ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-140/19 от 05.02.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-8/2020

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Таранец Е.А.,

при участии старшего помощника Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым Воронковой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Ялта Республики Крым, Глава Администрации города Ялта Республики Крым ФИО2, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, общество с ограниченной ответственностью «Ялтаовощ» о признании не действующим в части нормативного правового акта, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Ялтинским городским советом Республики Крым на 85 сессии 1 созыва 19июля 2019 года принято решение № 16 « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», согласно пункту 1 которого были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

ФИО1 (далее истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим решение 85 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 года № 16 « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне «застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами ТЗ-04-139».

Определением от 11 декабря 2019 года принято к производству судьи Верховного Суда Республики Крым указанное выше административное исковое заявление.

Определениями от 23декабря 2019 года и от 09 января 2020 года привлечены к участию в деле заинтересованными лицами Администрация города Ялта Республики Крым ( далее Администрация), Глава Администрации города Ялта Республики Крым ФИО2 ( далее Глава администрации), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым ( далее Департамент), общество с ограниченной ответственностью «Ялтаовощ» (далее Общество).

В судебном заседании 09 января 2020 года представитель истца настаивал на удовлетворении административного искового заявления.

В судебное заседание, которое состоялось 05 февраля 2020 года истец, Ялтинский городской совет Республики Крым, заинтересованные лица явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представителем Ялтинского городского совета Республики Крым (далее Совет) 30 декабря 2019 года и 15 января 2020 года в адрес Верховного Суда Республики Крым направлены возражения на административное исковое заявление, дополнительные пояснения. Администрация 03 февраля 2020 года направила возражения на административное исковое заявление.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание извещение Совета, всех участников процесса о дне и времени рассмотрения административного искового заявления, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.

Прокурор в судебном заседании 05 февраля 2020 года представил заключение, указав на то, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, возражения Совета, выслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Как указано выше, Советом на 85 сессии 1 созыва 19 июля 2019 года принято решение № 16 « Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» ( далее Решение №16), согласно пункту 1 которого были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым ( далее ПЗЗ).

Решение № 16 было опубликовано в газете «Ялтинские вести» №36-37(214-215) от 27 июля 2019 года, размещено 26 июля 2019 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, входящем в структуру государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» ( htth://yalta.rk.gov.ru/ru/ document/show/12651).

Согласно пунктам 5 и 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что является собственником земельного участка с домовладением с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, смежного с земельным участком с кадастровым номером , переданного в аренду Обществу.

В ходе рассмотрения дела представителем истца предоставлены копии судебных актов по делам № 2-202/ 2018 (№ 33-3646/2019, № 33-3652/2019), № 2-322/2019, подтверждающих разрешение в судебном порядке вопросов установления сервитута при пользовании Обществом земельным участком с кадастровым номером для прохода, проезда и прокладки коммуникаций к земельному участку с кадастровым номером принадлежащему истцу.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что установление в ПЗЗ, утвержденных решением №16, территориального зонирования для земельного участка кадастровым номером затрагивает интересы истца.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено статьёй 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

Частями 1 и 4 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 8 и частью 1 статьи 32 ГрК РФ, пунктом 9, части 2 ст.29 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 51 сессии 1 созыва1 от 22 сентября 2017 года (далее Устав), утверждение правил землепользования и застройки является полномочиями представительных органов местного самоуправлению по решению вопросов местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения регламентирована статьями 31-32 ГрК РФ, включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждения состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта ( части 5,6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения( часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования ( часть 9 статьи 31ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний ( части 10,11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией по подготовке проекта общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (части 12,13,14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией по подготовке проекта изменений в него с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний и представление его главе местной администрации ( часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или отклонении проекта и о направлении его на доработку в указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний ( часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Как указано выше, материалы дела подтверждают, что Советом на 85 сессии 1 созыва 19 июля 2019 года принято решение № 16, согласно пункту 1 которого были утверждены ПЗЗ.

На момент принятия решения № 16 действовало Положение об организации и проведении общественных обсуждений и (или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Положение№9), утвержденное решением №9 от 21 июня 2018 года, пункт 1.3 которого устанавливал, что оно определяет порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в том числе, по проектам правил землепользования и застройки.

