ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1405/2023 от 24.05.2023 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2023 года город Иркутск

Ленинский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Трофимовой Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой К.Н.,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1405/2023 (УИД 38RS0034-01-2023-000297-60) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании транспортного налога за 2017-2018 годы

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области (далее МИ ФНС России № 22 по Иркутской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании транспортного налога за 2017-2018 годы.

В обоснование административного иска указала, что административный ответчик является собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: с 04.02.2003 автотранспортного средства <...> регистрационный номер

Пени за неуплату транспортного налога начислены за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в размере 5,52 руб. за 2017 год, за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 0,49 руб. за 2018 год.

По обращению налоговой инспекции мировым судьей судебного участка №25 Ленинского района г.Иркутска был вынесен судебный приказ 2а-3626/2022 о взыскании с ФИО2 спорной задолженности, однако в связи с возражениями должника судебный приказ 03.10.2022 отменен, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Просила взыскать с ФИО2 сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 104 руб., и сумму пени в размере 5,52 руб., начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, сумму задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 104 руб., и сумму пени в размере 214,01 руб., начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год.

Представитель административного истца МИФНС России №22 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны.

На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом Иркутской области от 04.07.2007г. № 53 ОЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п.1 ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае просрочки исполнения обязанности по уплате установленных налогов в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по сведениям регистрирующего органа ФИО5 является владельцем транспортного средства: с 04.02.2003 автотранспортного средства <...> регистрационный номер в связи с чем обязан был оплатить транспортный налог, пени за 2017 год не позднее 1 декабря 2018 года, за налоговый период 2018 года - не позднее 1 декабря 2019 года.

Расчет размера транспортного налога произведен Межрайонной ИФНС России N 19 по Иркутской области в налоговом уведомлении:

- №12013059 от 24.06.2018 со сроком уплаты до 03.12.2018 за 2017 год в сумме 104 руб. за 12 месяцев налогового периода.

-№19518244 от 04.07.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019 за 2018 год в сумме 104 руб. за 12 месяцев налогового периода.

В связи с неуплатой в установленный срок начисленных налогов сформированы и направлены налогоплательщику требования об уплате налога:

- № 52056 по состоянию на 28.06.2019 об уплате транспортного налога со сроком уплаты 08.10.2019 в размере 104 руб., пени в размере 5,52 руб.

- № 83292 по состоянию на 25.12.2019 об уплате транспортного налога со сроком уплаты 28.01.2020 в размере 104 руб., пени в размере 0,49 руб.

Факт направления налогоплательщику указанных налоговых уведомлений и требований подтвержден списками почтовых отправлений.

Как указывает административный истец, транспортный налог за два налоговых периода налогоплательщиком в установленный срок оплачен не был, что явилось основанием для начисления пени с 04.12.2018 по 27.06.2019 в размере 5,52 руб. за 2017 год, за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 0,49 руб. за 2018 год.

Представленный административный истцом расчет транспортного налога, пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017-2018 г.г., судом проверен.

05.09.2022 налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, на основании которого 08.09.2022 мировым судьей судебного участка № 25 Ленинского района г.Иркутска вынесен судебный приказ № 2а-3626/2022 о взыскании ФИО2 задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 104 руб., пени за неуплату транспортного налога в размере 5,52 руб., задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 104 руб., пени за неуплату транспортного налога в размере 0,49 руб.

03.10.2022 судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

Проверяя соблюдение сроков для взыскания спорной налоговой задолженности в судебном порядке, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями Налогового кодекса Российской Федерации, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами. Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.

Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога в порядке статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) предусмотрено, что при применении статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

В срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления (абзац 3 пункта 50 Постановления N 57).

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, которая в рассматриваемых правоотношениях подлежит применению в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, вступившего в силу 23 декабря 2020 года.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Исходя из суммы налоговой задолженности, даты возникновения недоимки по налогу за 2017-2018 г. и срока выставления требований 28.06.2019 и 25.12.2019, суд считает, что требования выставлены налоговым органом в пределах установленного срока.

С учетом даты исполнения требования №52056 (08.10.2019) с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился своевременно (05.09.2022) и также с соблюдением установленных процессуальных сроков подан в суд настоящий административный иск (30.01.2023) после отмены судебного приказа № 2а-3626/2022 (03.10.2022).

В материалах дела приказного производства к возражениям относительно исполнения судебного приказа ФИО2 приложены копии чек ордеров:

-от 05.09.2022 на сумму 6, 01 руб., назначение платежа: «пени, транспортный налог», КБК 1821****0110;

-от 05.09.2022 на сумму 208 руб., назначение платежа: «налог», КБК 1821:0110;

В чеках верно указан КБК по оплате транспортного налога, пени, а также суммы позволяют зачесть данные платежи в счет уплаты предъявленной к взысканию штрафной санкции по настоящему административному иску.

Пояснения представленные налоговым органом о зачислении указанных сумм в счет оплату налога на имущество физических лиц за 2015 год не подтверждены письменными доказательствами. Кроме того, из назначения платежа усматривается, что они внесены в связи с неуплатой транспортного налога, пени.

Тем самым спорная задолженность оплачена административным ответчиком в полном размере.

Установив данные обстоятельства суд полагает, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области о взыскании с ФИО2 (ИНН , зарегистрированного по адресу: г. Иркутск, <адрес>) задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 104 (Сто четыре) рубля 00 копеек, пени в размере 5 (Пять) рублей 52 копейки, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 104 (Сто четыре) рубля 00 копеек, пени в размере 0 (Ноль) рублей 49 копеек, начисленные за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год, а всего 214 (Двести четырнадцать) рублей 01 копейку, - оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.В.Трофимова

Мотивированный текст решения изготовлен 7 июня 2023 года.