ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1406/2018 от 25.04.2018 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1406/2018 25 апреля 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Дракуновой Е.Л.,

при секретаре Дубининой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по исковому заявлению заместителя Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах государства, неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о реализации полномочий по определению зон затопления, подтопления.

В обоснование исковых требований указал, что ответчиком не принимаются меры к исполнению требований Водного Кодекса РФ. В целях обеспечения определения границ зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов 27 февраля 2015 года утвержден график проведения таких мероприятий, определены муниципальные образования, где водные объекты могут оказать негативное воздействие, установлены сроки исполнения. Так, срок подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления в границах МО «Красноборский муниципальный район» на реке Северная Двина определен - 2017 год. Вместе с тем, работы в данном направлении не проведены. До настоящего времени границы зон затопления, подтопления в порядке, установленном Правительством РФ, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, предложения о формирования таких зон от органа исполнительной власти субъекта не поступали. Не определение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - застройщиков, жителей населенных пунктов, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятий, проведение которых в таких зонах запрещено законом. Поэтому просит признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по определению границ зон затопления, подтопления, предусмотренных ст. 67.1 Водного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», обязать ответчика направить в Федеральное агентство водных ресурсов подготовленные совместно с администрацией МО «Красноборский муниципальный район» предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реке Северная Двина в границах МО «Красноборский муниципальный район» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец старший помощник Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Матвеева Ю.В. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО1 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, пояснил, что Министерство признает обязанность по определению границ зон затопления, подтопления, однако за 6 месяцев данные работы не провести, исполнение проходит в несколько этапов, на проведение которых необходимо не менее 13 месяцев.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Красноборский муниципальный район» в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, согласно которому не возражает против удовлетворения административных исковых требований, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Кроме того, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Как следует из материалов дела, в целях обеспечения определения границ зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов 27 февраля 2015 года был утвержден график определения границ зон затопления, подтопления, в том числе на территории Архангельской области.

В соответствии с утвержденным графиком, для выполнения работ Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в 2016 году заключен государственный контракт с ООО «ГЭТРИ» (для выполнения гидрологических работ), которые исполнены не были, обязательства подрядчиком не выполнены, контракт в декабре 2016 года расторгнут.

Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени границы зон затопления, подтопления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены. Предложения о формировании таких зон от органа исполнительной власти субъекта не поступали.

На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.

Не определение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - застройщиков, жителей населенных пунктов, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятии, проведение которых в таких зонах запрещено законом.

Отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования территорий наносит ущерб государственным и общественным интересам в части безопасности развития прилегающих к водоемам территорий.

Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Поскольку судом установлено неисполнение административным ответчиком обязанности по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, требования прокурора о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.

При этом довод административного ответчика об отсутствии со стороны Министерства бездействия подлежит отклонению, в связи с непредставлением надлежащих доказательств.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом всех обстоятельств по делу, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает разумным указанный прокурором в административном иске срок для направления в Федеральное агентство водных ресурсов подготовленных совместно с администрацией МО «Красноборский муниципальный район» предложений об определении границ зон затопления, подтопления на реке Северная Двина в границах МО «Красноборский муниципальный район» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по реализации полномочий по определению границ зон затопления, подтопления, предусмотренных статьей 67.1 Водного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления».

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления на реке Северная Двина в границах муниципального образования «Красноборский муниципальный район» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Дракунова