Дело № 2а-1414/2020
№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Продун Е.А.
при секретаре Петуховой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 23 октября 2020 г. дело по административному иску Печорского межрайонному прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Печора» о признании незаконным бездействия, обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам для беспрепятственного пользования общественным пассажирским транспортом,
УСТАНОВИЛ:
Печорский межрайонный прокурор обратился в суд интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МР «Печора» о признании незаконным бездействия, обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам для беспрепятственного пользования общественным пассажирским транспортом. В обоснование иска Печорский межрайонный прокурор сослался на результаты проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов в части организации транспортной доступности для инвалидов на территории муниципального района «Печора».
Печорский межрайонный прокурор просил:
- признать незаконным бездействие администрации МР «Печора», выразившееся в необеспечении транспортной доступности для инвалидов и других маломобильных групп на территории муниципального образования;
- обязать администрацию МР «Печора» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу создать условия инвалидам и другим маломобильным группам для беспрепятственного пользования общественным пассажирским транспортом, оборудованным в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов для перевозки инвалидов, в необходимом количестве.
В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Зрайченко Р.А. на административном иске настаивал.
Представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от **.**.**, возражала против удовлетворения административного иска в части признания незаконным бездействия.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Местное самоуправление, в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).
Реабилитация инвалидов является одной из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.
Согласно ст.2 Федерального закона от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст.15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий) обеспечивают инвалидам, в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования, в том числе автомобильным транспортом в городском, пригородном сообщении.
Требования к общественному пассажирскому транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, предусмотрены ГОСТом Р 51090-2017 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов", принятым и введенным в действие Приказом Росстандарта от **.**.** N 1333-ст, а также ГОСТом Р 50844-95 "Автобусы для перевозки инвалидов", принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от **.**.** N 634, которые являются обязательными.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, на территории муниципального района «Печора» действует 18 автобусных маршрутов регулярных перевозок. В процессе работы общественного транспорта задействовано 37 единиц техники. Вместе с тем, ни один из автобусов не приспособлен для перевозки инвалидов и других маломобильных групп.
**.**.** Печорским межрайонным прокурором в адрес и.о. главы администрации муниципального района «Печора» было внесено представление №... (л.д.6-8).
Из ответа на представление, направленного в адрес Печорского межрайонного прокурора **.**.** (исх.№...), следует, что администрация МР «Печора» с нарушениями, изложенными в представлении, согласна. В рамках устранения нарушений законодательства о транспортной доступности для инвалидов на территории муниципального района «Печора» денежные средства на указанные цели будут предусмотрены при формировании бюджета МО МР «Печора» на 2021-2023 г.г.
Доказательств того, что расходы, связанные с приобретением специализированного транспорта, включались в проекты бюджетов на предыдущие годы, администрацией МР «Печора» в нарушение ст.62 КАС РФ суду не представлено.
На основании изложенного, учитывая установленные обстоятельства, принимая во внимание, что обязанность по соблюдению гарантий прав инвалидов и других маломобильных групп на обеспечение им доступа для пользования общественным пассажирским транспортом на территории МО МР «Печора» возложена законом на администрацию МР «Печора», суд приходит к выводу о незаконности бездействия административного ответчика и возложении на него обязанности создать указанным лицам соответствующие условия. Исковое заявление Печорского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Заявленное представителем административного ответчика в судебном заседании ходатайство об увеличении срока исполнения решения суда, указанного прокурором в иске, удовлетворению не подлежит.
С учетом объема мероприятий, необходимых для исполнения решения, заявленный прокурором срок (шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу) суд считает разумным. Установление более длительного срока будет означать продолжение нарушения конституционных прав и свобод инвалидов и других маломобильных групп, лишая их равных возможностей с другими гражданами к беспрепятственному доступу услугами общественного транспорта.
В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Печора», выразившееся в необеспечении транспортной доступности для инвалидов и других маломобильных групп на территории муниципального образования муниципального района «Печора».
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, создать условия инвалидам и другим маломобильным группам для беспрепятственного пользования общественным пассажирским транспортом, оборудованным в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов для перевозки инвалидов, в необходимом количестве.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Продун
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2020 г.