Дело №2а-1407/2019
21RS0025-01-2019-000428-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Гусева Е.В., при секретаре судебного заседания Смирновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Министерства финансов Чувашской Республики к УФССП РФ по ЧР, судебному приставу-исполнителю Тарасову А.П. о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства,
у с т а н о в и л :
Министерство финансов Чувашской Республики (далее Минфин ЧР) обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что им было получено постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике Тарасова А.П. об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в рамках исполнительного производства №-СД.
Считая указанное постановление незаконным суду указывает, что согласно ст. 6 БК РФ и Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства финансов 9 ч I Чувашской Республики» Минфин ЧР является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим выработку единой финансовой, бюджетной, налоговой политики Чувашской Республики.
Министерству финансов Чувашской республики, в связи с тем, что данный орган исполнительной власти не является банком или иной кредитной организацией, лицензия на осуществление банковских операций банком России не выдавалась, право на осуществление банковских видов деятельности не предоставлено. Права и обязанности, предусмотренные законодательством для кредитных организаций, на финансовые органы субъектов РФ не распространяются. Положения ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» не касаются Минфин ЧР, поскольку он не отнесен ни к банкам ни к кредитным организациям. Ведение лицевого счета, открываемого в финансовом органе, осуществляется в порядке, установленном министерством, а не Банком России.
Вместе с тем, Бюджетный кодекс РФ предусматривает возможность исполнении исполнительных документов, в том числе постановлений судебных приставов - исполнителей, через финансовые органы. Однако, данный случай, к указанным в Бюджетном кодексе РФ не относиться, так как обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации. Оспариваемым постановлением обращено взыскание не средства бюджета ЧР. Не смотря на то, что в Минфине ЧР ООО «Старко» открыт расчетный счет только лишь в целях контроля за исполнением общества государственного контракта. При этом, Минфин ЧР не распоряжается денежными средствами на расчетном счете, а лишь проверяет объем выполненных работ по госконтракту, а в последующем перечисляет соответствующие суммы обществу.
Просило признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике Тарасова А.П. об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-СД.
В судебном заседании представитель административного истца Волкова И.В. поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, указывая на то, что постановление судебного пристава - исполнителя только в одном случае обладает признаками исполнительного документа, который вправе судебный пристав - исполнитель направить на исполнение в финансовый орган, - в случае взыскания исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа и только в отношении средств бюджета бюджетной системы и в отношении участника бюджетного процесса. Минфин России в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ «По вопросу обращения взыскания задолженности на средства, находящиеся на лицевых счетах неучастников бюджетного процесса, открываемых им в территориальном органе Федерального казначейства» указал следующее. Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе главой 24.1, не предусмотрен порядок исполнения судебных актов, а также решений налоговых органов по взысканию налогов, сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах неучастников бюджетного процесса. На денежные средства общества, отраженные на лицевом счете неучастника бюджетного процесса, открытом указанному обществу в территориальном органе Федерального казначейства, обращение взыскания, в том числе по платежам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации не производится. Денежные средства, которые за исполнение государственного контракта зачисляются на лицевой счет ООО «Фирма Старко» не относятся к бюджетным средствам, и финансовый орган не осуществляет контроль за использованием указанных средств. При этом на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Кодекса в финансовом органе субъекта Российской Федерации, производится учет операций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий. Открытие лицевых счетов в финансовом органе субъекта Российской Федерации Юридическим лицам, не являющимися участниками бюджетного процесса, может осуществляться в случаях, установленных федеральными законами. При этом, данный лицевой счет открывается в финансовом органе субъекта Российской Федерации иным юридическим лицам (их обособленным подразделениям), не являющимся участниками бюджетного процесса, в установленных законодательными и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации случаях, в порядке, предусмотренным Финансовым органом субъекта Российской Федерации для открытия и ведения соответствующих лицевых счетов, и с учетом особенностей, установленных указанными нормативными правовыми актами с субъекта Российской Федерации, это положение указано в письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№). ДД.ММ.ГГГГ Минфин Чувашии обратился в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике с вопросом о правовых основаниях исполнения Минфином Чувашии оспариваемого постановления. Ответ в Минфин Чувашии не поступил. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем издано постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель исключает из первоначального постановления все ссылки на слова «банк и кредитная организация» и указанные слова заменяются на слова «Министерство финансов Чувашской Республики». При этом, с учетом вышеизложенного, указанные изменения не влияют на незаконность оспариваемого постановления.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП по ЧР Тарасов А.П. и представитель УФССП РФ по ЧР Медведев А.В. в судебном заседании и требования административного истца не признали, по основаниям, изложенным в отзыве, указывая суду на то, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства, с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в ранее вынесенное постановление законны и обоснованы. Обращение произведено не на денежные средства бюджета или бюджетной системы, а на денежные средства должника по исполнительному производству ООО «Фирма Старко», получаемые им в рамках исполнения государственного контракта. Какие-либо права и обязанности административного истца этими постановлениями не затрагиваются.
