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор с должника.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Постановлением от 05 декабря 2019 года судебного пристава-исполнителя с администрации г.Пензы взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Постановлением от 06 февраля 2020 года начальника отдела – старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области вышеназванное постановление о взыскании исполнительского сбора от 05 декабря 2019 года отменено, поскольку 07 августа 2019 года администрация г.Пензы обратилась в Ленинский РОСП г.Пензы с заявлением от отложении исполнительных действий по исполнительному производству №57459/19/58048-ИП в связи с обращением в Железнодорожный районный суд г.Пензы с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. На основании ст.39 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об отложении исполнительных действий по исполнительному производству сроком на 10 дней с 08 августа 2019 года по 21 августа 2019 года. по истечению срока отложения исполнительных действий по исполнительному производству администрация г.Пензы неоднократно обращалась в Ленинский РОСП г.Пензы с очередными заявлениями об отложении исполнительных действий по исполнительному производству до вступления в законную силу определения Железнодорожного районного суда г.Пензы об отказе в отсрочке исполнения решения суда. Период отложения исполнительных действий по исполнительному производству составил с 08 августа 2019 года по 29 ноября 2019 года. 05 декабря 2019 года судебным при ставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении администрации г.Пензы в соответствии со ст.11 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве». Однако, в связи с технической ошибкой базы данных ПК АИС ФССП в 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, включены выходные, а не рабочие дни.
Поскольку требование вступившего в законную силу судебного акта и постановления судебного пристава-исполнителя от 15 июля 2019 года администрацией г.Пензы исполнено не было, судебным приставом-исполнителем постановлением от 06 февраля 2019 года взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей
Также из материалов дела следует, что апелляционным определением судьи Пензенского областного суда от 20 августа 2020 года отменено определение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 22 июня 2020 года о предоставлении администрации г.Пензы отсрочки исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 января 2019 года по административному делу по административному иску Артюшкиной О.В. к администрации г.Пензы о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом. По делу вынесено новое определение, которым в удовлетворении заявления администрации г.Пензы о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, изложенного в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 24 января 2019 года отказано.
Доводы административного истца о принятии всех зависящих мер для надлежащего исполнения обязательства являются несостоятельными по следующим основаниям. В соответствии со статьей 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №13-П от 30 июля 2001 года, должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона «Об исполнительном производстве».
С учётом праёвовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор имеет характер обязательного платежа, поскольку он взыскивается всегда при неисполнении должником требований исполнительного документа добровольно в установленный судебным приставом срок. Только наличие у должника чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наличие которых он сам и должен доказать, освобождает должника от исполнительского сбора.
Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является факт неисполнения требований исполнительного документа администрацией г.Пензы в срок, установленный для добровольного исполнения.
Между тем, в материалы дела истцом не представлено доказательств того, что исполнение вступившего в законную силу судебного акта невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и, что истец принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Обстоятельства, на которые ссылается администрация г.Пензы как на основание своих требований, фактически свидетельствуют о совершении действий, направленных на исполнение решения суда, а не препятствующих его исполнению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование, содержащееся в исполнительном документе, не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок, каких-либо исключительных обстоятельств, объективно подтверждающих невозможность исполнения должником решения суда в течение длительного периода и независящих от воли, заботы и контроля должника, не установлено, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных администрацией г.Пензы требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ суд -
РЕШИЛ :
В удовлетворении административного искового заявления администрации г.Пенза к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Лакодиной Валентине Федоровне об освобождении от взыскания исполнительского сбора – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года.
Председательствующий - Д.В. Шветко