ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1410/19 от 24.04.2019 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

дело № 2а-1410/2019

66RS0001-01-2019-002269-76

Мотивированное решение суда изготовлено 24.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2019 г. гор. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Черных О.А.

при секретаре Расулеве М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 04.02.2019,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился административный истец ФИО1 с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным решение ГУ МВД России по Свердловской области от 04.02.2019 об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Свои исковые требования административный истец ФИО1 мотивирует тем, что он является гражданином Таджикистана, длительное время проживает в Российской Федерации. 27.04.2017 им получено разрешение на временное проживание в Российской Федерации на срок до 27.04.2020.

12.12.2018 им в ОП № 11 УМВД России по гор. Екатеринбургу подано уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, к которому была приложена справка из ПАО Сбербанк России, согласно которой 12.11.2018 им открыт вклад на сумму 150 000 руб. 12.03.2019 он узнал о принятом в отношении него решении об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Считает, что оспариваемое решение нарушает его права, свободы и законные интересы, т.к. он, хотя официально не работает, имеет достаточно средств для содержания себя и своей семьи, в помощи государства не нуждается. 26.02.2016 им заключен брак с гражданкой Российской Федерации ФИО2

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель Цинк А.В., действующий по устному ходатайству, исковые требования подержали в полном объеме и просили суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признал и суду пояснил, что 12.12.2018 ФИО1 обратился в ОП № 11 УМВД России по гор. Екатеринбургу с уведомлением о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, к которому была приложена справка из ПАО Сбербанк России, согласно которой 12.11.2018 им открыт вклад на сумму 150 000 руб. Однако, данная справка не подтверждает размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения разрешения на временное проживание. Поэтому 04.02.2019 ГУ МВД России по Свердловской области было принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку ФИО1 является гражданином Таджикистана, то его правовое положение в Российской Федерации определяет Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 25.07.2002 N 115-ФЗ.

В силу статьи 2 названного Федерального закона, временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание, в соответствии с указанным законом, это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Пунктом 9 статьи 6 этого же федерального закона установлено, что временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ранее выданное иностранному гражданину разрешение на временное проживание аннулируется в случае, если иностранный гражданин в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:

- размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- обучающегося по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации Российской Федерации;

- обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации высшего образования в Российской Федерации, в том числе и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

- пенсионера или инвалида;

- относящегося к иным категориям лиц, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 12.12.2018, выполняя с нарушением срока вышеприведенные требования пункта 9 статьи 6 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", административный истец представил в соответствующее подразделение ГУ МВД России по Свердловской области уведомление о подтверждении проживания в Российской Федерации. Данное уведомление в соответствии с названной нормой закона подано им за период с 27.04.2017 по 27.04.2018, то есть за первый год после выдачи ему 27 апреля 2017 года разрешения на временное проживание в Российской Федерации .

В уведомлении он указал место своего проживания в г. Екатеринбурге Свердловской области, сообщил, что в указанный период не работал, проживал на личные сбережения, в период с 04.04.2018 до 10.08.2018 находился в Таджикистане по семейным обстоятельствам.

В качестве документа об источниках дохода приложил справку из ПАО "Сбербанк России", согласно которой 12 ноября 2018 года им открыт вклад на сумму 150 000 рублей.

04.12.2018 начальником ОП № 11 УМВД России по гор. Екатеринбургу в отношении ФИО1 вынесено постановление о привлечении его административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб., который был оплачен ФИО1 12.12.2018.

Данным постановлением установлено, что гражданином Таджикистана ФИО1 не была исполнена обязанность по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справок о доходах.

04 февраля 2019 ГУ МВД России по Свердловской области принято решение (заключение), согласно которому на основании п.п. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации гражданина Таджикистана ФИО1

Подпункт 8 пункта 1 статьи 7 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" фактически содержит три самостоятельных основания для аннулирования разрешения на временное проживание:

1) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание иностранный гражданин не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток;

2) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание иностранный гражданин не получал доходов в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание;

3) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание иностранный гражданин не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

При этом наличие одного (любого) из этих обстоятельств достаточно для принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание.

Из документов, представленных административным истцом вместе с названным уведомлением, не следует, что в течение очередного года (с 27.04.2017 по 27.04.2018) со дня выдачи ему разрешения на временное проживание он получал какие-либо доходы.

Приложенная к уведомлению справка из банка, также не подтверждает получение им в указанный период каких-либо доходов, поскольку свидетельствует лишь о том, что 12.11.2018, то есть уже после очередного года со дня выдачи ему разрешения на временное проживание, у него появились денежные средства в сумме 150 000 руб.

При этом указанная справка не свидетельствует о том, что названная сумма была получена истцом в качестве дохода в период с 27.04.2017 по 27.04.2018.

Также, 12.12.2018 ФИО1 было дано объяснение, в котом он указал, что в период с сентября 2017 по настоящее время не работает, из-за семейных обстоятельств в период с 04 апреля 2018 по 10 августа 2018 находился в республике Таджикистан, поэтому не успел подать документы для уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, сейчас находится в поиске работы, указал из родственников - граждан Российской Федерации только дядю Расулова.

В судебном заседании ФИО1 не смог объяснить противоречия в части места работы и проживания со своей супругой ФИО4

При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт неполучения административным истцом в период очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание достаточных доходов.

При таких обстоятельствах, являются правильными выводы ГУ МВД России по Свердловской области в оспариваемом решении о неполучении административным истцом в период очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание доходов, позволяющих содержать себя, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

То есть, в данном случае подтверждается наличие одного из оснований, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" для аннулирования оформленного истцу разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемое решение об аннулировании административному истцу разрешения на временное проживание соответствует вышеприведенной норме Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", принято в пределах полномочий административного ответчика (пункт 4 статьи 7 Закона "О правовом положении иностранных граждан", Указ Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156), то есть является законным.

Сам факт наличия средств, достаточных для содержания, не исключает возможности применения иных оснований для аннулирования разрешения на временное проживание, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 7 Закона "О правовом положении иностранных граждан" (в данном случае, как раз применено иное основание - неполучение доходов), поскольку все предусмотренные этой нормой закона основания для аннулирования разрешения на временное проживание носят альтернативный характер, каждое из них может быть применено самостоятельно, их применение не связывается с наличием или отсутствием других. Неприменение этих условий может быть только в случаях прямо предусмотренных законом. Таких условий в данном случае не имеется, и доказательств их существования не представлено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным решения ГУ МВД России по Свердловской области от 04.02.2019 об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданина Таджикистана ФИО1

Также суд отвергает доводы о нарушении оспариваемым решением прав административного истца на уважение личной и семейной жизни, гарантированных, в том числе и статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку оспариваемое решение само по себе не ограничивает права истца на общение с членами его семьи – супругой, являющейся гражданкой Российской Федерации. Эти его права он вправе реализовывать, но с учетом распространяющихся на него правил пребывания в Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, когда оспариваемое решение об аннулировании разрешения на временное проживание соответствует нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, и не нарушает прав административного истца, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 04.02.2019 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга.

Судья: Черных О.А.