ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1406/17 от 03.07.2017 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1406/2017 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чебанной О.М.,

при секретаре Архиповой Д.Ю., с участием административного истца – старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., представителя административного ответчика – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному исковому заявлению Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным, Минераловодской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры края проведена проверка деятельности администрации Минераловодского городского округа по вопросу осуществления полномочий, установленных ст. ст. 12.1, 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в ходе которой установлены нарушения законодательства.

Так, администрацией Минераловодского городского округа до настоящего времени не обеспечено составление списка невостребованных земельных долей, проведение общего собрания, подготовка проекта межевания земельных участков, образуемых в счет невостребованных земельных долей; проведение кадастровых работ по образованию данных земельных участков; с момента возникновения полномочий органа местного самоуправления на признание права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными и находящиеся в границах поселения, а именно с 1 июля 2011 года (ст. 12.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ), не принято мер к надлежащему оформлению права муниципальной собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, которые могут быть признаны невостребованными, что подтверждается информацией администрации муниципального образования от ...............

Принимая во внимание, что согласно положениям, ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 42 Конституции Российской Федерации, земля, будучи природным объектом и природным ресурсом, охраняется в качестве важнейшей составной части природы, прокурор обратился в суд в порядке ч. 1 ст. 39 КАС РФ * в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятною окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, так как бесконтрольное использование или неиспользование сельскохозяйственных земель по целевому назначению ведет к утрате их продуктивности и полезности.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по вопросу реализации полномочий по формированию и государственному кадастровому учету земельных участков в счет невостребованных земельных долей на территории муниципального образования Минераловодского городского округа. Обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в срок не позднее семи месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить формирование и государственный кадастровый учет земельных участков в счет невостребованных земельных долей на территории муниципального образования Минераловодского городского округа.

В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, а также просила учесть, что бесконтрольное использование земель сельхозназначения приводит к недополучению бюджетом соответствующих доходов, арендных платежей, налога и т.д. Также просила учесть, что срок, указанный прокурором в иске (7 месяцев) является достаточным для выполнения необходимых действий по обеспечению формирования и проведения государственного кадастрового учета земель. Просила административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО1, исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Вместе с тем, администрация Минераловодского городского округа считает, что такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.

Выявление невостребованных земельных долей и их собственников возможно в рамках инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах территории муниципального образования.

Инвентаризация земель включает: изучение и анализ; уточнение границ категорий земель, землепользований и состава угодий, выявление неиспользуемых по целевому назначению земель по видам права и угодьям; анализ материалов по реорганизации сельхозпредприятий и приватизации земель.

По информации Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа от .............. (исх. 1413/10) выявление невостребованных земельных долей и признание их невостребованными затрудняют следующие обстоятельства:

-поселениями не переданы договоры аренды земельных долей с перечнями лиц на стороне арендодателя, что препятствует установлению лиц, распорядившихся своими долями;

-получить указанные договоры путем запроса «Выписки из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов» не получается. В присылаемой информации указано только наименование документа, без его содержания;

-выявить земельные участки, выделенные в счет земельных долей, в настоящее время очень затруднительно, так как в Сведениях ЕГРН не указывается кадастровый номер, из которого образован выделенный земельный участок. Это препятствует установлению цепочки изменений земельных участков;

-поселениями не переданы протоколы собраний, на которых принимались решения о выделении земельных долей, что так же препятствует установлению цепочки изменений земельных участков;

-до .............. у участников, выделивших земельные участки в счет своей доли, отсутствовала обязанность предоставлять сведения в виде протокола общего собрания в орган местного самоуправления, что так же не способствует выявлению земельных участков, образованных в порядке выделения земельной доли (долей).

-до .............. при выделении участником долевой собственности земельного участка в счет своей доли путем опубликования сообщения в средствах массовой информации предоставление в орган местного самоуправления сведений о публикации не требовалось.

Выполнение указанных действий требует специальных знаний, программного обеспечения, выявления и обработки как сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, так и сведений (землеустроительных дел), подготовленных комитетом по земельным ресурсам до 2004 года.

Вышеуказанные мероприятия проводятся управлением имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа в рамках имеющихся физических и материальных ресурсов.

По информации Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа во исполнение требований федерального законодательства по оформлению невостребованных земельных долей в муниципальную собственность Минераловодского городского округа администрацией Минераловодского городского округа принято распоряжение от 15.06.2017 г. № 234-р «Об утверждении Плана мероприятий по выявлению невостребованных земельных долей в общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Минераловодского городского округа, и по признанию права муниципальной собственности па земельные доли, признанные невостребованными».

