ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1411/20 от 03.09.2020 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1411/2020

УИД: 61RS0036-01-2020-003053-84

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 сентября 2020 г. г.Каменск-Шахтинский

Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кукленко О.Е.,

при секретаре Устиновой Л.И.,

представителя административного истца по доверенности Хворостяной Н.А.,

представителя административного ответчика по доверенности Волковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г. Каменск-Шахтинского РО к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в Каменский районный суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО (далее Росреестр) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права. Мотивируя свою позицию указал следующее. Административный истец обратился в Росреестр (Каменск- Шахтинский) с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения № 3 к Муниципальному контракту №Ф.2018.531522 от 14.11.2018 г. от 14.10.2019 г. в части изменения объекта долевого строительства вместо <адрес> подлежит передаче <адрес> местоположение: <адрес>, мкр. Заводской, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено решение о приостановлении регистрации права на вышеуказанный объект (КН/УН: 61:52:00200009:2303) поскольку заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации. 15.06.2020г. административным ответчиком вынесено решение об отказе в государственной регистрации. В качестве оснований для вынесения решения об отказе административным ответчиком указано на истечение срока приостановления осуществления государственной регистрации и на не устранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Считает, что у государственного регистратора не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации и отказа в государственной регистрации права собственности на жилое помещение, поскольку согласно Муниципального контракта №Ф.2019.448539 от 02.04.2019г., Акта приемки-передачи от 24.01.2020г. спорная квартира создана в результате окончания строительства многоквартирного дома на основании Разрешения на ввод объекта эксплуатацию от 30.12.2019г., следовательно, право на квартиру возникло в результате участия административного истца в долевом строительстве многоквартирного дома на основании заключенного муниципального контракта. Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется. Дополнительное соглашение от 14.10.2019г. к Муниципальному контракту .2018.531522 от 14.11.2018г. было заключено по основаниям пп.«в»п.1ч.1ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ч.2 ст.34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.34 и ст.95 Закона № 44-ФЗ. Пп. «а» п.64 ст.1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено внесение изменений в ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ. Так, в случае если изменение существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в части изменения цены контракта инициировано в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, то возможность указанного изменения должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом и допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта. Иных ограничений и требований Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. При этом согласно п.2 ст.72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Дополнительное соглашение было заключено сторонами в соответствии с требованиями ст. 452 ГК РФ, а действующее законодательство не содержит запретов на изменение площади посредством внесения изменения в муниципальный контракт. При этом предмет муниципального контракта его основных характеристик в соответствии с проектной документацией неизменен. Таким образом, основания для приостановления и отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения, указанные государственным регистратором в уведомлении, отсутствуют, поскольку были представлены все необходимые документы для государственной регистрации дополнительного соглашения по форме и содержанию соответствующего действующему законодательству. Ссылаясь на положения ч. 12 ст. 29 закона «О государственной регистрации недвижимости» просит признать незаконным Решение административного ответчика от 15.06.2020 г. N61/019/003/2020-1120 об отказе в государственной регистрации права административного истца на объект недвижимости, а именно: <адрес> местоположение: <адрес>; обязать осуществить государственную регистрацию права на указанный объект недвижимости.

Представитель административного ответчика в своих возражениях указал следующее. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон). Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен главой 3 Закона. 03.03.2020 г. административный истец обратился за осуществлением действий по государственной регистрации права собственности в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. В силу п.3 ч.1 ст.29 Закона 13.03.2020 г. осуществление действий по государственной регистрации права в отношении данного объекта было приостановлено сроком до 11.06.2020 г. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации указаны причины приостановления государственной регистрации. Поскольку в течение срока приостановления государственной регистрации административным истцом причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного объекта, устранены не были силу ст. 27 Закона 15.06.2020 г. государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта. В сообщении об отказе в государственной регистрации от 15.06.2020 г. указаны причины отказа в государственной регистрации права в отношении данного объекта, со ссылкой на ч.1 ст.14, ч.4 ст.18, ч.1 ст.29 Закона. Администрацией города Каменск-Шахтинекого Ростовской области подано заявление о государственной регистрации права на указанную выше квартиру. К заявлению приложены следующие документы: Муниципальный контракт № Ф.2019.448539 от 02.04.2019 г., акт приема-передачи от 24.01.2020 г. Согласно сведениям ЕГРН квартира создана в результате окончания строительства многоквартирного дома на основании Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2019 г. Исходя из содержания предоставленного акта приема-передачи от 24.01.2020 г. право на квартиру возникает в результате участия Администрации города Каменск- Шахтинского РО в долевом строительстве многоквартирного дома на основании заключенного муниципального контракта. В соответствии с ч.11 ст.48 Закона для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства определен перечень необходимых документов наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права. Предметом Муниципального контракта № Ф.2019.448539 от 02.04.2019 г. является объект долевого строительства - 1-комнатная квартира, проектный № <адрес>, общая проектная площадь (без учета балконов и лоджий) <данные изъяты> м кв., этаж 4, адрес (местоположение): <адрес> на пересечении <адрес><адрес> Согласно сведениям ЕГРН объект долевого строительства - <адрес> - не является предметом заключенного Администрацией города Каменск-Шахтинского РО с застройщиком ООО «Легион» зарегистрированного договора участия в долевом строительстве. Администрацией <адрес> РО подано заявление о государственной регистрации Дополнительного соглашения к муниципальному контракту № Ф.2018.531522 от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым изменяется объект долевого строительства - вместо <адрес> подлежит передаче <адрес>. Государственная регистрация дополнительного соглашения приостановлена. В соответствии со ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и ч.2 ст.164 ГК РФ дополнительное соглашение к договору участия в долевом строительстве в отсутствие государственной регистрации не может являться надлежащим документов, изменяющим обязательства сторон по договору. Следовательно, не предоставлен документ, являющийся основанием возникновения права Администрации города Каменск-Шахтинского РО на <адрес>, расположенную по адресу: ФИО1, <адрес>. С учетом изложенного Росреестром нормы действующего законодательства не нарушены, в отношении административного истца неправомерных действий совершено не было. Исполнение государственным органом обязательных требований Закона не может характеризовать действия Росреестра как незаконные.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал истовые требования в полном объеме. На вопрос суду пояснила, что копию решения о приостановлении государственной регистрации права получали, не обжаловали.

Представитель административный ответчик, в судебном заседании поддержала представленные возражения.

Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.14 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст.27 указанного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 и ч.3, п.1 ст.29 указанного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч.2 п.4 ст.29 указанного Закона орган регистрации прав уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

П.5 ст.29 указанного Закона - в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.

П.6 ст.29 указанного Закона - в день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.

П.12 ст.29 указанного Закона - приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, 03.03.2020 г. Администрация г. Каменск-Шахтинского РО обратилась к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО за осуществлением действий по государственной регистрации права собственности в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО в соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» проведена правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

По результатам проверки 13.03.2020 г. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО осуществление действий по государственной регистрации права в отношении данного объекта было приостановлено сроком до 11.06.2020 г.

Данное решение получено административным ответчиком, что не оспаривается его представителем.

П.12 ст.29 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность обжалования заинтересованным лицом приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по состоянию на 03.09.2020 г. не обжаловано, что также подтвердил в судебном заседании представитель административного истца, а сразу выбран порядок защиты своих прав путем подачи рассматриваемого административного искового заявления на решение об отказе в государственной регистрации права.

15.06.2020 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО в соответствии со ст.27 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказано Администрации г. Каменск-Шахтинского Ростовской области в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Так, судом не установлено нарушений норм материального прва, предусмотренного Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и процессуального права предусмотренного КАС РФ, в том числе и положениями п.9 ст.226 КАС РФ, при принятии обжалуемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Администрации г. Каменск-Шахтинского РО к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения

составлен 07.09.2020 г.

Председательствующий: