ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-140/20 от 18.06.2020 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД 37RS0021-01-2020-000109-29

Дело № 2а-140/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при секретаре Грибковой А.В.,

с участием:

ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области к ФИО1о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций: недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу.

Административные исковые требования обоснованы тем, что ФИО1 имел в собственности легковой автомобиль, и на основании ст.ст. 356, 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым органом административному ответчику был начислен транспортный налог за <ДД.ММ.ГГГГ> и направлено налоговое уведомление <№>. В связи с неуплатой налогов в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени по транспортному налогу в сумме 9 рублей 47 копеек за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> на недоимки за <ДД.ММ.ГГГГ> В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику заказной корреспонденцией были направлены требования об уплате налога и пени от <ДД.ММ.ГГГГ><№> с предложением добровольно уплатить задолженность по налогу и пени, которое считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. Мировым судьей судебного участка № 1 Фурмановского судебного района Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС № 4 по Ивановской области недоимки по транспортному налогу и пени, на основании возражений административного ответчика данный судебный приказ мировым судьей отменен. До настоящего времени недоимки по налогам и пени от ФИО1 в бюджет не поступили. Разногласия от налогоплательщика не поступили. Просят взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу в сумме 1.812 рублей 50 копеек за <ДД.ММ.ГГГГ>, пени по транспортному налогу в сумме 9 рублей 47 копеек с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, а всего взыскать 1.821 рубль 97 копеек, взыскать с административного ответчика государственную пошлину, от уплаты которой освобожден административный истец.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области, извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 119), предоставили суду дополнительные пояснения (л.д. 54-57), согласно которым просят иск удовлетворить, поскольку согласно базам данных транспортное средство стояло на учете до <ДД.ММ.ГГГГ>.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку транспортное средство было утилизировано <ДД.ММ.ГГГГ>, в подтверждение чего предоставил оригинал справки, выданной РЭО ОГИБДД УВД по <адрес> (л.д. 122), и оригинал свидетельства на высвободившийся номерной агрегат (л.д. 123). Дополнительно пояснил суду, что с <ДД.ММ.ГГГГ> имел временную регистрацию по месту пребывания в <адрес>, постоянно был зарегистрирован в <адрес>. После окончания временной регистрации в <адрес>, более на миграционный учет в <адрес> не вставал, был зарегистрирован в <адрес>. <ДД.ММ.ГГГГ> приобрел в собственность автомобиль Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№>, поставил его на временную регистрацию в РЭО ОГИБДД ОМВД России по <адрес>. В <ДД.ММ.ГГГГ> знакомый ответчика, управляющий автомобилем по доверенности, не справился с управлением, машину занесло, она врезалась в дорожный столб. В результате повреждений от ДТП транспортное средство не подлежало ремонту, машину эвакуировали в гараж, после чего административный ответчик обратился в ГИБДД, чтобы получить документы на утилизацию автомашины и снятие ее с учета. Сотрудник ГИБДД, осмотрев машину, выдал ФИО1 справку о снятии с учета и свидетельство на высвободившийся номерной агрегат – на двигатель. Свидетельство на двигатель получал, потому что двигатель не пострадал, ранее двигатели имели идентификационные номера и их можно было продавать только со свидетельствами. Двигатель от автомашины ФИО1 не продавал, разобрал его на запасные части.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить установленные налоги и сборы. Аналогичное требование содержится в п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно адресной справке и паспорту ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ> зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 27, 121).

Согласно военному билету ФИО1 с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> и с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> стоял на воинском учете в военкомате <адрес>, <ДД.ММ.ГГГГ> поставлен на воинский учет в <адрес> (л.д. 124-126).

Согласно карточкам учета транспортных средств (л.д. 29, 30) <ДД.ММ.ГГГГ> за ФИО1 на срок регистрации до <ДД.ММ.ГГГГ> было зарегистрировано транспортное средство Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№>. Регистрация прекращена <ДД.ММ.ГГГГ> в связи с окончанием срока регистрации на ограниченный срок.

Согласно справке госавтоинспекции ГУВД по <адрес> автомобиль Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№>, состоял на учете в РЭО ГИБДД по <адрес> с <ДД.ММ.ГГГГ>, снят с учета <ДД.ММ.ГГГГ> в связи с утилизацией (л.д. 122). ФИО1 <ДД.ММ.ГГГГ> выдано свидетельство на высвободившийся номерной агрегат <№> – на двигатель <№> (л.д. 34).

Доводы административного истца о том, что выданное свидетельство на высвободившийся номерной агрегат подтверждает замену двигателя на автомобиле Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№>, суд находит несостоятельными, поскольку автомобиль был поставлен и снят с учета с одним номером двигателя, который совпадает с номером двигателя указанным в свидетельстве.