В соответствии с подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Положения №9 обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежали проекты правил землепользования и застройки на территории городского округа.

Общественные обсуждения или публичные слушания назначались Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета (далее - председатель Ялтинского городского совета) путем издания соответствующего постановления ( пункт 3.2 раздела 3 Положения №19).

Материалы дела свидетельствуют о том, что Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета 10 декабря 2018 года было принято Постановление № 29 «О назначении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», которым были назначены общественные обсуждения ПЗЗ, определен порядок их проведения, создана временная комиссия по организации и проведению этих общественных обсуждений, утверждено положение о ней, определен срок для приема предложений и замечаний от участников общественных обсуждений, указаны места размещения экспозиций проекта ПЗЗ.

В материалах дела имеются надлежащим образом заверенные копии протокола заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту ПЗЗ от 21 февраля 2019 года, заключений о результатах проведения общественных обсуждений по проекту ПЗЗ от 22 февраля 2019 года, на территории городского округа, Постановления Администрации №1579-п от 19 июля 2019 года «О направлении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в Ялтинский городской совет», решения №16, доказательства его опубликования в газете «Ялтинские вести» №36-37(214-215) от 27 июля 2019 года, размещения 26 июля 2019 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, входящем в структуру государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» ( htth://yalta.rk.gov.ru/ru/ document/show/12651).

Изучив указанные материалы, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Решение №16 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этого решения, включающая проведение общественных обсуждений, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со статьями 83, 87 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены среди прочего для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, осуществления иных специальных задач.

Согласно статье 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Пунктом 8 статьи 1 ГрКРФ дано определение правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ )

В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Из совокупного анализа приведенных выше норм ГрК РФ в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования городского округа документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципального образования.

Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. При этом правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку, как указано выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования.

Материалы дела свидетельствуют о том, что принадлежащий истцу земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» согласно ПЗЗ находится в границах территориальной зоны «Зона городского центра» ТЗ-06-281, а согласно Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением 75-й сессии 1-го созыва Совета от 3 декабря 2018 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», расположен в границах функциональной зоны «Зона туристического центра», земельный участком с кадастровым номером , переданный в аренду Обществу, с видом разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка» «Для индивидуального жилищного строительства» находится в границах территориальной зоны «Зона многоэтажной жилой застройки» ТЗ-04-139, согласно Генеральному плану он расположен в границах функциональной зоны «Зона застройки многоэтажными жилыми домами».

В силу изложенного, на основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебных заседаниях обстоятельствами Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Совет, принимая Решение № 16 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 90:25:010103:300 к территориальной зоне «Зона многоэтажной жилой застройки» ТЗ-04-139, действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему права по разрешению вопросов местного значения с целью соблюдения установленного ГрК РФ принципа первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, вследствие чего в указанной части этот акт не противоречит ни Закону № 131-ФЗ, ни ГрК РФ, что в полной мере отвечает позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года (п.57).

Доводы административного истца о нарушении при строительстве на земельном участке с кадастровым номером многоквартирного жилого дома технических регламентов, строительных норм, были предметом изучения при рассмотрении Верховным Судом Республики Крым административного дела № 2а-65/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждённого решением 75-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 3 декабря 2018 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

В решении от 28 августа 2019 года по делу № 2а-65/2019, оставленном без изменений апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 15января 2020 года № 127-АПА19-33, указано, что судом установлено отсутствие не только нарушений технических регламентов, строительных норм при возведении объекта на земельном участке с кадастровым номером , но и доказательств нарушения либо угрозы нарушения прав истца при определении этому земельному участку функциональной зоны «Зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами».

С учетом изложенных выше обстоятельств, принимая во внимание соблюдение Советом порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого в части Решения № 16, соответствие его положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Республики Крым в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Ялта Республики Крым, Глава Администрации города Ялта Республики Крым ФИО2, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, общество с ограниченной ответственностью «Ялтаовощ».

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 10 февраля 2020 года.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>