ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1414/2022 от 09.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2022-000847-41

Дело № 2а-1414/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 9 марта 2022 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми к ФИО1 ФИО5 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.

В обоснование своих требований Инспекция указывает о том, что согласно статье 432 НК РФ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Инспекцией в соответствии с действующим законодательством в адрес налогоплательщика направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ<Адрес>6, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты страховых взносов, пени. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов административному ответчику начислены пени. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка Ленинского судебного района <Адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесено определение об отказе в вынесении судебного приказа в связи с пропуском срока подачи заявления о выдаче судебного приказа. На момент составления административного искового заявления задолженность по уплате страховых взносов ФИО4 не погашена.

На основании вышеизложенного, ИФНС России по <Адрес> просит:

-взыскать с ФИО1 ФИО6 задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ за расчетные периоды до 01.01.2017 в виде пени в размере 1 531,47 руб., задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ за расчетные периоды с 01.01.2017 налог в размере 1 006,45 руб., пени в размере 28,35 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 в размере 197,42 руб., пени в размере 5,55 рублей;

- восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки по уплате страховых взносов.

Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего дела судом извещался, судебное извещение направлялось по адресу регистрации.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления на основании следующего.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов с 01.01.2017, в связи с чем полномочия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми с указанной даты исполняет Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действующего на момент возникновения спорных правоотношений (до ДД.ММ.ГГГГ), плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ вышеперечисленная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона (5,1 процента), увеличенное в 12 раз (п. 1.2).

В силу ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов административного дела, у ФИО1 имеется задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ за расчетные периоды с 01.01.2017, задолженность по страховым платежам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов с 01.01.2017, в связи с чем полномочия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми с указанной даты исполняет Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми.

На основании ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. ч. 2, 9 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании задолженности подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2 ст. 21).

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 9 ст. 21).

18.02.2015 Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование <Адрес>6 о необходимости уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный периоды, начиная с 01.01.2017, на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в срок до 02.03.2015 (л.д.8).

09.01.2017 Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование о необходимости уплаты страховых взносов в срок до 22.06.2017 (л.д. 9).

22.03.2016 – требование о необходимости уплаты страховых взносов в срок до 01.04.2016 (л.д.10).

12.05.2017 – требование № 40564 об уплате страховых вносов в срок до 01.06.2017 (л.д. 11).

Инспекция 17.11.2021 обратилась к мировому судье судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности.

Определением мирового судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми от 22.11.2021 в принятии заявления Инспекции о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 о взыскании страховых взносов отказано в связи с пропуском срока для обращения с заявлением о взыскании недоимки в суд, поскольку срок исполнения самого раннего требований, по которому размер долга не превысил 10 000 руб., установлен до 02.03.2015, следовательно, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о его взыскании до 02.09.2018.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, проверив соблюдение Инспекцией срока для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании с ответчика налога и пени.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (определения от 3 октября 2006 года, от 18 декабря 2007 года № 890-О-О, от 20 ноября 2008 года, от 24 сентября 2013 года, от 29 января 2015 года и др.).

При этом истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.

На дату обращения к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки по уплате страховых взносов, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.

Административный истец, ссылаясь на положения ст. 95 КАС РФ, просит восстановить пропущенный процессуальный срок.

Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку по смыслу действующего законодательства пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи заявления о вынесении судебного приказа в установленный законом срок, Инспекцией не приведено.

Учитывая, что административный истец является государственным органом, юридическим лицом, имеющим в своем штате юристов, уполномоченных в установленном законом порядке представлять его интересы, суд считает, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока.

При таких обстоятельствах ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подлежит удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени не имеется, в связи с пропуском административным истцом установленного срока для обращения в суд в удовлетворении требований Инспекции следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми к ФИО1 ФИО7 о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ за расчетные периоды до 01.01.2017 в виде пени в размере 1 531,47 руб., задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ за расчетные периоды с 01.01.2017 налог в размере 1 006,45 руб., пени в размере 28,35 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 01.01.2017 в размере 197,42 руб., пени в размере 5,55 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.