Согласно справке ОМВД России по <адрес> автомобиль Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№> регион, 1993 года выпуска, был зарегистрирован на ограниченный срок (до <ДД.ММ.ГГГГ>) за гражданином ФИО1, с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. В связи с тем, что ФИО1 не обращался в подразделения ГИБДД МВД России для продления регистрации указанного автомобиля, по инициативе ГИБДД, в соответствии с п. 62 приказа <№> МВД РФ регистрация указанного транспортного средства была прекращена. В связи с истечением срока давности хранения документов направить копии документов, послуживших основаниями для постановки на учет указанного транспортного средства не представляется возможным (л.д. 76). Основанием для снятия с регистрационного учета в ГИБДД МВД России автомобиля послужило истечение срока регистрации на ограниченный срок, данное регистрационное действие было произведено без личного присутствия владельца по инициативе ГИБДД в связи с отсутствием подтверждения о продлении временной регистрации. Основания выдачи справки в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> от <№> о прекращении регистрации в связи с утилизацией в ГИБДД МВД России автомобиля Хонда Домани отсутствуют (л.д. 94).

На дату регистрации транспортного средства Honda Domani, государственный регистрационный знак <№>, за ФИО1 (<ДД.ММ.ГГГГ>) порядок регистрации транспортных средств регулировался Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» и «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним».

Согласно п. 21 Правил временная регистрация зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств за их собственниками или владельцами по месту пребывания транспортных средств и регистрации места пребывания физического лица или нахождения юридического лица либо его филиала (представительства), указанного в учредительных документах создавшего его юридического лица, а также иного обособленного подразделения, осуществляется в порядке, предусмотренном п. 47 настоящих Правил.

Согласно п. 25 Правил по заявлениям собственников незарегистрированные транспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам, имеющим регистрацию по месту жительства, могут быть зарегистрированы по месту пребывания указанных лиц на период пребывания. Обстоятельства, не позволяющие произвести регистрацию транспортных средств по месту жительства их собственников, указываются в заявлении.

Согласно п. 47 Правил зарегистрированные в Госавтоинспекции транспортные средства, вывозимые за пределы территории субъекта Российской Федерации на срок более 2 месяцев и на которые отсутствуют запреты и ограничения на производство регистрационных действий, указанные в п.п. 45 и 51 настоящих Правил, по просьбе собственников или владельцев транспортных средств, изложенной в заявлении, временно регистрируются в регистрационных подразделениях по месту пребывания транспортных средств и регистрации места пребывания физического лица или нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения.

Временная регистрация транспортного средства по месту пребывания производится с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационных знаков на срок, указанный в заявлении, не превышающий срока действия доверенности, договора либо иных документов, предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В этих случаях регистрационные документы и знаки, выданные регистрационными подразделениями, которыми зарегистрировано транспортное средство, а также удостоверенные в установленном порядке копии доверенностей или договоров сдаются в регистрационное подразделение.

Согласно п. 47.1 Правил временная регистрация транспортных средств по месту пребывания прекращается по заявлениям собственников или владельцев транспортных средств либо по истечении срока действия доверенностей, договоров, свидетельств о регистрации по месту пребывания граждан или при изменении регистрационных данных, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 47.1 Правил при прекращении временной регистрации транспортных средств по месту пребывания они снимаются с регистрационного учета. Выданные свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение по месту временной регистрации транспортных средств, а заявителям выдаются принятые от них регистрационные документы и знаки.

Согласно п. 58 Административного регламента в графах «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» свидетельства о регистрации транспортных средств (при временной регистрации транспортных средств по месту пребывания собственников, имеющих регистрацию по месту жительства), карточки учета транспортных средств, реестра регистрации транспортных средств делается запись "Временная регистрация до __" и указывается дата окончания срока регистрации собственника по месту пребывания.

Согласно п. 59 Административного регламента информация о временно зарегистрированных транспортных средствах по месту пребывания собственников, имеющих регистрацию по месту жительства, и снятии таких транспортных средств с временного регистрационного учета направляется в порядке, установленном п.п. 54 и 55 настоящего Административного регламента, в регистрационное подразделение по месту жительства собственника для формирования отдельных картотек учета транспортных средств, находящихся в собственности граждан.

Согласно п. 59.1 Административного регламента по истечении срока регистрации по месту пребывания собственников транспортных средств и отсутствии их обращений для снятия транспортных средств с учета, из соответствующих подразделений ФМС России истребуется информация о сроке регистрации граждан по месту пребывания. В случае наличия регистрации граждан по месту пребывания регистрация транспортных средств продлевается на соответствующий срок путем проставления отметок в карточках учета транспортных средств. При снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания и неснятии транспортных средств с регистрационного учета в 5-дневный срок регистрация транспортных средств аннулируется в соответствии с п. 43 настоящего Административного регламента. Подлежащие сдаче и не сданные в регистрационное подразделение паспорта транспортных средств, регистрационные документы и знаки признаются недействительными и выставляются в розыск.

Согласно п. 50 Правил документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты зарегистрированных в Госавтоинспекции транспортных средств выдаются по заявлению собственников или владельцев транспортных средств при изменении регистрационных данных, связанных с заменой соответствующих номерных агрегатов, а также при снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с их утилизацией (списанием).

