ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1413/19 от 16.04.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2019 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи А.С. Поляковой,

при секретаре Н.С. Базитовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-1413/2019 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о признании информации, распространенной в сети «Интернет» запрещенной,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области, в котором просил Признать информацию о незаконном способе охоты на медведя в зимнее время, размещённую в видеоролике, имеющем Интернет адрес: <адрес>, информацией, распространение которой в РФ запрещено.

В обоснование своих требований Братский межрайонный природоохранный прокурор в административном исковом заявлении указал на то, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлены WEB-сайты содержащие материалы, противоречащие действующему законодательству об охране окружающей среды: <адрес>. На данном сайте к просмотру предоставлен видеоролик, в котором наглядно отображены действия по охоте на медведя во вне установленные сроки охоты. Вход на указанную страницу свободный, ознакомиться с содержанием размещённого на ней видеоролика может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний.

Сеть «Интернет» является информационно - телекоммуникационной сетью. Предоставление возможности доступа с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет» к видеороликам, содержащим способ незаконной охоты на медведя, находящегося в берлоге в зимнее время, за который законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации. Размещенная информация находится в широком доступе. В видеоролике, размещенном по адресу <адрес> показана информация об охоте на медведя в зимнее время, что оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление об охране животного мира.

Помимо того, данный видеоролик не только побуждает неопределенный круг лиц совершать преступления (правонарушения), но и воспитывает азартное противоправное поведение. На опубликованном в сети «Интернет» видеоролике граждан фактически учат способу незаконной добычи представителей животного мира, в том числе обитающих на территории Иркутской области.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права РФ и права неопределенного круга лиц, оказывая негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о вседозволенности при охоте.

В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, поддержал.

Представитель административного ответчика – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее - Управление Роскомнадзора по Иркутской области), в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. Кроме того, представил отзыв на административный иск, в котором указал на то, что полагает возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории России.

Выслушав пояснения помощника природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2.1 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.

Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 20.04.2018 N 78-КГ17-101 указал, что решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII названного Кодекса.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлен WEB-сайт: <адрес>, в котором наглядно отображены действия по охоте на медведя во вне установленные сроки охоты.

Как установлено, размещенная информация находится в широком доступе, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанного видеоролика может любой Интернет-пользователь.

На выявленной странице сайта размещена информация, оказывающая негативное влияние на правосознание граждан, формирующая искаженное представление об использовании животного мира.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и никем не оспариваются.

Статьей 258 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную охоту.

Кроме того, ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 24 Правил охоты, утверждённых приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 установлено, что охота на медведей осуществляется в сроки, указанные в приложении № 2 к настоящим Правилам, и в иные сроки, предусмотренные настоящими Правилам. Согласно приложению № 2 к Правилам охоты, сроки охоты на бурого медведя разрешены только в весенне-летнее время (21 марта-10 июня) и в летне-осеннее время (01 августа-30 ноября). В зимне-весеннее время (с 31 ноября по 20 марта) охота на медведя (бурого, гималайского) запрещена.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации (далее Закон № 149-ФЗ) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частями 1, 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 15 настоящего Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5).

Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее Правила).

Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 3 ст. 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктами 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 07.06.2017) все операторы связи, оказывающие услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязаны осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством Интернета, в порядке, установленном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202 -1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Обращаясь с административным иском о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних.

На основании вышеизложенных норм права, суд приходит к выводу о том, что размещенная в сети «Интернет» на сайте <адрес> информация, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о способе охоты на медведя, находящегося в берлоге в зимнее время года, т.е. в срок, когда охота на медведя запрещена.

Помимо того, данный видеоролик не только побуждает неопределенный круг лиц совершать преступления (правонарушения), но и воспитывает азартное противоправное поведение. На опубликованном в сети «Интернет» видеоролике граждан фактически учат способу незаконной добычи представителей животного мира, в том числе обитающих на территории Иркутской области.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права РФ и права неопределенного круга лиц, оказывая негативное влияние на правосознание граждан, формирует искаженное представление о вседозволенности при охоте.

Суд считает, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей граждан (в том числе, несовершеннолетних) к незаконной добыче представителей животного мира, фактически способствует совершению преступлений, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать информацию о незаконном способе охоты на медведя в зимнее время, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адрес <адрес>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья А.С. Полякова