ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1411/19 от 20.09.2019 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск ДД.ММ.ГГГГ

Краснокамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Добрыдневой Т.С.,

при секретаре Печерских О.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании сумм недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Пермскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган, административный истец), руководствуясь ст.ст. 31, 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, кодекс), ст.ст. 125, 126, 286, 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обратилась с требованиями к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в результате неисполнения налоговых обязательств в общей сумме 95529,00 рублей.

В обоснование требований указала, что в 2017 году между ФИО1 и АО «ФИНОТДЕЛ» было заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору займа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому АО «ФИНОТДЕЛ» простил часть долга по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 272 939 рублей 10 коп. Таким образом, при прощении долга по договору займа в размере 272 939,10 рублей у ФИО1 образовался доход.

В соответствии со ст.288 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, предусмотренном п.5 ст.226 и п.14 ст.226.1 НК, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению, являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Согласно ст.288 НК налог на доходы физических лиц уплачивается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Налоговым органом заказной корреспонденцией в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием информации об уплате налоговых обязательств за 2017 год. Однако, в установленные законодательством сроки суммы налогов административным ответчиком не уплачены. В порядке ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику заказной корреспонденцией было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ. В добровольный срок требование не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Краснокамского судебного района Пермского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка был вынесен судебный приказ о взыскании с должника ФИО1 задолженности по налогам в общей сумме 95529,00 рублей. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями от должника.

Административным ответчиком обязанность по уплате налогов исполнена не была. По истечении установленного срока уплаты, административный ответчик сумму налога в полном объеме не уплатил, в связи с чем, образовалась недоимка по налогам.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Административный ответчик в представленном письменном отзыве против удовлетворения требований возражал.

Заинтересованное лицо АО «ФИНОТДЕЛ» извещенное надлежащим образом, в суд представителя не направили, о причинах неявки не сообщили.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы. Данная обязанность, в свою очередь, закреплена статьей 23 НК РФ.

Согласно п.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ФИНОТДЕЛ» и ФИО1 заключен договор займа на сумму 400 000 рублей, с выплатой процентов в размере <данные изъяты>% годовых согласно графику платежей.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и АО «ФИНОТДЕЛ» было заключено дополнительное соглашение к договору займа от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому АО «ФИНОТДЕЛ» простил часть долга по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 272 939 рублей 10 коп.

Таким образом, при прощении долга по договору займа в размере 272 939,10 рублей у ФИО1 образовался доход.

В соответствии со ст.288 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, предусмотренном п.5 ст.226 и п.14 ст.226.1 НК, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению, являются плательщиками налога на доходы физических лиц. Согласно ст.288 НК налог на доходы физических лиц уплачивается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Налоговым органом заказной корреспонденцией в адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием информации об уплате налоговых обязательств за 2017 год.

В установленные законодательством сроки суммы налогов административным ответчиком не уплачены.

Административным истцом в адрес административного ответчика в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ было направлено требование об уплате налога (сбора), страховых взносов, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на сумму общую сумму 95529 рублей (л.д. 14). Требования в добровольный срок до ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не исполнены в полном объеме.

Согласно п.1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены ст.224 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.1, 2 ст.224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;

процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2 настоящего Кодекса;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса;

доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 214.2.1 настоящего Кодекса.

Исходя из налогового уведомления, административным истцом в адрес административного ответчика направлено уведомление об уплате налога по ставке 35%, на основании справки о доходах физического лица, представленной налоговым агентом АО «ФИНОТДЕЛ» с кодом доходов 2610 (материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организации или индивидуальных предпринимателей (Приказ Федеральной налоговой службы от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387 «об утверждении кодов видов доходов и вычетов»).

Таким образом, ставка 35% рассчитана из вида дохода, указанного в ч.2 ст.224 НК РФ - суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.

В силу пп.1 п.1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Согласно абз.5 пп.1 п.1 ст.212 НК РФ материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (за исключением материальной выгоды, указанной в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 333-ФЗ)

соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 333-ФЗ)

такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

С учетом изложенного особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении доходов в виде материальной выгоды, предусмотренной статьей 212 Кодекса, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.11.2017 N 333-ФЗ, применяются начиная с налогового периода 2018 года вне зависимости от даты заключения договора займа (кредита), то есть в том числе по договорам займа (кредита), заключенным до 1 января 2018 года. Поскольку требования заявлены о взыскании недоимки за налоговый период 2017 года, указанные особенности применению не подлежат, суд руководствуется общими положениями пп.1 п.1 ст. 212 НК РФ.

В силу пп. 1 п.2 ст.212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 223 Кодекса (в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ) при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств дата фактического получения дохода определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.

Таким образом, при получении физическим лицом займа (кредита), сумма процентов по которому меньше суммы процентов, исчисленных исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, у заемщика образуется подлежащий налогообложению доход в виде материальной выгоды.

Поскольку установленная договором займа процентная ставка (55% годовых) превышает в значительной степени 2/3 ставки рефинансирования установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода (6%), ФИО1 не был получен доход в виде материальной выгоды в смысле положений ст.212 НК РФ.

При прощении банком задолженности по выплате суммы кредита должник получает доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%. При этом уведомление и требование об уплате налога на ставке 13% в установленном порядке ФИО1 не направлялись.

Вместе с тем в силу п.72 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов:

в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;

в виде дивидендов и процентов;

в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса;

в натуральной форме, определяемых в соответствии со статьей 211 настоящего Кодекса, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;

в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

Данный пункт введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым по данному виду налога предоставлена налоговая льгота при установлении освобождения от налогообложения.

В силу п.5 ст.226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Поскольку дохода в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ, административным ответчиком не получено, а указанные доходы относятся к числу исключений, на доход, полученный ФИО1 в результате прощения долга, распространяются положения п.72 ст.217 НК РФ.

Вместе с тем, доводы административного ответчика о пропуске срока обращения ИФНС России № 16 за судебной защитой, являются несостоятельными.

Согласно п.2,3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку срок исполнения требования об уплате налога был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган обратился за судебным приказом ДД.ММ.ГГГГ (в течение 6 месяцев), а после отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ обратился в городской суд ДД.ММ.ГГГГ (в течение 6 месяцев), сроки обращения за судебной защитой не пропущены.

Таким образом, поскольку дохода в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ, административным ответчиком не получено, а доход, полученный ФИО1 в результате прощения долга, не подлежит налогообложению в силу п.72 ст.217 НК РФ, требования Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы России № 16 по Пермскому краю о взыскании сумм недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №16 по Пермскому краю к ФИО1 о взыскании сумм недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Добрыднева Т.С.