№ №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ | город Анадырь |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Мищериной Е.Г.,
при секретаре ВИА
с участием
старшего помощника прокурора Чукотского автономного округа БМВ
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г.Анадыре дело № по административному исковому заявлению и.о. прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа о признании бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа незаконным,
установил:
И.о. прокурора Чукотского автономного округа, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, в котором просил суд признать бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа незаконным.
В обоснование иска указал, что прокуратурой округа в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент) законодательства об охране и использовании водных объектов. Основанием для ее проведения послужило задание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 74/3-456-2016 «О проведении проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в Арктической зоне Российской Федерации».
Проведенной проверкой установлено, что Департаментом допущены нарушения федерального законодательства, регламентирующего вопросы осуществления государственного мониторинга водных объектов.
Так, согласно подпункту 25 пункта 3.4 раздела 3 положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.02.2016 № 80, к основным полномочиям Департамента в рассматриваемой сфере правонарушений относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции российской Федерации вопросы природопользования и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 9 статьи 25 Водного Кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъектов российской Федерации в области водных отношений относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 30 ВК РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений. Оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Следуя части 4 статьи 30 ВК РФ государственный мониторинг водных объектов включает в себя:
1)Регулярные наблюдения за состоянием водных объектов количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;
2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
3) внесение сведений. Полученных в результате наблюдений. В государственный водный реестр;
4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
В силу пункта 14 положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга:
организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменения морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водоохранных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта РФ и находящихся в собственности, как субъектов РФ, так и муниципальных образований;
осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
На основании пункта 8 положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 3 219, методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления мониторинга, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 № 432 утверждены Методические указания и по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей (далее – Методические указания № 432).
В силу пункта 12 Методических указаний №432 региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов разрабатываются органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными ими органами и определяют:
цели и задачи ведения данного вида мониторинга в пределах подведомственной территории;
участки водных объектов, в пределах которых проводятся мониторинговые наблюдения;
наблюдаемые или контролируемые параметры и характеристики;
методы и технические средства ведения мониторинга;
периодичность проведения наблюдений.
При этом, следуя пункту 13 Методических указаний №432. Разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов предшествуют:
1)общий анализ особенностей водного режима;
2) общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов деформации ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация;
3) общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объектов их морфологическая типизация; общий анализ морфологического строения пойменных массивов современной поймы и их морфологическая типизация;
4) анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной деятельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформации ложа водоемов;
5) выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или процессы деформации ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий;
6) подготовка основы сводного проекта «Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон», выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел обязательные требования к региональным программам по ведению государственного мониторинга водных объектов и порядку их разработки.
В целях реализации отдельных органов государственной власти округа по участию в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов правительством Чукотского автономного округа принято распоряжение от 13.11.2015 № 440-рп «О мерах по организации регулярных наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов Чукотского автономного округа» (далее – распоряжение Правительства ЧАО от 13.11.2015 № 440-рп), определяющее мероприятия и динамику организации регулярных наблюдений, за состоянием дна и берегов водных объектов Чукотского автономного округа, в том числе сроки разработки Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа (в настоящее время Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа) региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства ЧАО от 13.11.2015 № 440-рп Департаменту поручено разработать региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов в срок до 31 декабря 2015 года.
Между тем, несмотря на требования федерального, так и регионального законодательства Департаментом не реализованы мероприятия Методических указаний №432 в части выполнения предварительного этапа разработки региональной программы, ее последующего утверждения и реализации.
С учетом указанного, до настоящего времени не принята региональная программа ведения государственного мониторинга водных объектов с определением обязательных параметров его ведения, предшествующая ее разработке работа Департаментом не проведена, что исключает реализацию всех этапов мониторинга водных объектов.
Кроме этого, данные обстоятельства способствуют тому, что на территории Чукотского автономного округа не обеспечена надлежащая работа по реализации предусмотренных водным законодательством мероприятий, направленных на своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработку и реализацию мер по предотвращения негативных последствий этих процессов. Не обеспечена оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, а также информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
Прокуратурой округа неоднократно указывалось органам исполнительной власти о необходимости принятия нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере.
Однако выявленные нарушения законодательства не устранены, должных мер, направленных на разработку и утверждение региональной программы в рассматриваемой сфере Департаментом не принято.
Таким образом, бездействие Департамента в части отсутствия разработки конкретных мероприятий, подлежащих проведению для развития системы государственного мониторинга водных объектов, является незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также права Российской Федерации как собственника водных объектов (л.д. <данные изъяты>).
В поступившем в суд отзыве на административный иск административным ответчиком – Департаментом - указано, что на территории Чукотского автономного округа действует Государственная программа «Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе на 2015-2019 годы», утвержденная Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.01.2015 № 20, цель которой – повышение уровня экологической безопасности, сохранение и восстановление природной среды, устойчивое функционирование государственных органов и подведомственных учреждений.