Согласно п. 37.1 Административного регламента госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом по заявлению в случаях, предусмотренных п. 50 Правил регистрации, оформляется и выдается свидетельство на высвободившийся номерной агрегат, факт получения которого собственником или владельцем транспортного средства удостоверяется его подписью в реестре регистрации транспортных средств или в заявлении при автоматизированном оформлении регистрационных действий.

Согласно п. 37.2 Административного регламента выдача свидетельств на высвободившиеся номерные агрегаты после замены номерного агрегата либо после снятия транспортного средства с регистрационного учета в связи с утилизацией, если данные свидетельства не были своевременно истребованы собственником либо владельцем транспортного средства, осуществляется по заявлению на основании учетно-регистрационных данных.

Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» в приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» внесены изменения, которые запретили дальнейшую временную регистрацию транспортных средств по месту пребывания их собственников, были изменены положения п. 47 произведенная ранее временная регистрация транспортных средств по месту пребывания прекращается по заявлениям собственников или владельцев транспортных средств либо по истечении срока действия (расторжения, отмены) договоров, доверенностей, истечения срока действия свидетельств о регистрации по месту пребывания граждан или при изменении регистрационных данных, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказ МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 26.06.2018 № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», которые предусматривали временную регистрацию только транспортных средств, зарегистрированных в других государствах и временно ввезенных на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев.

<ДД.ММ.ГГГГ> в МИФНС России <№> по <адрес> направило в адрес ФИО1 налоговое уведомление <№> о необходимости уплатить транспортный налог за 2013 г. за транспортное средство Хонда Домани, государственный регистрационный знак <***> регион, в сумме 1.812 рублей 50 копеек (л.д. 14).

<ДД.ММ.ГГГГ> МИФНС России <№> по <адрес> направило в адрес ФИО1 требование <№> с предложением добровольно уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 1.812 рублей 50 копеек и пени в сумме 819 рублей 65 копеек в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д. 10).

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Фурмановского судебного района в Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> отменен судебный приказ от <ДД.ММ.ГГГГ> по делу № 2а-1876/2019 по заявлению взыскателя МИФНС России по Ивановской области о взыскании с должника ФИО1 недоимки по транспортному налогу за <ДД.ММ.ГГГГ> в сумме 1.812 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> в сумме 9 рублей 47 копеек, а всего 1.821 рубль 97 копеек, государственной пошлины в размере 200 рублей (л.д. 8).

Согласно сообщению МИФНС России <№> по <адрес> ФИО1 был начислен транспортный налог за <ДД.ММ.ГГГГ> г.г., задолженность за <ДД.ММ.ГГГГ>. списана, транспортный налог за <ДД.ММ.ГГГГ> в бюджет не поступал (л.д. 80-81).

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Частью 3 данной статьи определено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса; 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Уничтожение транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст.ст. 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

По смыслу закона, в тех случаях, когда налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Пунктом 50 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, предусмотрено лишь два случая выдачи свидетельств на высвободившийся номерной агрегат: в связи с заменой номерного агрегата и в связи со снятием с регистрационного учета транспортного средства в связи с его утилизацией (списанием).

Как следует из анализа карточек учета транспортного средства Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№> регион, составленных при постановке и снятии автомобиля с учета, номерные агрегаты на автомобиле не поменялись, таким образом, суд признает установленным, что свидетельство на высвободившийся номерной агрегат <№> – на двигатель <№> выдано ФИО1 в связи с утилизацией <ДД.ММ.ГГГГ> автомобиля Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№>, что также подтверждается справкой РЭО ОГИБДД УМВД России по <адрес> края.

Судом установлено, что транспортного средства Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№>, было утилизировано <ДД.ММ.ГГГГ>, собственником транспортного средства ФИО1 были приняты меры по обращению в компетентные органы для снятия автомобиля с регистрационного учета, о чем свидетельствует справка РЭО ОГИБДД УМВД России по <адрес> края.

Невнесение сотрудниками РЭО ОГИБДД УМВД России по <адрес> края сведений в информационную базу данных о снятии автомобиля с учета не может являться основанием к возложению на административного ответчика обязанности по уплате транспортного налога за автомобиль, который был утилизирован и снят с регистрационного учета. Также суд отмечает, что поскольку с <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 не имел регистрации по месту пребывания в <адрес>, что подтверждается записями в военном билете административного ответчика, регистрация транспортного средства Хонда Домани, государственный регистрационный знак <№> регион, в соответствии с Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» и «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», подлежала аннулированию в течение пяти дней со дня истечения срока регистрации ФИО1 по месту пребывания (п. 59.1 Административного регламента), что также исключало возможность начисления МИФНС России <№> по <адрес> транспортного налога за <ДД.ММ.ГГГГ>

На основании изложенного, установив что объект налогообложения уничтожен и снят с регистрационного учета <ДД.ММ.ГГГГ>, суд приходит к выводу, что в удовлетворении искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области к ФИО1о взыскании обязательных платежей и санкций следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ивановской области к ФИО1о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: ________________

Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>