ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1414/2020КОПИ от 17.08.2020 Мелеузовского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-1414/2020 копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мелеуз. 17 августа 2020 года

Мелеузовский районный суд Республика Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Байрашева А.Р.,

представителя административного истца администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриевой Т.Д.,

представителя административного ответчика Мелеузовского МОСП УФССП по РБ и Управления ФССП по РБ. Астаховой А.С.,

при секретаре Акзигитовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального района Мелеузовский район РБ к Мелеузовскому МОСП УФССП РФ по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Представитель администрации муниципального района Мелеузовский район РБ обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновывая его тем, что является должником по исполнительному производству, возбужденному на основании постановления Мелеузовского МОСП УФССП по РБ от 13.09.2018г. <№> на основании исполнительного листа Мелеузовского районного суда <№> от 05.09.2018 об обязании Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ предоставить Дементьевой Татьяне Николаевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение специализированного жилого фонда Дементьевой Т.Н. до сегодняшнего дня не предоставлено. В связи с этим заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Елисеевым С.В. было вынесено постановление от 24.07.2020 о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, а также установлен исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями Дементьева Т.Н. числится под <№>. Список формируется ежегодно не позднее 01 февраля и передается в республиканский орган исполнительной власти для внесения в Единый список по Республике. При этом муниципальному району Мелеузовский район РБ на 2020 год выделено средств для приобретения 15 квартир. При выделении средств стоимость 1 кв.м. жилого помещения Государственным комитетом РБ по строительству была посчитана как стоимость 1 кв.м. в сельской местности. Письмом от 24.04.2020г. №211 были запрошены дополнительные средства, однако ответа и дополнительных средств нет. 08.07.2020 был проведен электронный аукцион на приобретение 7 квартир. Однако аукционы были признаны несостоявшимися: по 6 аукционам не подана ни одна заявка, по 1 аукциону предложена квартира, не соответствующая требованиям законодательства.

Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, однако вины Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ в неисполнении судебного решения не имеется, поскольку были запрошены дополнительные средства и проведены аукционы. Ненадлежащее финансирование органов государственной власти переданных государственных полномочий, выделение субвенций по стоимости 1 кв.м. жилого помещения как стоимость 1 кв.м. в сельской местности не позволил Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ выполнить переданные полномочия надлежащим образом.

Просит освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Елисеева С.В. от 24.07.2020 в полном объеме, то есть в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель администрации муниципального района Мелеузовский район РБ Дмитриева Т.Д., поддержав свои требования, просила освободить их от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Елисеева С.В. от 24.07.2020 в полном объеме, то есть в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного ответчика Мелеузовского МОСП УФССП по РБ и Управления ФССП по РБ. Астахова А.С. вынесение решения по существу заявленных требований оставила на усмотрение суда.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела без участия прокурора и заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Мелеузовского МО УФССП по РБ Елисеева С.В., надлежащим образом, извещенных о дате, месте и времени рассмотрения административного иска.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Исходя п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации - лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из материалов дела, решением Мелеузовского районного суда РБ от 03.07.2018 исковые требования Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах Дементьевой ФИО8 к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения из специализированного жилого фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет удовлетворены. Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан обязали предоставить Дементьевой Т.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

На основании исполнительного листа постановлением судебного пристав-исполнителя от 13.09.2018 возбуждено исполнительное производство <№> в отношении администрации муниципального района Мелеузовский район РБ.

В указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке администрацией муниципального района Мелеузовский район РБ не исполнены, в связи с чем, заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Мелеузовского МО УФССП по РБ Елисеевым С.В. было вынесено постановление от 24.07.2020 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 19.12.2019 №181-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.» Мелеузовскому району распределены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в общей сумме 11 304 309,00 руб.

Полученные средства администрация муниципального района Мелеузовский район РБ направила на проведение электронного аукциона на приобретение 7 квартир, однако 6 аукционов признаны несостоявшимися, по 1 аукциону предложена квартира, не соответствующая требования законодательства.

Указанные действия администрации муниципального района Мелеузовский район РБ соответствуют требованиям законодательства, регулирующего права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями.

В силу положений Федерального загона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» Администрация муниципального района Мелеузовский район РБ обязана предоставить жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не за счет собственных средств, а за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.

Администрация является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела на дату обращения административного истца с иском в суд на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения состояли 53 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Дементьева Т.Н. числится в списке под <№>.

Вместе с тем, объем денежных средств, выделенных в 2020 году муниципальному району Мелеузовский район РБ для обеспечения жильем детей-сирот, составил всего 11 304 309,00 рублей, ненадлежащее финансирование органов государственной власти переданных государственных полномочий, выделение субвенций по стоимости 1 кв.м. жилого помещения как стоимость 1 кв.м. в сельской местности не позволил Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ выполнить переданные полномочия надлежащим образом.

Кроме того по рассматриваемому делу необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, в том числе по проведению закупок (аукционов) по приобретению жилья и его оформлению.

Приобретение жилья в данном случае происходит путем заключения муниципального контракта и регулируется нормами Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок и сроки выполнения процедур закупок (аукциона), установленные этим Законом, являются обязательными для Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ и не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Мелеузовского района Республики Башкортостан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения невозможно вследствие объективных обстоятельств и не зависит от воли должника.

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что финансирование администрации муниципального района осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, при этом административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок и находит требования Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Администрации муниципального района Мелеузовский район РБ к Мелеузовскому МОСП УФССП РФ по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

освободить администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ от взыскания исполнительского сбора, установленного по постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Мелеузовского МО УФССП по РБ Елисеева С.В. от 24.07.2020 <№>.

решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья А.Р. Байрашев

Копия верна:

Председательствующий судья: А.Р. Байрашев

Подлинник решения подшит в административное дело №2а-1414/2020