ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1408/19 от 14.01.2019 Муромского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1408/2019

УИД 33RS0014-01-2019-001740-53

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 сентября 2019 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Муравьевой Т.А.

при секретаре Тетериной Ю.А.,

с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области Ратушной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области к Морозовой Е. Н. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 4 по Владимирской области) обратилась в суд с административным иском к Морозовой Е.Н. и просила взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 3 618 руб. 13 коп., в том числе:

налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 2 928 руб.;

пени, начисленные за несвоевременную уплату НДФЛ, в сумме 690 руб. 13 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик в 2015 году получила доход. В соответствии с п. 2 ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику выставлены требования об уплате недоимки по налогу и пени, однако до настоящего времени указанная задолженность административным ответчиком не погашена.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области Ратушная Н.И., действующая по доверенности с дипломом, в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила удовлетворить, полагая спорную задолженность обоснованной и подлежащей взысканию.

Административный ответчик Морозова Е.Н., будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, представила возражения на административный иск, в которых просила рассмотреть дело в свое отсутствие, а также указала, что задолженность по налоговым платежам у нее отсутствует. Определением Арбитражного суда Владимирской области от 23.01.2018 она признана банкротом и освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина, в том числе от задолженности по налогам.

В отзыве на возражения административного ответчика представитель Межрайонная ИФНС России № 4 по Владимирской области указал, что признание Морозовой Е.Н. несостоятельным (банкротом), реализация имущества должника не может рассматриваться в качестве основания для освобождения налогоплательщика-физического лица от возложенной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц. Подлежащий взысканию налог на доходы физических лиц, а также пени относятся к текущим платежам, требование об их взыскании не могло быть предъявлено в рамках дела о банкротстве.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же обязанность установлена п. 1 ст. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

В силу ст. 41 НК РФ доход признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Согласно абз. 1 подп.1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком земными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 228 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что согласно представленным ПАО «Сбербанк России» в Межрайонную ИФНС России № 4 по Владимирской области сведениям Морозова Е.Н. в 2015 году получила доход в сумме 22 519 руб. 31 коп., сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 2 928 руб.

11.04.2018 Морозова Е.Н. представила налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой сумма налога к уплате составила 2 928 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В связи с этим, административному ответчику были выставлены и направлены требования об уплате недоимки по налогу и пени в общей сумме 3 618 руб. 13 коп. (№ 401669 от 14.05.2018 на сумму 2 959 руб. 14 коп. со сроком уплаты до 01.06.2018, № 93342 от 25.10.2018 на сумму 65 руб. 45 коп. со сроком уплаты до 15.11.2018, № 94243 от 07.11.2018 на сумму 593 руб. 54 коп. со сроком уплаты до 27.11.2018).

Однако до настоящего времени вышеуказанная задолженность административным ответчиком не погашена.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2017 Морозова Е.Н. признана несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Владимирской области от 23.01.2018 Морозова Е.Н. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Из разъяснений, данных в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», следует, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Из решения Арбитражного суда Владимирской области от 27.07.2017 г. о признании Морозовой Е.Н. несостоятельным (банкротом) усматривается, что последняя обращалась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 20.05.2017 г. без номера о признании ее несостоятельным (банкротом). Указанное заявление поступило в арбитражный суд 24.05.2017 г. Определением арбитражного суда от 31.05.2017 г. заявление оставлено без движения, определением от 30.06.2017 г. назначено заседание по проверке обоснованности заявления Морозовой Е.Н. о признании ее банкротом на 27.07.2017 г.

Вместе с тем, как указывалось выше, декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год представлена Морозовой Е.Н. в МИ ФНС России № 4 по Владимирской области 11.04.2018 г., т.е. о полученном доходе в виде суммы списанного безнадежного долга с баланса организации в размере 22 519,31 руб. административный ответчик сообщила налоговому органу после вынесения решения арбитражного суда о признании ее несостоятельным (банкротом), соответственно обязанность по уплате с указанной суммы налога на доходы физических лиц в сумме 2 928 руб. должна была быть ею исполнена до 01.06.2018 г., что относится к текущим платежам.

Поэтому довод административного ответчика об отсутствии спорной задолженности в связи с ее освобождением от исполнения требований кредиторов суд признает несостоятельным, поскольку налог на доходы физических лиц и пени являются текущими платежами и подлежат уплате административным ответчиком.

На основании ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3).

С учетом положений вышеприведенных норм, в пределах шестимесячного срока налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 7 г. Мурома и Муромского района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Морозовой Е.Н. задолженности по НДФЛ и пени за 2015 год в общей сумме 3 618 руб. 13 коп. Определением от 15.05.2019 мировым судьей по заявлению Морозовой Е.Н. указанный судебный приказ был отменен. Далее административным истцом в пределах шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, а именно 16.07.2019, подано заявление в Муромский городской суд о взыскании с административного ответчика задолженности по НДФЛ и пени.

Учитывая, что процедура исчисления налога и пени, извещения административного ответчика об уплате налога налоговым органом соблюдена, порядок и сроки обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций не нарушены, суд считает, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Владимирской области подлежит удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета округа Муром в сумме 400 руб., от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области удовлетворить.

Взыскать с Морозовой Е. Н., .... года рождения, зарегистрированной по адресу: ...., в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области задолженность в размере 3 618 руб. 13 коп. с перечислением задолженности на р/с 40101810800000010002 БИК 041708001 Отделение Владимир, г. Владимир ИНН 3307020362 в УФК по Владимирской области, в том числе:

налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса РФ, в сумме 2 928 руб., КБК 18210102030011000110;

пени, начисленные за несвоевременную уплату НДФЛ, в сумме 690 руб. 13 коп., КБК 18210102030012100110.

Взыскать с Морозовой Е. Н. государственную пошлину в доход бюджета округа Муром в сумме 400 руб.

На решение могут быть принесены апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.А. Муравьева