В настоящее время осуществляется подготовка для публикации списка 100 участников общей долевой собственности, получивших свидетельства о праве собственности на земельную долю из земель ААО «Октябрь», земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

Поскольку работа по составлению списка невостребованных земельных долей ведется, а по ее окончанию будут выполнены и последующие действия, предусмотренные ст. 12.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации, не обоснованны.

При этом никаких оснований полагать, что этого не произойдет, а также доказательств тому, что администрация не проведет дальнейшую работу по проведению общего собрания, подготовке проекта межевания земельных участков, образуемых в счет невостребованных земельных долей; проведению кадастровых работ по образованию данных земельных участков; оформлению права муниципальной собственности па земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, которые могут быть признаны невостребованными, не имеется.

Более того, администрация Минераловодского городского округа считает, что заявленный истцом срок для выполнения вышеуказанных работ в 7 месяцев, является неразумным и не может составлять менее двух лет.

Просит в удовлетворении исковых требований Межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лип - отказать в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 59 и ч. 1 ст. 65 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, письменные и вещественные доказательства, Обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, прокурором проведена проверка деятельности администрации Минераловодского городского округа по вопросу осуществления полномочий, установленных ст. ст. 12.1, 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в ходе которой было установлено следующее.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей невостребованных земельных долей).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» если до 1 июля 2012 года участники долевой собственности не приняли решение об утверждении проекта межевания земельных участков или не зарегистрировали свое право собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка до 1 июля 2013 года обязан: провести общие собрания с внесением в повестки дня этих собраний вопросов, указанных в пункте 3 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона (в том числе по вопросу утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными); обеспечить подготовку проекта межевания земельных участков; обеспечить проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель является, в том числе обеспечение рационального использования земель.

Согласно ч. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно отчета «о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» в Минераловодском районе Ставропольского края по состоянию на 01.01.2017 года итого невостребованных земель – 13034 га.

Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено и не оспорено ответчиком что необходимые меры в отношении невостребованных земельных долей, администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края должным образом не осуществляются, полномочия по предусмотренной действующим законодательством обязанности предоставить список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности не реализованы, что свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

Доводы ответчика о имеющихся трудностях и препятствиях, выразившихся в необходимости для выполнение указанных действий специальных знаний, программного обеспечения, выявления и обработки сведений в рамках имеющихся физических и материальных ресурсов, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой или технической возможности.

Ссылка ответчика на принятие распоряжения от 15.06.2017 г. № 234-р «Об утверждении Плана мероприятий по выявлению невостребованных земельных долей в общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на территории Минераловодского городского округа, и по признанию права муниципальной собственности па земельные доли, признанные невостребованными», также не свидетельствует о необоснованности иска прокурора, так как указанное распоряжение принято уже после обращения с данным иском в суд.

При разрешении вопроса о предоставлении ответчику срока для исполнения судебного решения, суд приходит к выводу, что установленные администрацией в распоряжении от .............. сроки до 2020 года, являются необоснованно увеличенными, а срок, заявленный прокурором в иске – 7 месяцев с даты вступления в силу судебного решения, будет не достаточным.

С учетом необходимости проведения ответчиком большого комплекса мероприятий, необходимых для реализации полномочий по выявлению невостребованных земельных долей, порядок проведения которых регламентирован законом с указанием определенных сроков (публикации списков долей, проведение собраний участников не менее 40 дней с момента публикации, подготовка проекта межевания земельных участков, обеспечение проведения кадастровых работ по образованию земельных участков, объявление тендера на проведение кадастровых работ и т.д.), разумным и достаточным будет являться срок – 1 год с момента вступления данного решения в законную силу, что позволит в должной степени обеспечить качественное, объективное, и правильное выявление невостребованных земельных участков, их дальнейшее оформление.

При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по вопросу реализации полномочий по формированию и государственному кадастровому учету земельных участков в счет невостребованных земельных долей на территории муниципального образования Минераловодского городского округа, являются законными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Минераловодского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края –удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по вопросу реализации полномочий по формированию и государственному кадастровому учету земельных участков в счет невостребованных земельных долей на территории муниципального образования Минераловодского городского округа.

Обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края в срок не позднее 1 (одного) года после вступления решения суда в законную силу обеспечить формирование и государственный кадастровый учет земельных участков в счет невостребованных земельных долей на территории муниципального образования Минераловодского городского округа.

В удовлетворении требования Минераловодского межрайонного прокурора в части предоставления ответчику срока исполнения данного судебного решения - не позднее 7 (семи) месяцев после вступления решения в законную силу - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (07 июля 2017 года).

Председательствующий – подпись

Копия верна :

Судья –