УИД 36RS0010-01-2023-001593-16
Дело № 2а-1409/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2023 г. г. Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Гринцевич И.И.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» к Отделу судебных приставов по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП по Воронежской области, судебному приставу-исполнителю Отделу судебных приставов по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП по Воронежской области Суховерховой Ксении Вадимовне, УФССП по Воронежской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Административный истец ФКУ «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области» обратилось в суд с административными исковыми заявлением к Отделу судебных приставов по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП по Воронежской области, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП по Воронежской области Суховерховой Ксении Вадимовне, УФССП по Воронежской области с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 10 000 рублей в рамках исполнительного производства № от 13.10.2022, возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 25.05.2022 № 36021/22/143394.
В обоснование своих требований административный истец указывает следующее. В июне 2023 УФСИН России по Воронежской области в ходе выборочной проверки банка данных исполнительных производств установлено, что в 2022 и 2023 годах ФКУ ИК-9 было привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области нарушения правил безопасности дорожного движения. Постановления о наложении административных наказаний в виде штрафа были размещены в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ). Вместе с тем, штрафы не уплачены, в связи с чем, постановления для приведения к исполнению были направлены в орган принудительного исполнения - ОСП по Борисоглебскому и Терновскому районам Воронежской области.
Административным истцом не была своевременно уплачена доначисленная сумма по акту налогового органа – МИФНС № 15 по Воронежской области в размере 62 руб. 57 коп.
Согласно справке заведующего канцелярией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области от 29.09.2023: постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Борисоглебскому и Терновскому районам от 25.05.2022 № 36021/22/143394 и от 13.10.2022 № в учреждение посредством почтовой связи в период с мая 2022 года по настоящее время не поступало, в системе электронного документооборота зарегистрированы не были.
Согласно информации сервиса «Банк данных исполнительных производств», расположенного на официальном сайте ФССП России в сети Интернет судебным приставом-исполнителем Суховерховой К.В. в отношении административного истца ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области возбуждено исполнительное производство № от 13.10.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000,00 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя от 23.05.2022 №36021/22/143394.
23.06.2023 в адрес Административного истца поступило указание УФСИН России по Воронежской области от № 37/ТО/3-9195 «О направлении указания», согласно которому в срок до 30.06.2023 необходимо было назначить своим приказом должностное лицо, ответственное за получение и передачу руководителю учреждения юридически значимой информации, размещённой на ЕПГУ, также обозначив в указанном приказе замещающее его должностное лицо (отпуск, командировка, увольнение).
29.06.2023 во исполнение данного указания УФСИН России по Воронежской области, административным истцом издан приказ № 363 «О назначении ответственного за получение и передачу руководителю учреждения юридически значимой информации, размещённой в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Однако произвести оплату исполнительского сбора административный истец не может по объективным причинам. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учреждение является некоммерческой организацией. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Основной вид деятельности Учреждения - деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключённым. Учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административный истец утверждает, что в учреждении сложилось тяжёлое финансовое положение, а именно: имеется кредиторская задолженность от приносящей доход деятельности и в Управление Федерального казначейства по Воронежской области предъявлены исполнительные листы, задолженность по которым до настоящего времени не оплачена, данное обстоятельство привело к блокировке лицевого счёта учреждения, в связи с чем, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области объективно не имеет возможности произвести оплату исполнительского сбора в размере 10 000 руб. в рамках исполнительного производства № от 13.10.2022 по постановлению судебного пристава-исполнителя № 143364/22/36021-ИП от 25.05.2022.
Взыскание же исполнительского сбора приведет к ещё большему увеличению задолженности учреждения и ухудшению без того тяжелого финансового положения учреждения.
Представитель административного истца ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ОСП по Борисоглебскому и Терновскому району Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Борисоглебскому и Терновскому районам и УФССП РФ по Воронежской области Суховерхова К.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УФССП РФ по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что 28.04.2022 МИ ФНС № 15 по Воронежской области в отношении ФКУ «ИК-9» УФСИН России по Воронежской области вынесено постановление № 360400141 о взыскании пени в сумме 62,57 руб. по требованию об уплате налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов № 57408 от 09.11.2021.
На основании данного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП России по Воронежской области Суховерховой К.В. 29.04.2022 возбуждено исполнительное производство №. Должнику был предоставлен 5-дневный срок для добровольной оплаты штрафа.
В тот же день копия постановления была направлена должнику через ЕПГУ.
Поскольку данное предложение не было выполнено, судебный пристав-исполнитель вынес 25.05.2022 постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
13.10.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП России по Воронежской области Суховерховой К.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении ФКУ «Исправительная колония № 9» УФСИН России по Воронежской области о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 рублей.
Вместе с тем, от взыскателя МИ ФНС № 15 по Воронежской области имеется уведомление от 30.09.2022 о том, что должником ФКУ «Исправительная колония № 9» УФСИН России по Воронежской области в рамках исполнительного производства 56345/22/36021-ИП произведено самостоятельное погашение задолженности по исполнительному документу «Акт органа, осуществляющего контрольные функции» № 56345/22/36021 от 29.04.2022 на сумму 62,57 руб.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу части 2 названной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является одновременно наличие двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом к таким уважительным причинам отнесены чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Исходя из содержания части 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
В пункте 75 того же постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, следует вывод, что для удовлетворения заявления об освобождении от исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением исполнительного документа, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.
Поскольку требования исполнительного документа – акта налогового органа – МИФНС № 15 по Воронежской области о взыскании 62 руб. 57 коп. должником исполнены в полном объеме, судебным приставом-исполнителем ОСП по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП России по Воронежской области Суховерховой К.В. 10.10.2022 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № от 29.04.2022.
23.06.2023 в адрес Административного истца поступило указание УФСИН России по Воронежской области от № 37/ТО/3-9195, согласно которому в срок до 30.06.2023 необходимо было назначить своим приказом должностное лицо, ответственное за получение и передачу руководителю учреждения юридически значимой информации, размещённой на ЕПГУ, также обозначив в указанном приказе замещающее его должностное лицо (отпуск, командировка, увольнение).
Во исполнение данного указания УФСИН России по Воронежской области, административным истцом издан 29.06.2023 приказ № 363 «О назначении ответственного за получение и передачу руководителю учреждения юридически значимой информации, размещённой в Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Суд считает, что произвести оплату исполнительского сбора административный истец не может по объективным причинам. ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Учреждение является некоммерческой организацией. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Основной вид деятельности Учреждения - деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключённым. Учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административный истец утверждает, что в учреждении сложилось тяжёлое финансовое положение, а именно: имеется кредиторская задолженность от приносящей доход деятельности и в Управление Федерального казначейства по Воронежской области предъявлены исполнительные листы, задолженность по которым до настоящего времени не оплачена, данное обстоятельство привело к блокировке лицевого счёта учреждения, в связи с чем, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области объективно не имеет возможности произвести оплату исполнительского сбора в размере 10 000 руб. в по ИП №. Взыскание же исполнительского сбора приведет к ещё большему увеличению задолженности учреждения и ухудшению без того тяжелого финансового положения учреждения.
Кроме того, штраф, наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя, в размере 10 000 руб. значительно превышает взыскиваемую сумму по постановлению МИ ФНС № 15 по Воронежской области от 28.04.2022 – 62,57 руб.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административный иск ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области удовлетворить.
Освободить Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области от исполнительского сбора в размере 10 000 руб., взысканного судебным приставом-исполнителем ОСП по Борисоглебскому и Терновскому районам УФССП России по Воронежской области по постановлению от 25.05.2022 № 36021/22/143394, вынесенного в рамках исполнительного производства № от 13.10.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий