ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1409/22 от 03.08.2022 Долгопрудненского городского суда (Московская область)

Дело № 2а -1409/22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лапшиной И. А.,

при секретаре Грапчеве М. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск ФИО2 к Администрации г. Долгопрудного, о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ

ФИО2 обратилась к Администрации , с административным иском о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения.

Административный истец в судебное заседание явилась и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление образования го Долгопрудный, в интересах н/летней дочери, с заявлением о постановке на учет для получения места в дошкольном учреждении. В качестве приоритетного выбрано АОУ детский сад . ДД.ММ.ГГГГ, в целях реализации права ее ребенка на получение дошкольного образования, ФИО2 обратилась с письменным заявлением в Управление о предоставлении места в выбранном ДОУ. ДД.ММ.ГГГГ административному истцу был дан ответ об отказе в предоставлении ребенку места в указанном дошкольном учреждении без указания законных причин. Уполномоченный орган только сообщил о необходимости ожидания в очереди, о распределении мест электронной системой и об отсутствии свободных мест в выбранном ДОУ. Также ей было предложено место в МАДОУ детский сад и АОУ детский сад на полный день. Данные ДОУ не подходят и не были выбраны ФИО2 в качестве желаемых, так как находятся в территориальной удаленности от места проживания и физически не доступны для ежедневного посещения. Управлением образования также было предложено место в группе кратковременного пребывания в выбранных дошкольных образовательных учреждениях. Данная форма получения образования – неполный день - ей не подходят. ФИО2 полагает, что административным ответчиком, в лице Администрации го Долгопрудный (Управление образования Администрации го Долгопрудного), было нарушено действующее законодательства, ее ребенок лишен дошкольного образования в выбранном дошкольном учреждении. В связи с изложенным, ФИО2 просит суд:

- признать незаконным бездействие Администрации го Долгопрудный в решении вопроса устройства несовершеннолетней ФИО3, 2019 г. рождения, местом в дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания;

- обязать Администрацию го Долгопрудный реализовать право ее ребенка на бесплатное дошкольное образование, путем создания и предоставления в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу места в группе полного дня АОУ детский сад .

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен.

Ранее представитель Администрации го Долгопрудный с административным иском ФИО2 не соглашался, указав, что решение Управления образования го Долгопрудный не противоречит действующему законодательству РФ: н/летняя ФИО3 не лишена права на дошкольное образование, для посещения предложены иные дошкольные учреждения, в том числе, на полный день.

Представитель заинтересованного лица – Управления образования Администрации го Долгопрудный – в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен, направил мнение по иску (л. д. 81).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что административный иск ФИО2 удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу ст. ст. 7, 19 (ч. ч. 1 и 2), 38 (ч. 1), 43 (ч. ч. 1 и 2), 71 (п. п. «в», «е»), 72 (п. «е» ч. 1), 76 (ч. ч. 1 и 2) и 114 (п. «в» ч. 1) Конституции РФ, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты РФ и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование.

Права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановлением Администрации городского округа Долгопрудный МО от ДД.ММ.ГГГГ-ПА/н «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа » утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Примем заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории го ».

В соответствии с вышеуказанным Регламентом, лицами, имеющими право на получение Муниципальной услуги, являются граждане РФ, а также временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, а также лица без гражданства, являющиеся родителями или законными представителями (опекунами, приемными родителями) детей в возрасте от рождения до 7 (семи) лет, нуждающихся в зачислении в ДОО, по месту жительства или по месту пребывания на территории г.о. . Категории заявителей:

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории г.о. , имеющие право на внеочередное и первоочередное получение Муниципальной услуги и проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории г.о. , имеющие право на внеочередное и первоочередное получение Муниципальной услуги и не проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории г.о. , имеющие право на преимущественное (льготное) получение Муниципальной услуги и проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории г.о. , имеющие право на преимущественное (льготное) получение Муниципальной услуги и не проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории г.о. , имеющие право на получение Муниципальной услуги на общих основаниях и проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту жительства на территории г.о. , имеющие право на получение Муниципальной услуги на общих основаниях и не проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории г.о. , имеющие право на внеочередное и первоочередное получение Муниципальной услуги и проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории г.о. , имеющие право на внеочередное и первоочередное получение Муниципальной услуги и не проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории г.о. , имеющие право на преимущественное (льготное) получение Муниципальной услуги и проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории г.о. , имеющие право на преимущественное (льготное) получение Муниципальной услуги и не проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории г.о. , имеющие право на получение Муниципальной услуги на общих основаниях и проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учета по месту пребывания на территории г.о. , имеющие право на получение Муниципальной услуги на общих основаниях и не проживающие на закрепленной за ДОО территории;

