ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1413/2022 от 23.06.2022 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

УИД: 91RS0009-01-2022-002063-81

Дело № 2а-1413/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лантратовой А.И.

при секретаре судебного заседания Хайбердыевой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым к Овсянникову Сергею Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Представитель межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым обратился в суд с административным исковым заявлением к Овсянникову Сергею Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций.

Свои требования мотивирует тем, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Крым состоит в качестве налогоплательщика и плательщика страховых взносов Овсянников Сергей Сергеевич.

Полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговые органы. Налогоплательщиками и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов в соответствии со ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

Указывает, что Овсянников С.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 07 февраля 2020 года, утратил статус индивидуального предпринимателя 14 апреля 2021 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Фактически, дата постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя 07 февраля 2020 года, в свою очередь, Овсянниковым С.С. был осуществлен переход на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» с 07 октября 2020 года, данный режим был прекращен 18 февраля 2021 года в силу того, что плательщиком не были выполнены требования в части предоставления в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения УСН. Административный ответчик повторно осуществил переход на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» с 01 марта 2021 года при этом, уведомление о прекращении применения УСН в налоговый орган направлено не было. 14 апреля 2021 года прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В установленные законодательством сроки Овсянниковым С.С. не уплачены:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (период 2020 год: 07 октября 2020 года – 31 декабря 2020 год), в связи с чем, возникла недоимка в размере 7588,65 рублей;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (период 2020 год: 07 октября 2020 года – 31 декабря 2020 год), в связи с чем, возникла недоимка в размере 1970,60 рублей;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (период 2021 год: 01 января 2021 год – 28 февраля 2021 год), в связи с чем, возникла недоимка в размере 5408,00 рублей;

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (период 2021 год: 01 января 2021 год – 28 февраля 2021 год), в связи с чем, возникла недоимка в размере 1404,34 рублей.

Таким образом, общий размер недоимки по страховым взносам административного ответчика составляет: на обязательное пенсионное страхование: 12 996,65 руб. (7 588,65 + 5 408,00), на обязательное медицинское страхование: 3 374,94 руб. (1 970,60 + 1 404,34).

В связи с тем, что обязанности страхователя по своевременной уплате страховых взносов административным ответчиком своевременно не исполнены, в силу ст. 75 НК РФ, Овсянникову С.С. были начислены пени за каждый календарный день просрочки платежа.

Таким образом, административному ответчику за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начислены пени в размере 213,21 руб.; за неуплату в установленный законодательством срок страховых взносов на обязательное медицинское страхование начислены пени в размере 55,36 руб.

В связи с выявлением указанной недоимки по ОПС и ОМС инспекцией в порядке ст. 69 НК РФ административному ответчику было сформировано требование № 6270 от 07 июня 2021 года. Указанное требование было направлено Овсянникову С.С. в электронном виде через электронный ресурс ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика» 07 июня 2021 года, получено адресатом 08 июня 2021 года. В добровольном порядке, в установленный срок (до 22 октября 2021 года) требование не исполнено и не обжаловано.

17 ноября 2021 года Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым обратилась в судебный участок № 38 Евпаторийского судебного района Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Овсянникова С.С. задолженности перед бюджетом в общей сумме 16640,16 рублей.

24 ноября 2021 года мировым судьей судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района был вынесен судебный приказ по делу № 2а-38-275/2021 о взыскании с Овсянникова С.С. вышеуказанной задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района от 09 декабря 2021 года судебный приказ был отменен.

Таким образом, административный истец просит взыскать с административного ответчика Овсянникова Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: гор задолженность перед бюджетом в общей сумме 16640,16 рублей (шестнадцать тысяч шестьсот сорок рублей шестнадцать копеек), в том числе: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года (за 2020-2021 гг.: с 07 октября 2020 года по 28 февраля 2021 год) в размере 12996,65 рублей, пени в размере 213,21 рублей; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года (за 2020-2021 гг.: с 07 октября 2020 года по 28 февраля 2021 год) в размере 3374,94 рублей, пени в размере 55,36 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым не явился, извещён надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Административный ответчик Овсянников С.С. в судебное заседание не явился, уведомлялся о рассмотрении дела надлежащим образом. Заявлений об отложении судебного разбирательства или невозможности явки по уважительным причинам не предоставил, своего представителя в суд не направил. В связи с чем, суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, а также согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик Овсянников Сергей Сергеевич был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов с 07 февраля 2020 года, 14 апреля 2021 года индивидуальный предприниматель прекратил деятельность (л.д. 21-27).

Согласно учетным данным налогоплательщика – физического лица, административный ответчик Овсянников С.С. состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым (л.д. 28).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года.

Согласно положениям п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, и в соответствии со статьей 432 Налогового кодекса уплата страховых взносов плательщиками, прекратившими осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета.

В соответствии с Законом Республики Крым от 17 апреля 2020 года № 67-ЗРК/2020 «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в Республике Крым» с 01 июля 2020 года на территории Республики Крым введен в действие указанный специальный налоговый режим, (далее - НПД).

Правовой режим НПД регулируется Федеральным закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Так, в соответствии с ч. 11 ст. 2 Закона № 422-ФЗ индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

При этом, в ч 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ содержится перечень лиц, которые не в праве применять НПД. Так, в соответствии с пп.7 ч 2 указанной статьи к таким субъектам относятся лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений частей 3 и 4 статьи 15 Закона № 422-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам НПД вправе отказаться от применения УСН и перейти на специальный налоговый режим НПД в соответствии с Законом № 422-ФЗ.

Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения УСН. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение УСН со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлен по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением квалифицированной электронной подписи, в том числе через сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», размещенный на сайте ФНС России www.nalog.gov.ru в разделе «Моя система налогообложения». Указанная позиция изложена в письмах ФНС России от 10 января 2019 года № СД-4-3/101@, от 30 января 2019 года № СД-4-3/1520.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, в случае направления уведомления, указанного в части 4 статьи 15 Закона № 422-ФЗ, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления, постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

Материалами дела подтверждается, что Овсянниковым С.С. был осуществлен переход на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» с 07 октября 2020 года, данный режим был прекращен 18 февраля 2021 года в силу того, что плательщиком не были выполнены требования в части предоставления в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД направления в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения УСН. Также административный ответчик повторно осуществил переход на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» с 01 марта 2021 года при этом, уведомление о прекращении применения УСН Административным ответчиком в налоговый орган направлено не было (л.д. 29 -30).

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, постановка Овсянникова С.С. на учет в качестве налогоплательщика НПД в соответствии с его заявлениями от 07 октября 2020 года и 01 марта 2021 года была аннулирована, следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате за указанные периоды страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

У Овсянникова С.С. выявлена недоимка в размере: 7588,65 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за периоды с 01 января 2017 года (период 2020 год: 07 октября 2020 года – 31 декабря 2020 год); 1970,60 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года (период 2020 год: 07 октября 2020 года – 31 декабря 2020 год); 5408,00 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, за периоды с 01 января 2017 года (период 2021 год: 01 января 2021 год – 28 февраля 2021 год); 1404,34 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года (период 2021 год: 01 января 2021 год – 28 февраля 2021 год) (л.д. 38).

Кроме того, п. 3 ст. 75 НК РФ установлено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, начисляется пеня.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой административным ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Крым было сформировано требование № 6270 по состоянию на 07 июня 2021 года, в соответствии с которым Овсянникову С.С. в срок до 22 октября 2021 года необходимо было уплатить недоимку по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование в размере 7588,65 рублей – за 2020 год и 5408,00 рублей – за 2021 год, пени по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование в размере 213,21 рублей, недоимку по страховому взносу на обязательное медицинское страхование в размере 1970,60 рублей – за 2020 год и 1404,34 рублей – за 2021 год, пени по страховому взносу на обязательное медицинское страхование в размере 55,36 рублей (л.д. 31). В добровольном порядке, в установленный срок - до 22 октября 2021 года, требование Овсянниковым С.С. не исполнено и не обжаловано. Исходя из данных АИС «Налог-3» требование № 6270 от 07 июня 2021 года вручено Овсянникову С.С. 08 июня 2021 года (л.д. 33).

Представленный административным истцом расчет пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является верным, административным ответчиков не оспорен (л.д. 34).

24 ноября 2021 года мировым судьей судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым выдан судебный приказ по делу № 2а-38-275/2022 о взыскании с Овсянникова С.С. вышеуказанной задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 38 Евпаторийского судебного района (городской округ Евпатория) Республики Крым от 09 декабря 2021 года по делу судебный приказ от 24 ноября 2021 года был отменен (л.д. 35).

В ходе судебного разбирательства оснований для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2020, 2021 гг. не установлено.

Таким образом, суд, установив все имеющие значение для дела фактические обстоятельства, проанализировав положения действующего законодательства применительно к возникшим правоотношениям, а также действия налогового органа по исчислению подлежащей уплате Овсянниковым С.С. задолженности перед бюджетом на предмет ее соответствия требованиям законодательства, приходит к выводу об удовлетворении иска, поскольку неуплата страховых взносов в установленные законом сроки находит свое подтверждение материалами дела, равно как и неуплата начисленных в связи с этим пени, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Согласно правилам исчисления государственной пошлины, установленным подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, по настоящему спору уплате подлежала государственная пошлина в размере 665,61 рублей. Принимая во внимание, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена, а решение суда принято не в пользу административного ответчика, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию с Овсянникова С.С. в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республике Крым к Овсянникову Сергею Сергеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.

Взыскать с Овсянникова Сергея Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: ИНН , паспорт серии , задолженность перед бюджетом в общей сумме 16640,16 рублей (шестнадцать тысяч шестьсот сорок рублей шестнадцать копеек), в том числе:

- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020-2021 гг. (

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 213,21 рублей

- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды за 2020-2021 гг. (с 07 октября 2020 года по 28 февраля 2021 год) в размере 3374,94 рублей

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 55,36 рублей

Взыскать с Овсянникова Сергея Сергеевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 665,61 (шестьсот шестидесяти пяти рублей шестидесяти одной копейки).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья А.И. Лантратова