ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1410/2022 от 10.10.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1410/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2022 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Разиной Л.В.

при секретаре Морозовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сальского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, обязании создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах поселения, путем создания новых маршрутов при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках,

УСТАНОВИЛ:

Сальский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, обязании создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах поселения, путем создания новых маршрутов при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках.

В обоснование указывает, что Сальской городской прокуратурой на основании обращения Тишечко Т.И. проведена проверка исполнения Администрацией Сальского городского поселения законодательства, регламентирующего вопросы предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 131) создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание населения в границах поселения.

Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 2, п. 8, 52 ст. 33 Устава муниципального образования «Сальское городское поселение», принятого решением Собрания депутатов Сальского городского поселения от 29.05.2020 № 288.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Между Администрацией Сальского городского поселения и Государственным унитарным предприятием Ростовской области «Сальское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – ГУП РО «Сальское ПАТП») заключен муниципальный контракт от 08.04.2020 № 2020.0015 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым маршрутам в границах Сальского городского поселения Ростовской области.

В соответствии с п. 1.1. указанного договора подрядчик обязуется выполнять работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым маршрутам в границах Сальского городского поселения Ростовской области по маршрутам, параметры которых установлены приложением № 1 к указанному контракту, являющегося идентичным по отношению к реестру муниципальных городских маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденному постановлением Администрации Сальского городского поселения от 22.08.2016 № 509.

Приложением № 1 к муниципальному контракту № 2020.0015 утверждены параметры маршрутов за один день, в том числе максимальное количество транспортных средств на маршруте и резервное количество транспортных средств на маршруте.

В соответствии с параметрами маршрута № 1 «ул. Одесская – ПМК «Водстрой» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 6 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 2 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 2 «ул. Айвозовского – Рыбколхоз» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 6 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 3 «ПМК «Ремводстрой» – завод «КПО» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 7 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 2 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 4 «ул. Пушкина – швейный цех – Аэропорт» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 7 «ул. Пушкина – Сальск-7» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 9 «Ж.Д. больница – пер. Брянский – ЖСК «Луна» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 17 «ул. Пушкина – Ж.Д. больница» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 21 «Военторг – Ж.Д. больница» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 27 «Рыбколхоз – Автовокзал – ул. Одесская» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 33 «ЖСК «Луна» – Автовокзал – ул. Одесская» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

В соответствии с параметрами маршрута № 20 «ул. Пушкина – Плодопитомник» максимальное количество транспортных средств на указанном маршруте составляет 1 единиц. Резервное количество транспортных средств не менее 1 единиц.

Общее максимальное количество транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом составляет 27 единиц. Общее резервное количество транспортных средств составляет 13 единиц.

Согласно приложению № 7 к муниципальному контракту № 2020.0015 заказчик осуществляет контроль соблюдения подрядчиком условий контракта.

В соответствии с пояснениями, данными ГУП РО «Сальское ПАТП», полное выполнение обязательств по муниципальному контракту № 2020.0015 подрядчиком является невозможным в связи с тяжелым экономическим положением предприятия. Остаточное количество транспортных средств, пригодных для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по состоянию на 04.05.2022 составляет 8 единиц.

Указанное количество транспортных средств, пригодных для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, является недостаточным для удовлетворения потребности населения в регулярных перевозках пассажиров.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм закона Администрацией Сальского городского поселения транспортное обслуживание населения в границах поселения на должном уровне не организовано.

По данному факту заместителем Сальского городского прокурора главе Администрации Сальского городского поселения 26.05.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления транспортных услуг населению и организации транспортных услуг, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих не приняты, о чем свидетельствуют ответ Администрации Сальского городского поселения от 24.06.2022.

Из ответа Администрации Сальского городского поселения от 24.06.2022 следует, что право на установление муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам не использовано, по причине того, что маршруты включены в действующий муниципальный контракт № 2020.0015 заключенный с ГУП РО «Сальское ПАТП», в связи с чем, нет оснований для организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Вместе с тем, право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

В соответствии с п. 1 постановления Администрации Сальского городского поселения от 22.08.2016 № 509 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным городским маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области» (далее - Постановление об организации регулярных перевозок на территории Сальского городского поселения), Администрация Сальского городского поселения является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным городским маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского городского поселения.

В соответствии с п. 2.7. Положения о городских маршрутах регулярных перевозок, новые маршруты устанавливаются при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Оптимизацией реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города - это в том числе определение необходимого количества транспортных средств соответствующего вида для каждого муниципального маршрута регулярных перевозок. (п. 1.3 Положения о городских маршрутах регулярных перевозок).

С учетом данных положений орган местного самоуправления, обязан в силу ст.ст. 14, 17, 18 Федерального закона № 220-ФЗ и малого количества транспортных средств в ГУП РО «Сальское ПАТП», п. 2.7 Положения о городских маршрутах регулярных перевозок, принять решение об оптимизации реестра муниципальных маршрутов и установления новых (смежных) муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Исходя из ответа от 24.06.2022, с учетом социальной значимости указанного вопроса, Администрацией Сальского городского поселения игнорируются требования п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что порождает незаконное бездействие Администрации при исполнении обязанности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Таким образом, Администрацией Сальского городского поселения, как органом местного самоуправления, в силу закона ответственного за создание условий предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, соответствующие условия не созданы, то есть допущено незаконное бездействие.

Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы по исполнению указанной обязанности, не являются законным основанием для освобождения административного ответчика от выполнения возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами обязанностей по предоставлению транспортных услуг населению.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской федерации, но и права и свободы граждан, установленных ст.ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации.