- родители (законные представители), дети которых не зарегистрированы органами регистрационного учета, но фактически проживают на территории г.о. , имеющие право на внеочередное, первоочередное и преимущественное (льготное) получение Муниципальной услуги, а также получающие Муниципальную услугу на общих основаниях и не зарегистрированные на закрепленной за ДОО территории.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Управление образования го Долгопрудный, в интересах н/летней дочери ФИО3 (л. д. 15), с заявлением о постановке на учет для получения места в дошкольном учреждении (в качестве приоритетного выбрано АОУ детский сад ).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с письменным заявлением в Управление о предоставлении места в выбранном ДОУ (л. д. 18).

На дату обращения с заявлением и на сегодняшний день заявительница и ее несовершеннолетний ребенок в по месту жительства или по месту пребывания не зарегистрированы (место пребывания – ).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 был дан следующий ответ:

по состоянию на дату обращения очередь в МАДОУ детский сад . В настоящее время детские сады мкр. Новые водники полностью укомплектованы, свободных мест нет. Распределение мест в детские дошкольные учреждения производится автоматически с помощью единой информационной системы «ГИС» «Зачисление в ДОУ» (эл. очередь), согласно очередности детей, отметке о регистрации ребенка на прикрепленной территории к детскому саду и льготному статусу семьи. Очередное ежегодное электронное автоматическое комплектование всех садов города на года будет производиться с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На данный момент могут быть предложены места в МАДОУ детский сад и АОУ детский сад на полный день, или в частных детских садах (л. д.23).

Не согласившись с данным ответом, ФИО2 обратилась в суд.

Изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком каких-либо нарушений действующего законодательства не допущено:

- не предоставление места в испрашиваемом детском дошкольном образовательном учреждении (АОУ ) для несовершеннолетнего ребенка административного истца связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности: согласно справке Управления образования го Долгопрудный, очередность детей в приоритетный детский сад детей – с первоочередным правом, 4 ребенка – с преимущественным правом (брат/сестра посещают данное детское учреждение), 148 детей – с более ранней датой регистрации в очереди (л. д. 85-86);

- необходимые действия по обеспечению права ребенка административного истца на получение дошкольного образования совершены: предложенные ДОУ находятся на территории муниципального образования го Долгопрудный, и с учетом развитой транспортной инфраструктуры не могут рассматриваться как нарушающие принцип территориальной доступности образовательного учреждения.

Статьи 9, 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.

В соответствии со ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня; проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация; в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 ст. 67 и ст. 88 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», при этом, законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить местом именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что административным ответчиком представлены доказательства, подтверждающие осуществление деятельности по реализации права на образование дочери административного истца (доказательств, подтверждающих предоставление места в дошкольном образовательном учреждении другому лицу с нарушением очередности, в которой состоит административный истец, не имеется).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в выбранном ФИО2 образовательном учреждении (МАДОУ ) отсутствуют свободные места, с момента постановки ребенка на учет, при этом, Администрацией го Долгопрудный (и Управлением образования) принимались необходимые меры к устройству ребенка в иные дошкольные образовательные учреждения, а причины не предоставления места в дошкольном учреждении не связаны с виновными действиями (бездействием) административного ответчика (в противном случае могли быть ущемлены права иных детей, состоящих в очереди в ДОУ , и, имеющих преимущественное право). Административному истцу не отказано в реализации права ее дочери на общедоступное образование, каких-либо препятствий к осуществлению права на дошкольное образование не создано.

С учетом сказанного, суд отказывает ФИО2 в удовлетворении административного иска в части:

- признания незаконным бездействие Администрации го Долгопрудный в решении вопроса устройства несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, местом в дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания: таковых не допущено;

- обязания Администрации го Долгопрудный реализовать право ее ребенка на бесплатное дошкольное образование, путем создания и предоставления в течение одного месяца с даты вступления решения в законную силу места в группе полного дня МАДОУ детский сад : в настоящее время зачисление (создание и предоставление места в группе полного дня) несовершеннолетней ФИО3 именно в ДОУ не представляется возможным по основаниям приведенным выше.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ФИО2 к Администрации , о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И. А. Лапшина

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья И. А. Лапшина