Заинтересованные лица ООО "Фирма Старко", ООО УК Новочебоксарский грузовой порт, ООО "РЕСПЕКТ", Захарова А.Л., АО Городское управление капитального строительства, Семенов Р.П., УФК по ЧР (УФССП России по Чувашской Республике), ООО Вагон-Сервис, ООО Море, ООО Торговый дом Брикс, ООО Справедливость, ООО Стройсервис, Мифтахутдинову Кефию Фатыховну, Марсова С.В., ООО Цементснаб плюс, ООО ТК-Неруд, ООО "Аргус", ООО "Дорис-управление механизации №2", Туршев Р.А., ООО Частная охранная организация Дельта, БУ ЧР "Городская клиническая больница №1" МЗ и СР Чувашской Республики, АО Гидромеханизация, Гагарина З.А., МКУ Земельное управление, Самоварова Т.Г., Министерство строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, АО Чувашская Энергосбытовая компания, ИФНС России по г.Чебоксары, Брындин А.А., Прохорова С.В., Золотухинов А.А., ООО Вагон Сервис, ООО Климат-Ч, ООО ТД Эльбрус, БОУ «Чувашский кадетский корпус имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова", извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, причин неявки суду не сообщили.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В производстве Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по ЧР имеется сводное исполнительное производство №-СД от ДД.ММ.ГГГГ8 года о взыскании с должника ООО «Фирма Старко» в пользу ряда взыскателей денежных средств в размере <данные изъяты>
В ходе исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем установлено, что ООО «Фирма Старко» является подрядчиком по строительству БОУ "Чувашский кадетский корпус имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова". В связи с получением денежных средств по государственному контракту, ООО «Фирма Старко» открыло в Минфине ЧР лицевой счет №
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Тарасов А.П. вынес постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, которое направил в Минфин ЧР для исполнения, обратив взыскание на денежные средства ООО «Фирма Старко», находящиеся на лицевом счете, открытым в Минфине ЧР.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав исполнитель внес в постановление от ДД.ММ.ГГГГ исправления, исключив из постановления слова «банк или иная кредитная организация» и ссылку на ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118-ФЗ) судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, регулируется специальным законодательством, в том числе Законом N 229-ФЗ, в соответствии с которым одной из задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц (статья 2 Закона N 229-ФЗ).
Согласно части 1 статье 68 указанного закона к мерам принудительного исполнения, применяемым судебными приставами, относятся, среди прочего, действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В соответствии со статьей 70 Закона N 229-ФЗ обращение взыскания на денежные средства должника возможно вне зависимости от их нахождения в банках или иных кредитных организациях (ч.1).
Таким образом, имущественной основой исполнения могут быть денежные средства должника, находящиеся на счетах в иных, кроме банков или кредитных организаций.
Согласно закону Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в закон Чувашской республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» Минифином ЧР осуществляется казначейское сопровождение контрактов (договоров) государственных учреждений Чувашской Республики, заключаемых на сумму более <данные изъяты>. в порядке, установленном Минфином ЧР. В ДД.ММ.ГГГГ казначейское сопровождение осуществляется в случае, если в них предусмотрены условия об открытии лицевого счета в Минфине ЧР.
