ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1411/18 от 14.06.2018 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1411/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2018 года г. Нефтекамск РБ

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи И.Ф. Сафиной,

в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 29 по Республике Башкортостан к Заирову А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме 13 078, 50 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан (далее МРИ ФНС №29 по РБ) обратилась в суд с требованием о взыскании с Заирову А.С. обязательных платежей и санкций в общей сумме 13 078,50 руб., указав, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ года. Заиров А.С. являлся плательщиком ЕНВД, УСН.

Поскольку Заиров А.С. в установленный законодательством срок несвоевременно уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды с 01.01.2017 г. в размере 2958, 38 руб., страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 г. в размере 391, 50 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС с 01.01.2017 г. в размере 383 руб., налог по УСН в размере 8555 руб. не уплатил, несвоевременно уплатил единый налог на вмененный доход за 1, 4 квартал 2013 г., должнику начислены пени согласно ст.25 Закона №212-ФЗ, за каждый день просрочки платежа.

Размер пеней за каждый календарный день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

За несвоевременную уплату страховых вносов начислены пени:

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 г. в размере 43, 21 руб.;

- по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству с 01.01.2017 г. в размере 5, 70 руб.;

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС с 01.01.2017 г. в сумме 9, 00 руб.;

- по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 679, 30 руб.;

- по единому вмененному доходу для отдельных видов деятельности в сумме 53,41 руб.

Межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан направила Заирову А.С. требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 8745 от 13.05.2017 г. со сроком уплаты до 01.06.2017 года; № 33846 от 12.05.2017 г.; № 35463 от 01.06.2017 г. со сроком уплаты до 22.06.2017 г.; № 232581 от 30.01.2014 г. со сроком уплаты до 19.02.2014 г.; №238814 от 30.04.2014 г. со сроком уплаты до 23.05.2014 г.

Административный истец просит восстановить срок для подачи заявления о взыскании задолженности и взыскать с Заирова А.С. указанные выше суммы пени.

Определением суда от 08 июня 2018 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный истец МРИ ФНС России № 29 по РБ, административный ответчик Заиров А.С. возражений относительно применения упрощенного порядка не представили. Заявлений, ходатайств в суд не поступило.

Суд, исследовав представленные административным истцом доказательств, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.

Согласно ст. 3 НК Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В силу ч.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Из письменных материалов дела следует, что за Заировым А.С. числится задолженность по пеням по страховым взносам.

В связи с этим межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан в соответствии со ст. 69 НК РФ направила налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 13.05.2017 г. со сроком уплаты до 01.06.2017 года; от 12.05.2017 г.; от 01.06.2017 г. со сроком уплаты до 22.06.2017 г.; от 30.01.2014 г. со сроком уплаты до 19.02.2014 г.; 30.04.2014 г. со сроком уплаты до 23.05.2014 г.

Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа оставлены налогоплательщиком без удовлетворения.

В суд с заявлением о взыскании задолженности по пени МРИ ФНС России №29 по РБ обратилась 25 мая 2018 года, т.е. с пропуском срока, установленного ч.2 ст. 48 НК РФ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что истцом подано ходатайство в суд о восстановлении пропущенного срока, в котором истец указал, что иск подан с пропуском срока, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса, в обоснование уважительной причины пропуска срока инспекция указывает на необходимость подготовки полного комплекта документов, подтверждающих наличие задолженности у налогоплательщика, что привело к установлению несоблюдению норм налогового законодательства.

Указанные истцом обстоятельства, не являются основанием для восстановления пропущенного срока.

Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока административным истцом не представлено.

Таким образом, судом установлено, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

При совокупности таких обстоятельств в удовлетворении данного административного искового заявления необходимо отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к Заирову А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме 13 078, 50 руб., - отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда Республики Башкортостан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Нефтекамский городской суд РБ.

Судья: И.Ф. Сафина