В настоящее время Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа подготовлен и проходит согласование в Департаменте финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, Счетной палате Чукотского автономного округа проект постановления Правительства чукотского автономного округа о внесении изменения в вышеуказанную государственную программу в части ее дополнения новой подпрограммой «Мониторинг состояния окружающей среды», основное мероприятие которой «Организация и осуществление мониторинга водных объектов» включает в себя разработку программы мониторинга и проведение мониторинга водных объектов (л.д.<данные изъяты>).
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле БМВ поддержал в полном объёме административное исковое заявление по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Департамента – не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Чукотского автономного округа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отделе недропользования, водных отношений и лицензирования Управления промышленности, связи ТЭК Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, законодательства об охране и использовании водных объектов, на основании задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.09.2016 № 74/3-456-2016 «О проведении проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в Арктической зоне Российской Федерации».По результатам данной проверки старшим помощником прокурора округа БМВ составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что проверкой установлено нарушение требований федерального законодательства об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, а именно до настоящего времени не принята региональная программа ведения мониторинга водных объектов с определением обязательных параметров его ведения, предшествующая ее разработке работа Департаментом не проведена, что исключает реализацию всех этапов мониторинга водных объектов (л.д. <данные изъяты>).
В связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес Губернатора Чукотского автономного округа вынесено ДД.ММ.ГГГГ года представление «Об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, государственного кадастра недвижимости и предоставления государственных услуг» ( л.д. <данные изъяты>).
Как следует из ответа первого заместителя Губернатора Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду неблагоприятной экономической ситуации, сложившейся в ДД.ММ.ГГГГ, общий объем субвенций Чукотскому автономному округу Российской Федерации на осуществление полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов был сокращен в восемь раз. Рассматриваемые нарушения законодательства не оказывают негативного воздействия ни на одну из сфер деятельности чукотского автономного округа, не угрожают целостности и стабильности его развития, не являются общественно опасными, не несут угрозу жизни и здоровья граждан, а также не являются факторами социальной и экономической напряженности (л.д.<данные изъяты>).
Согласно, ответа Губернатора Чукотского автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№, проведение мероприятий по мониторингу водных объектов будет осуществляться в рамках разработанной Подпрограммы «мониторинг окружающей среды» Государственной программы «Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в чукотском автономном округе на 2015-2019 годы», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15 января 2015 года № 20. Соответствующий проект постановления Правительства Чукотского автономного округа «О внесении изменений в Постановление правительства Чукотского автономного округа от 15 января 2015 года № 20» 8 февраля 2017 года направлен в прокуратуру Чукотского автономного округа (л.д. <данные изъяты>).
Кроме того, прокурором Чукотского автономного ДД.ММ.ГГГГ выносилось представление «Об устранении нарушений законодательства при использовании и охране водных объектов» в адрес Председателя Правительства Чукотского автономного округа № (л.д. <данные изъяты>).
Правительством Чукотского автономного округа издано Распоряжение от 13.11.2015 № 440-рп «О мерах по организации регулярных наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов Чукотского автономного округа». Согласно п. 1 части 2 данного Распоряжения, Департаменту промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства чукотского автономного округа поручалось разработать проект региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет, в том числе, надзор: за исполнением законов исполнительными органами субъектов Российской Федерации; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Ненадлежащее обеспечение работы по реализации, предусмотренных водным законодательством мероприятий, направленных на своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработку и реализацию мер по предотвращения негативных последствий этих процессов и не обеспечение оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, а также информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, нарушает федеральное законодательство и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании изложенного, прокурором Чукотского автономного округа подан в суд настоящий административный иск в интересах неопределённого круга лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными законом.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
О нарушении прав и законных интересов неопределённого круга лиц прокурору округа стало известно по результатам проведённой проверки исполнения федерального законодательства об охране окружающей среды, то есть ДД.ММ.ГГГГ года.
Настоящее административное исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции суда (л.д. <данные изъяты>).
Следовательно, прокурором Чукотского автономного округа не пропущен трехмесячный срок общения в суд, установленный КАС РФ.
В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования и охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 9 статьи 25 Водного Кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.
В силу частей 1 и 2 статьи 30 ВК РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений. Оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 30 ВК РФ государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
Следуя части 4 статьи 30 ВК РФ государственный мониторинг водных объектов включает в себя:
1)Регулярные наблюдения за состоянием водных объектов количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления;
2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;
3) внесение сведений. Полученных в результате наблюдений. В государственный водный реестр;
4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга:
организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменения морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водоохранных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта РФ и находящихся в собственности, как субъектов РФ, так и муниципальных образований;
осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, зон затопления, подтопления, и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, зон затопления, подтопления, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
На основании пункта 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 3 219, методические указания и инструктивные материалы по вопросам осуществления мониторинга, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 № 432 утверждены Методические указания и по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.
В соответствии с пунктом 11 методических указаний основой ведения государственного мониторинга водных объектов являются региональные программы его ведения, которые учитывают региональные физико-географические условия. Особенности водного режима рек, озер и водохранилищ, процессов руслоформирования в речных системах или деформаций ложа водоемов и региональные особенности антропогенной деятельности в пределах водных объектов, на их поймах и водосборах.
В силу пункта 12 Методических указаний №432 региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов разрабатываются органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными ими органами и определяют:
цели и задачи ведения данного вида мониторинга в пределах подведомственной территории;
участки водных объектов, в пределах которых проводятся мониторинговые наблюдения;
наблюдаемые или контролируемые параметры и характеристики;
методы и технические средства ведения мониторинга;
периодичность проведения наблюдений.
При этом, следуя пункту 13 Методических указаний №432. Разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов предшествуют:
1)общий анализ особенностей водного режима;
2) общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов деформации ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация;
3) общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объектов их морфологическая типизация; общий анализ морфологического строения пойменных массивов современной поймы и их морфологическая типизация;
4) анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной деятельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформации ложа водоемов;
5) выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или процессы деформации ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий;
6) подготовка основы сводного проекта «Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон», выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы.
Правительством Чукотского автономного округа издано Распоряжение от 13.11.2015 № 440-рп «О мерах по организации регулярных наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов Чукотского автономного округа», определяющее мероприятия и динамику организации регулярных наблюдений, за состоянием дна и берегов водных объектов Чукотского автономного округа, в том числе сроки разработки Департаментом промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского автономного округа) региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов.
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства ЧАО от 13.11.2015 № 440-рп Департаменту поручено разработать региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что на Департамент возложены обязанности по осуществлению мероприятий по разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства не оспаривались административным ответчиком в ходе производства по делу.
Согласно, информации, предоставленной Отделом водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов № 851 от 15.12.2016 информация об осуществлении полномочий субъектов Российской Федерации по ведению мониторинга дна и берегов водных объектов доведена до органа исполнительной власти, осуществляющего переданные полномочия в области водных отношений, в виде письма заместителя руководителя Росводресурсов от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. <данные изъяты>).
Разрешая требования о признании незаконными бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившегося в неприменении мер по разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов, суд приходит к следующему выводу - об удовлетворении требований прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту о признании незаконными бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившегося в неприменении мер по разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов.
В соответствии с п. 1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку судом удовлетворены требования прокурора Чукотского автономного округа к Департаменту о признании незаконными бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившегося в неприменении мер по разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов, что входит в полномочия административного ответчика, суд находит законными и обоснованными требования прокурора о возложении обязанности на Департамент в течение 24 месяцев разработать и утвердить разработать и утвердить региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов, отвечающую требованиям пункта 12 Методических указаний №432.
В случае невозможности исполнения данной обязанности в установленный решением суда срок, Департамент не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, представив доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда в установленный в нём срок.
Суд находит также подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа по производству работ, предшествующих разработке региональной программы, предусмотренных пунктом 13 Методических указаний №432, а именно: провести общий анализ особенностей водного режима; провести общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов деформаций ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация; провести общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объектов их морфологическая типизация; провести общий анализ морфологического строения пойменных массивов современной поймы и их морфологическая типизация; провести анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной деятельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформаций ложа водоемов; провести выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или деформаций ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий; провести подготовку основы сводного проекта «Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон», выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы.
Отсутствие у Департамента денежных средств, необходимых для выполнения работ, указанных прокурором в иске, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку сам по себе факт отсутствия у административного ответчика денежных средств на вышеуказанные цели не является основанием для нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и предоставление им достоверной информации.
Согласно п. 9, 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав неопределенного круга лиц, а также государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных истцов или административных ответчиков, в связи с чем, государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180,227 КАС РФ,
решил:
исковые требования и.о. прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа о признании бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа незаконным – удовлетворить.
Признать бездействие Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, выразившиеся в непринятии мер по разработке и утверждению региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов, незаконным.
Обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
провести предшествующие разработке региональной программы работы, предусмотренные пунктом 13 Методических указаний №432, а именно: общий анализ особенностей водного режима; общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов деформаций ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация; общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объектов их морфологическая типизация; общий анализ морфологического строения пойменных массивов современной поймы и их морфологическая типизация; анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной деятельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформаций ложа водоемов; выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или деформаций ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий; подготовка основы сводного проекта «Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон», выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы;
разработать и утвердить региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов, отвечающую требованиям пункта 12 Методических указаний №432.
Обязать Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа сообщить об исполнении решения суда в Анадырский городской суд и прокурору Чукотского автономного округа в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Г. Мищерина
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.