Должник ООО «Фирма Старко» является подрядчиком по исполнению государственного контракта, в связи с чем, им открыт лицевой счет в Минфине ЧР. На указанный счет зачисляются денежные средства за исполнение работ по строительству БОУ "Чувашский кадетский корпус имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова". Эти обстоятельства не оспариваются в судебном заседании.
Следовательно, исполнение имущественного требования взыскателей к должнику может быть осуществлено за счет указанных выше денежных средств. При этом судебный пристав вправе принять меры не только по фактическому получению имущества, но и меры в целях получения с должника имущества (по своей природе - обеспечительные меры).
Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника (часть 1 статьи 80 Закона N 229-ФЗ).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав принял меры, направленные на обеспечение исполнения судебного акта, которые по сути своей в комплексе являются арестом в целях обеспечения исполнения исполнительного документа (статья 80 Закона N 223-ФЗ). Однако, в силу такой особенности спорных отношений как распоряжение имуществом должника, указал как - через третье лицо (Минфин ЧР).
Данное указание обусловлено правовым статусом Минфина ЧР как лица, непосредственно исполняющего требования, содержащиеся в исполнительном документе (пункт 2 статьи 48 Закона N 223-ФЗ.
Постановлением кабинета министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положение о Министерстве финансов Чувашской Республики.
Согласно положению Минфин ЧР является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющем выработку единой финансовой, налоговой политики Чувашской Республики (п. № устанавливает порядок открытия лицевых счетов, в том числе получателей средств республиканского бюджета Чувашской республики (п.№), устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов, а так же осуществляет открытие и ведение лицевых счетов (п.№
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
В судебном заседании представитель истца указывал, что денежные средства по госконтракту зачисляются на счет ООО «Фирма Старко» после проведения соответствующей проверки выполненных работ и предоставления необходимых документов, однако указанные денежные средства принадлежат БОУ «Чувашский кадетский корпус имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова»
Статья 48 Закона N 229-ФЗ определяет круг лиц, участвующих в исполнительном производстве. Пунктом 3 статьи 48 Закона N 229-ФЗ установлено, что лицами, участвующими в исполнительном производстве, считаются также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).
Согласно части 7 статьи 80 Закона N 229-ФЗ копии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.
Таким образом, учитывая цели и задачи исполнительного производства, Закон N 229-ФЗ закрепляет право судебного пристава-исполнителя привлекать к участию в исполнительном производстве лиц, правовой статус которых позволяет судить о наделении их со стороны государства особыми полномочиями, в тех случаях, когда реализация таких полномочий способна оказать существенное влияние на ход исполнительного производства, содействовать исполнению требований, являющихся предметом исполнительного производства.
Нарушения прав и законных интересов Минфина ЧР в настоящем случае отсутствуют, так как оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ не создает препятствий для осуществления Министерством финансов Чувашской Республики своей деятельности, предусмотренной соответствующими нормативными актами, а лишь накладывает обязанность на совершение ряда действий по распоряжению имуществом третьих лиц. При этом, денежные средства, зачисляемые на лицевой счет ООО «Фирма Старко» не являются бюджетными средствами, которые имеют соответствующий иммунитет.
Иной подход позволил бы должнику, действующему недобросовестно в рамках исполнительного производства, беспрепятственно распоряжаться денежными средствами на лицевых счетах, с целью их сокрытия и уклонения от исполнения судебных актов и законных требований судебного пристава-исполнителя, нанесения имущественного вреда взыскателям.
При этом обращение взыскания на денежные средства, так и в рамках исполнительного производства, направлено на обеспечение фактического исполнения судебного акта (статьи 16, 90 Кодекса) и не свидетельствует, само по себе, о нарушении требований закона (и не отменяет таких требований) об очередности распоряжения имуществом или об ином ущемлении интересов третьих лиц, претендующих на такое имущество в случае основанного на законе приоритета их прав на данное имущество.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется. Постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону, не нарушает права и законные интересы Минфина ЧР и иных лиц, участвующих в деле, напротив, направлены на обеспечение исполнения судебных актов.
Руководствуясь ст. 174-179 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Министерства Финансов Чувашской Республики о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по ЧР Тарасова А.П. об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Е.В. Гусев
Мотивированное решение принято судом ДД.ММ.ГГГГ.