Административный истец Сальский городской прокурор Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц, уточнил исковые требования, согласно которым, прокурор просит суд признать незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, обязании создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах поселения, путем создания новых маршрутов при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках.

Представитель административного истца Сальского городского прокурора Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц – Суворов Н.А., в судебном заседании настаивал на уточненных исковых требованиях, по основаниям изложенных в иске.

Представитель административного ответчика Администрации Сальского городского поселения Ростовской области – Суринова А.Ю., просила суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на л.д. 52-53.

В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.

Пункт 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(в действовавшей редакции), согласно которому создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ) данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с пунктами 17, 18 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ, под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

На основании части 1 статьи 11 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона.

Согласно статье 17 Федерального закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 этого Федерального закона маршрутами регулярных перевозок (организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам) уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1).

Как следует из материалов дела, Сальского городской прокуратурой во исполнение ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре» РФ», проведена проверка исполнения Администрацией Сальского городского поселения законодательства, регламентирующего вопросы предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения.

Проверка показала, что остаточное количество транспортных средств. Пригодных для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по состоянию на 04.05.2022 года составляет 8 единиц. Указанное количество транспортных средств. Пригодных для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, является недостаточным для удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках пассажиров. Таким образом, в нарушение действующих норм законодательства Администрацией Сальского городского поселения транспортное обслуживание населения в границах поселения на должном уровне не организовано. Право на установление смежных муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по нерегулярным тарифам также не использовано. (л.д.41-44)

Между Администрацией Сальского городского поселения и ГУП РО «Сальское ПАТП» заключен муниципальный контракт от 08.04.2020 года № 2020.0015 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым маршрутам в границах Сальского городского поселения Ростовской области. (л.д.57-159).

В соответствии с п. 1.1. указанного муниципального контракта подрядчик обязуется выполнять работы. Связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым маршрутам, параметры которых установлены приложением № 1 к указанному контракту. Являются идентичными по отношению к реестру муниципальных городских маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденному постановлением Администрации Сальского городского поселения от 22.08.2016 года № 509.

Общее максимальное количество транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом составляет 27 единиц. Общее резервное количество транспортных средств составляет 13 единиц.

Согласно приложения № 7 к муниципальному контракту № 2020.015 заказчик осуществляет контроль соблюдения подрядчиком условий контракта.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

Кроме того, согласно ФЗ от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи. 3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В соответствии со ст. 21 ФЗ от 13.07.2015 N 220-ФЗ, предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

Так, правом на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам может воспользоваться перевозчик в случае проведения конкурса и получения соответствующего свидетельства.

С учетом положений ФЗ от 13.07.2015 N 220-ФЗ и Постановления Администрации Сальского городского поселения от 22.08.2016 № 509 № «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области» орган местного самоуправления обязан принять решение об оптимизации реестра муниципальных маршрутов и установления новых (смежных) муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Пунктом 3 Постановления об организации регулярных перевозок на территории Сальского городского поселения утвержден реестр муниципальных городских маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Согласно п. 1.2. Положения о городских маршрутах регулярных перевозок, положение разработано в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках пассажиров, повышения культуры и качества их обслуживания и обеспечения безопасности перевозки пассажиров.

В соответствии с п. 2.7. Положения о городских маршрутах регулярных перевозок, новые маршруты устанавливаются при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Оптимизацией реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок города - это в том числе определение необходимого количества транспортных средств соответствующего вида для каждого муниципального маршрута регулярных перевозок. (п. 1.3 Положения о городских маршрутах регулярных перевозок).

С учетом данных положений орган местного самоуправления, обязан в силу ст.ст. 14, 17, 18 Федерального закона № 220-ФЗ и малого количества транспортных средств в ГУП РО «Сальское ПАТП», п. 2.7 Положения о городских маршрутах регулярных перевозок, принять решение об оптимизации реестра муниципальных маршрутов и установления новых (смежных) муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно ч. ч ст. 18 ФЗ РФ № 131-ФЗ, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Исходя из изложенного, Администрацией Сальского городского поселения, как органом местного самоуправления, в силу закона ответственного за создание условий предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, соответствующие условия не созданы, то есть допущено незаконное бездействие.

Возражая против иска, представитель ответчика сослалась на то, что в силу ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ установление муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.

Однако суд не может согласиться с указанной позицией ответчика по следующим причинам.

Как указано ранее, согласно частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 данного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, предъявленных к администрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана прежде всего устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и только наряду с указанными маршрутами (в дополнение к ним) вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что администрация в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана прежде всего устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а также наряду с указанными маршрутами (в дополнение к ним) устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Поскольку в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что количество транспортных средств, пригодных для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, является недостаточным для удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках пассажиров, суд соглашается с доводами административного истца о бездействии административного ответчика, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения Сальского городского поселения. В связи с чем, необходимо обязать административного ответчика создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах поселения, путем создания новых маршрутов при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, вместе с тем учитывает, что за время судебного разбирательства административным ответчиком предпринято ряд мер по устранению выявленных нарушений. Так, согласно постановлению от 19.09.2022 г. № 436 были внесены изменения в Постановление №509 от 22.08.2016 г. в части увеличения количества муниципальных маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (л.д. 180-198). С учетом позиции административного ответчика о сроках проведения конкурса и получения соответствующего свидетельства, суд считает установить срок исполнения решения суда до 30.03.2023г.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Сальского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, обязании создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах поселения, путем создания новых маршрутов при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации Сальского городского поселения Ростовской области, выразившегося в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения.

Обязать Администрацию Сальского городского поселения Ростовской области создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах поселения, путем создания новых маршрутов при проведении оптимизации реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках в срок до 30.03.2023 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2022 года.

Председательствующий Л.В. Разина